Файл: Применение квест технологий в рамках преподавания м атематики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Рекомендации по использованию и разработке квестов и Web – квестов в рамках преподавания математики в школе
ТРЕБОВАНИЯ К КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ:


  • для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;

  • технология веб-квестов требует от детей и взрослых определённого уровня компьютеронй грамотности;

  • медленный темп может ограничивать тип загружаемых ресурсов;

  • много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.


ГРУППА УМЕНИЙ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА КВЕСТА


  • исследовательские умения;

  • умение вести поиск в Интернете, быстро и точно подбирать ресурсы;

  • аналитические умения;

  • умение критически оценивать найденные ресурсы;

  • знание текстового редактора.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ ВЕБ-КВЕСТА
Определитесь:

  • по какому направлению Вы бы хотели создать свой веб-квест (это учебная деятельность или внеклассная работа по предмету; может быть, это будет интегрированный веб-квест по нескольким предметам);

  • с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети);

  • с темой игры, она должна быть интересна не только для Вас, но и для учащихся;

  • с направлениями работы (каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название);

  • с этапами путешествия детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста;

  • с ресурсами (учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы, ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту).


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ВЕБ-КВЕСТОВ
1.При разработке квеста педагог должен четко понимать, что в квесте обязательно присутствует:

  • во-первых, достижение конечной цели через поиск промежуточных решений;

  • во-вторых, система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения, так как отсутствие некоего путеводителя по квесту служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений);

  • в-третьих, на финише должен быть приз (хорошая оценка, поощрение или подарок), это то, что принято называть мотивацией в достижении цели.



2.Процесс создания веб-квеста предполагает:

  • выбор темы;

  • выбор Интернет-сервиса и дизайна;

  • подбор заданий, веб ресурсов, планируемых результатов;

  • наполнение веб-квеста содержанием.


3.Структура веб-квеста.

Введение - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста, его цель - подготовить и мотивировать учащихся.

Заданиe - четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата:

• проблема, задача или загадка, которую необходимо решить;

• позиция, которую нужно сформулировать и защитить;

• продукт, который нужно создать.

Выполнение - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов.

Оценивание - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение - краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.

Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.

Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест:

• происхождение, цели и задачи веб-квеста;

• возрастная категория учащихся (может ли быть использован другими учащимися при наличии дополнений, корректировки);

• планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные);

• процесс организации работы над веб-квестом;

• необходимые ресурсы;

• ценность и достоинство данного веб-квеста.
4.Информационный контент Web-квеста включает в себя пять основных компонентов, которые охватывают наиболее значимые направления методической работы:

  • теория (дополнительная информация, учебно-познавательные задания, позволяющие углубить имеющие знания, получить целостное представление об их месте и роли в изучаемой теории),

  • приложения (сведения и учебно-познавательные задания, расширяющие представления о возможных применениях изученного в учебной теме математического аппарата),

  • проблемы (информация и учебно-познавательные задания исследовательского характера, позволяющие отыскивать или открывать неизвестные учащимся факты, закономерности, свойства, формулы или сведения, связанные с учебным материалом изученной темы),

  • архивы (сведения историко-биографического характера, касающиеся учебного материала темы, и учебно-познавательные задания по их упорядочиванию, хронологическому или сюжетному представлению),

  • ошибки (информация о больших и малых заблуждениях, распространённых или единичных ошибках по учебному материалу темы, а также учебно-познавательные задания по их анализу и отысканию возможных путей предупреждения).



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВЕБ-КВЕСТОВ

В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ


  1. Варианты использовния веб-квестов


Использование современных Web-квест задачных технологий предоставляет возможность организовать обучение математике различными способами:

• выполнение заданий Web-квеста по каждой теме в малых группах или индивидуально;

• в аудитории под руководством педагога или самостоятельно в домашней работе;

• оформление проектов по итогам выполнения задания в печатной, рукописной форме (реферат, исследование, творческая работа) или в виде компьютерного файла, презентации [7, 8, 9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс обучения математике направлен на формирование следующих компетенций: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; осознанием социальной значимости своей будущей профессии.

Изменения, происходящие в общеобразовательной школе, требуют ориентации образовательного процесса на становление таких важных личностных качеств выпускников, как настойчивое стремление к непрерывному самообразованию, установка на постоянное пополнение имеющихся знаний новыми, расширяющими сферу их возможного применения на практике. И здесь большим подспорьем могут стать веб-квесты.

Веб-квесты формируют способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить полезную информацию, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, склонность к самостоятельному принятию решений, творческое отношение к учебной или профессиональной деятельности.

Они могут способствовать решению проблемы развития познавательной самостоятельности в обучении, и значит делает необходимым для педагогов поиск новых путей и методических средств, как при изучении математики, так и в постановке педагогической деятельности в рамках всего образовательного процесса.

Для педагога технология веб-квестов относительно лёгкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях:

– модель работы с веб-квестами используют огромное число педагогов в самых разных странах, в Сети можно найти много интересных разработок;

– в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть полезны педагогам, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания.


Если же необходимо разработать веб-квест самостоятельно, можно воспользоваться рекомендациями составленными нам в ходе данной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Возняк Г.М. Прикладные задачи в мотивации обучения // Математика в школе –1990.– №2.– С.9–11.

2.Осяк С.А. и др. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015г. - №1.

3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Семенов А.Л., Ященко И.В., Рослова Л.О., Кузнецова Л.В. и др. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013. -399.

6.Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

7.Горбунова О.В. Использование технологии веб-квест в образовательном процессе http://inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/
8. Веб-квесты http://idee.ucoz.ru/publ/kvest/idei_sozdanija_kvesta/veb_kvesty/3-1-0-4

9. Введение в технологию веб-квест

http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/Введение_в_технологию_веб-квест

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Элементы математического квеста на уроке математики

1. Создание проблемной ситуации

  • В качестве парадоксальной ситуации можно использовать софизмы.

Пример: 2 х 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5 Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1) =5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…

  • Урок решения одной задачи очень мотивирует учащихся к поиску различных решений

2. Ролевые и деловые игры

  • урок-сказка

  • «Аукцион математических знаний» (для старших классов)

3.Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Для развития сообразительности можно проводить упражнения со спичками, заполнения магического квадрата, уместны старинные занимательные задачи, задачи на «разрезание» и «склеивание».

4.Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие задания и т.п.

В 5-6 классах на урок хорошо идет такой прием, как числовые ребусы, целесообразно предлагать учащимся кроссворды на закрепление математических понятий, разгадывание ребусов для введения темы урока, а больше им нравится придумывать математические сказки, которые они с удовольствием читают всему классу.


  1. Расшифровать тему урока:

  • ребус



  • Найди лишнее и аргументируй. Разгадайте анаграмму и определите,

какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой?

Зачада гукр Варунение извененаяст

5. «Остров ошибок»

1) Найдите и выделите ошибку в записи

а) (2а-1) * (3а +2) = 6а2 – 3а +4а + 2 = 6а2 + а +12;

б) (3х-2) * (3х – 1) = 9х2 – 6х – 3х – 2 = 9х2 – 9х – 2;

2) Уравнение:

13 – 4x = 3(x + 2), 13 – 4x = 3x + 6, 4x – 3х = 13 – 6, x = 7.

3) Пример:  2 ∙ 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5

Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…

6. Отражение исторического аспекта.

Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре».
«Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕБ-КВЕСТА ПО ТЕМЕ

«АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ И ЕЁ СВОЙСТВА»
Теоретический базис

Определение: Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией. При этом постоянное слагаемое называют разностью арифметической прогрессии d = an – an–1.

Формула n-го члена арифметической прогрессии:,an = a1 + d(n – 1), где a1 – первый член прогрессии, an – n-й член арифметической прогрессии, n – номер члена прогрессии (n ∈ N), d – ее разность.

Свойство арифметической прогрессии: Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, т.е.   (n ≥ 2).

Замечание: Можно обобщить свойство арифметической прогрессии, т.е. сформулировать следующим образом – каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух ее членов, одинаково удаленных от него,   (n ≥ 2).
Ключевые задачи

Задания на применение формулы n-го члена арифметической прогрессии, ее свойства в различных формулировках, сюжетные задачи на применение самого понятия арифметической прогрессии.