Файл: Детскородительское общение как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе
1.2 Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения
2.1 Условия эффективного детско-родительского общения
2.2 Организация и изучение детско-родительского общения как фактор гармоничного воспитания
2.3 Реализация экспериментального исследования
Образовательное частное учреждение
высшего образования
«МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет «Общая и практическая психология»
Студентка Шварова Екатерина Александровна
форма обучения, курс очно-заочная, 2 курс
направление Психология
направленность Практическая психология
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Педагогика
на тему: Детско-родительское общение как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.
Научный руководитель _____________________________________
(ФИО преподавателя)
Оценка _____________________________________
(заполняется преподавателем)
Москва, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания 6
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе 6
1.2 Стили семейного воспитания и типы семейных взаимоотношения 12
Глава 2. Исследование особенностей детско-родительского общения как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье 15
2.1 Условия эффективного детско-родительского общения 15
2.2 Организация и изучение детско-родительского общения как фактор гармоничного воспитания 20
2.3 Реализация экспериментального исследования 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение А 29
Приложение В 31
Введение
Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеальна. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие. Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества - не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям
Гипотеза: атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребенка. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: детско-родительское общение в семье.
Цель: Изучить организационно-педагогические особенности (условия) детско-родительского общения в семье.
В соответствии с обозначенными выше проблемой, объектом, предметом исследования и гипотезой, в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть особенности воспитания в современном обществе;
- охарактеризовать стили воспитания в семье как основу детского-родительского общения;
- изучить личностные особенности родителей на эффективность детско-родительского общения;
- выявить условия эффективного детско-родительского общения как фактор гармоничного воспитания;
- проанализировать результаты экспериментального исследования.
Глава 1. Теоретические основы изучения семейного воспитания
1.1 Особенности семейного воспитания в современном обществе
В семье формируются все личностные качества. Поэтому семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье ребенка присутствуют близкие ему люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь [1].
В семье должен присутствовать определенный морально-психологический климат, для ребенка - это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Существует определенная специфика семейного воспитания, в отличие от общественного воспитания. Особенностью семейного воспитания является органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем [1].
По природе своей семейное воспитание основано на чувствах. Изначально семья, как правило, основывается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности [2].
Еще одной особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
Важнейшим институтом социализации личности является – семья. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.
На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью. В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания.
Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:
- целенаправленного процесса воспитания.
- механизму социального научения.
Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми [2].
Семья выступает и как социальный институт. Функции семьи - это способы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.
Основная, первая функция семьи - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
духовного общества - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия [3].
Главные задачи семьи состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
Главная задача семьи - выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному [4].
Целью семейного воспитания является формирования таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание [5].
Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.