Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждения

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова

(филиал) Тюменского государственного университета

Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования






Заведующий кафедрой

кандидат педагогических наук, доцент

Е.И.Попова


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

бакалавра
МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Начальное образование»

Выполнила работу

студентка 5 курса

заочной формы обучения





Казянова Анастасия Геннадьевна









Руководитель

кандидат педагогических наук, доцент




Бырдина Ольга Геннадьевна


Ишим

2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ

1.1. КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………….10

1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ…………………………………………………………………...25

1.3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ………36

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………......42

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТ ФИЛЬМОВ

2.1. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………….……...44

2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ………………………………………………52


2.3. АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ…………………………………………………………………...70

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………...………………………………………......79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….........81

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….........84

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………89

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на большое количество исследований в данной области, практика показывает, что проблема формирования коммуникативных навыков у детей в младшем школьном возрасте остается нерешенной. Существование проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников связано со стремительно меняющимися социальными условиями жизни, которые требуют от ребёнка проявление умения общаться, быть коммуникабельным и работать в коллективе без конфликтных ситуаций. А проблема подбора методов и средств формирования коммуникативных навыков у младших школьников связана с недостаточностью методической литературы для педагогов по применению средств, методов и форм обучения, посредством которых можно управлять процессом развития личности ребёнка, формированием у детей коммуникативных компетенций и понимания, что чтобы быть успешным в современном мире, человек должен уметь общаться: соблюдать приличия, воспитанность, культурные нормы и ограничения в общении, обычаи, традиции, этикет в сфере общения, должен овладеть сложными коммуникативными навыками и умениями; ориентироваться в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету в рамках своей профессии и рода деятельности.

По мнению К.М. Левитана, что «успех любой деятельности человека в современном мире зависит то того, отмечает, обладает ли ее субъект коммуникативной компетентностью, которая включает, по его мнению, способность слушать и услышать, смотреть и увидеть, читать и вычитывать и во всех случаях адекватно понять воспринимаемый текст. Чем раньше у человека сформируются эти способности, тем успешнее он будет» [Левитан, с.234].

Младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола и между детьми и взрослыми, усвоение коммуникативных и речевых навыков, способов различения социальных ситуаций. Развитие коммуникативных навыков является одной из важнейших задач обучения в начальной школе. Главное определить, как этого можно достичь, какими средствами и методами обучения воспользоваться, чтобы современного медийного ребёнка обратить к живому общению со сверстниками и со взрослыми. В связи с этим у школы возникает задача не отвлечь ученика от компьютера и медиа средств, а объединить традиционные способы обучения и получения информации с современными и научить пользоваться цифровыми технологиями и медиа средствами с пользой для обучения и развития.

В связи с этим экранные искусства становятся актуальным материалом для формирования коммуникативных навыков у младших школьников, ведь факты сегодня свидетельствуют о том, что молодежная аудитория переориентирована с печатного текста на аудиовизуальный ряд, который составляет основу создаваемой человеком виртуальной реальности, поэтому педагогам необходимо найти такие методы и средства обучения, которые сориентируют человека уже в младшем школьном возрасте как нужно рационально соотносить живой и виртуальный стили общения со сверстниками и со взрослыми.

Ещё 90-е годы 20 века, такие педагоги как. Генералова И.А, Букатов Н.Ф., Бахтин Н.Н., а также специалисты в области мультипликации и театрального искусства Сац Н.И, Розанов С.Г. доказали возможность влияния просмотра детских спектаклей и мультипликационных фильмов на воспитание нравственных качеств у младших школьников и как одно из качеств было отмечено ими умение детей общаться друг с другом во время просмотра и обсуждения мультфильма. Причём, авторы публикаций отмечали, что для младшего школьника можно достичь обязательного уровня коммуникативных навыков, используя мультфильм, и выявили возможности влияния содержания советских мультипликационных фильмов на развитие коммуникативных навыков и речи в целом, на развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста. Прошло около 30 лет и нужно отметить, что современные дети большее информированы, чем их сверстники конца 20 - начала 21-го веков; они быстро решают трудные логические задачи, способны делать умозаключения. Даже родители отмечают, что современные младшие школьники порой знают больше, чем они и реагируют на полученную информацию более мобильно. Дети читают меньше книг и предпочитают получать информацию из СМИ или из компьютера, так как они легко обучаются пользоваться гаджетами и любыми видами компьютерной техники, но большинство из них испытывают трудности в общении со сверстниками и сложнее сходятся с людьми. Этому способствует и тот факт, что в жизни современных детей нет дворовых игр со сверстниками, в ходе которых ребенок общался со сверстниками и приобретал опыт для взаимодействия с социумом. Современный ребёнок предпочитает виртуальное общение со сверстниками и чаще всего он уже в младшем школьном возрасте сам решает, с кем общаться, а с кем нет. Но чрезмерное виртуальное общение приводит к тому, что в реальном мире ребёнок испытывает затруднения при общении с другими людьми. Именно поэтому одним из важнейших умений современной личности является овладение коммуникативными навыками, что позволит эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных навыков младших школьников – это актуальная педагогическая проблема, так как их сформированность влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс социализации каждого ребёнка и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные навыки развиваются и совершенствуются в процессе общения.


Мы полагаем, что можно использовать мультипликационный фильм в качестве одного из средств формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.

При изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены противоречия:

- между потенциальными возможностями мультипликационных фильмов в формировании коммуникативных навыков младших школьников и недостаточным использованием этих возможностей в решении данной проблемы;

- наличием несистематизированного практического опыта по формированию коммуникативных навыков средствами мультипликационной педагогики младших школьников и отсутствием теоретических оснований построения педагогического процесса.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективных педагогических условий для формирования коммуникативных навыков у младших школьников. В рамках данного исследования в качестве средства формирования коммуникативных навыков у младших школьников рассматривается мультипликационный фильм.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы данной выпускной квалификационной работы «Мультфильмы как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста» и заключается в необходимости формирования у младших школьников коммуникативных навыков, включающих их умения понять другого, сопереживать, сочувствовать; умения адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами мультипликационных фильмов.

Предметомисследования служат педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Цель данного исследования - выявить, теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возврата будет проходить более успешно, если реализованы следующие условия:


  • на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов;

  • во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, сущность и содержание коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе.

  2. Выявить особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов.

  3. Выявить, теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов.

  4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов.

Теоретико-методологическая основа: теоретический аспект развития коммуникативных навыков младших школьников, рассмотренный в работах Абрамовой Г.С., Андреевой Г.М., Белкина А.С., Бибика Н., Выготского Л.С., Джекобе А., Добровича А.Б., Епишиной Л. В., Зайцевой К.П., Зимней И.А., Кагана М.С., Кузьминой Н.В., Мудрика А.В., Мухиной В.С.; исследования влияния мультипликации на развитие нравственных качеств детей младшего школьного возраста, проведённые А.В. Запорожцем и А.В. Фѐдоровым; социально-психологический анализ современной мультипликации, проведённый Тимошиной Н.Н. и Морозовой А.Н.

Методы исследования:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

  • анализ литературы - при изучении сущности и содержания понятия «коммуникативные навыки»;

  • сравнительный анализ - при рассмотрении сути понятий «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», их взаимосвязи;

  • анализ и синтез – по результатам, проведённого нами анализа имеющегося опыта использования мультфильмов учителями начальных классов при обучении младших школьников, при разработке педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультфильмов.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

  • Описание применяется в п.2.3. в анализе полученных результатов реализации педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультфильмов.

  • Тестирование, анкетирование учащихся при выявлении уровня сформированности коммуникативных навыков.