Файл: Министерство науки и высшего образования российскойфедерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждения
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова
(филиал) Тюменского государственного университета
Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования
| Заведующий кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Е.И.Попова |
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
бакалавра
МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Начальное образование»
Выполнила работу студентка 5 курса заочной формы обучения | | Казянова Анастасия Геннадьевна |
| | |
Руководитель кандидат педагогических наук, доцент | | Бырдина Ольга Геннадьевна |
Ишим
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ
1.1. КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………….10
1.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ…………………………………………………………………...25
1.3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ………36
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………......42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТ ФИЛЬМОВ
2.1. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………….……...44
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ………………………………………………52
2.3. АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ…………………………………………………………………...70
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………...………………………………………......79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….........81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….........84
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на большое количество исследований в данной области, практика показывает, что проблема формирования коммуникативных навыков у детей в младшем школьном возрасте остается нерешенной. Существование проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников связано со стремительно меняющимися социальными условиями жизни, которые требуют от ребёнка проявление умения общаться, быть коммуникабельным и работать в коллективе без конфликтных ситуаций. А проблема подбора методов и средств формирования коммуникативных навыков у младших школьников связана с недостаточностью методической литературы для педагогов по применению средств, методов и форм обучения, посредством которых можно управлять процессом развития личности ребёнка, формированием у детей коммуникативных компетенций и понимания, что чтобы быть успешным в современном мире, человек должен уметь общаться: соблюдать приличия, воспитанность, культурные нормы и ограничения в общении, обычаи, традиции, этикет в сфере общения, должен овладеть сложными коммуникативными навыками и умениями; ориентироваться в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету в рамках своей профессии и рода деятельности.
По мнению К.М. Левитана, что «успех любой деятельности человека в современном мире зависит то того, отмечает, обладает ли ее субъект коммуникативной компетентностью, которая включает, по его мнению, способность слушать и услышать, смотреть и увидеть, читать и вычитывать и во всех случаях адекватно понять воспринимаемый текст. Чем раньше у человека сформируются эти способности, тем успешнее он будет» [Левитан, с.234].
Младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола и между детьми и взрослыми, усвоение коммуникативных и речевых навыков, способов различения социальных ситуаций. Развитие коммуникативных навыков является одной из важнейших задач обучения в начальной школе. Главное определить, как этого можно достичь, какими средствами и методами обучения воспользоваться, чтобы современного медийного ребёнка обратить к живому общению со сверстниками и со взрослыми. В связи с этим у школы возникает задача не отвлечь ученика от компьютера и медиа средств, а объединить традиционные способы обучения и получения информации с современными и научить пользоваться цифровыми технологиями и медиа средствами с пользой для обучения и развития.
В связи с этим экранные искусства становятся актуальным материалом для формирования коммуникативных навыков у младших школьников, ведь факты сегодня свидетельствуют о том, что молодежная аудитория переориентирована с печатного текста на аудиовизуальный ряд, который составляет основу создаваемой человеком виртуальной реальности, поэтому педагогам необходимо найти такие методы и средства обучения, которые сориентируют человека уже в младшем школьном возрасте как нужно рационально соотносить живой и виртуальный стили общения со сверстниками и со взрослыми.
Ещё 90-е годы 20 века, такие педагоги как. Генералова И.А, Букатов Н.Ф., Бахтин Н.Н., а также специалисты в области мультипликации и театрального искусства Сац Н.И, Розанов С.Г. доказали возможность влияния просмотра детских спектаклей и мультипликационных фильмов на воспитание нравственных качеств у младших школьников и как одно из качеств было отмечено ими умение детей общаться друг с другом во время просмотра и обсуждения мультфильма. Причём, авторы публикаций отмечали, что для младшего школьника можно достичь обязательного уровня коммуникативных навыков, используя мультфильм, и выявили возможности влияния содержания советских мультипликационных фильмов на развитие коммуникативных навыков и речи в целом, на развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста. Прошло около 30 лет и нужно отметить, что современные дети большее информированы, чем их сверстники конца 20 - начала 21-го веков; они быстро решают трудные логические задачи, способны делать умозаключения. Даже родители отмечают, что современные младшие школьники порой знают больше, чем они и реагируют на полученную информацию более мобильно. Дети читают меньше книг и предпочитают получать информацию из СМИ или из компьютера, так как они легко обучаются пользоваться гаджетами и любыми видами компьютерной техники, но большинство из них испытывают трудности в общении со сверстниками и сложнее сходятся с людьми. Этому способствует и тот факт, что в жизни современных детей нет дворовых игр со сверстниками, в ходе которых ребенок общался со сверстниками и приобретал опыт для взаимодействия с социумом. Современный ребёнок предпочитает виртуальное общение со сверстниками и чаще всего он уже в младшем школьном возрасте сам решает, с кем общаться, а с кем нет. Но чрезмерное виртуальное общение приводит к тому, что в реальном мире ребёнок испытывает затруднения при общении с другими людьми. Именно поэтому одним из важнейших умений современной личности является овладение коммуникативными навыками, что позволит эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности. Формирование коммуникативных навыков младших школьников – это актуальная педагогическая проблема, так как их сформированность влияет не только на успешность обучения детей, но и на процесс социализации каждого ребёнка и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные навыки развиваются и совершенствуются в процессе общения.
Мы полагаем, что можно использовать мультипликационный фильм в качестве одного из средств формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
При изучении психолого-педагогической литературы нами были выявлены противоречия:
- между потенциальными возможностями мультипликационных фильмов в формировании коммуникативных навыков младших школьников и недостаточным использованием этих возможностей в решении данной проблемы;
- наличием несистематизированного практического опыта по формированию коммуникативных навыков средствами мультипликационной педагогики младших школьников и отсутствием теоретических оснований построения педагогического процесса.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в выявлении эффективных педагогических условий для формирования коммуникативных навыков у младших школьников. В рамках данного исследования в качестве средства формирования коммуникативных навыков у младших школьников рассматривается мультипликационный фильм.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы данной выпускной квалификационной работы «Мультфильмы как средство формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста» и заключается в необходимости формирования у младших школьников коммуникативных навыков, включающих их умения понять другого, сопереживать, сочувствовать; умения адекватно оценить себя и других; умение принять мнение другого; умение решать конфликты; умение взаимодействовать с членами коллектива.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников средствами мультипликационных фильмов.
Предметомисследования служат педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников.
Цель данного исследования - выявить, теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возврата будет проходить более успешно, если реализованы следующие условия:
-
на уроках используются фрагменты мультфильмов с целью анализа, оценки и обсуждения поступков и поведения героев мультфильмов; -
во внеурочной деятельности организованы занятия кружка, вовлекающие детей в проигрывание ситуаций, аналогичных просмотренным в мультфильмах, решение конфликтных ситуаций и принятие положительного опыта коммуникативного взаимодействия героев мультфильма.
Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:
-
Рассмотреть понятие, сущность и содержание коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе. -
Выявить особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов. -
Выявить, теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов. -
Экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультипликационных фильмов.
Теоретико-методологическая основа: теоретический аспект развития коммуникативных навыков младших школьников, рассмотренный в работах Абрамовой Г.С., Андреевой Г.М., Белкина А.С., Бибика Н., Выготского Л.С., Джекобе А., Добровича А.Б., Епишиной Л. В., Зайцевой К.П., Зимней И.А., Кагана М.С., Кузьминой Н.В., Мудрика А.В., Мухиной В.С.; исследования влияния мультипликации на развитие нравственных качеств детей младшего школьного возраста, проведённые А.В. Запорожцем и А.В. Фѐдоровым; социально-психологический анализ современной мультипликации, проведённый Тимошиной Н.Н. и Морозовой А.Н.
Методы исследования:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
-
анализ литературы - при изучении сущности и содержания понятия «коммуникативные навыки»;
-
сравнительный анализ - при рассмотрении сути понятий «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения», их взаимосвязи; -
анализ и синтез – по результатам, проведённого нами анализа имеющегося опыта использования мультфильмов учителями начальных классов при обучении младших школьников, при разработке педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультфильмов.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
-
Описание применяется в п.2.3. в анализе полученных результатов реализации педагогических условий формирования коммуникативных навыков у младших школьников посредством мультфильмов. -
Тестирование, анкетирование учащихся при выявлении уровня сформированности коммуникативных навыков.