Файл: Применение квест технологий в рамках преподавания м атематики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1. Рекомендации по использованию и разработке квестов и Web – квестов в рамках преподавания математики в школе
ТРЕБОВАНИЯ К КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ:
-
для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть; -
технология веб-квестов требует от детей и взрослых определённого уровня компьютеронй грамотности; -
медленный темп может ограничивать тип загружаемых ресурсов; -
много веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.
ГРУППА УМЕНИЙ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА КВЕСТА
-
исследовательские умения; -
умение вести поиск в Интернете, быстро и точно подбирать ресурсы; -
аналитические умения; -
умение критически оценивать найденные ресурсы; -
знание текстового редактора.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ ВЕБ-КВЕСТА
Определитесь:
-
по какому направлению Вы бы хотели создать свой веб-квест (это учебная деятельность или внеклассная работа по предмету; может быть, это будет интегрированный веб-квест по нескольким предметам); -
с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети); -
с темой игры, она должна быть интересна не только для Вас, но и для учащихся; -
с направлениями работы (каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название); -
с этапами путешествия детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста; -
с ресурсами (учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы, ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ВЕБ-КВЕСТОВ
1.При разработке квеста педагог должен четко понимать, что в квесте обязательно присутствует:
-
во-первых, достижение конечной цели через поиск промежуточных решений; -
во-вторых, система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения, так как отсутствие некоего путеводителя по квесту служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений); -
в-третьих, на финише должен быть приз (хорошая оценка, поощрение или подарок), это то, что принято называть мотивацией в достижении цели.
2.Процесс создания веб-квеста предполагает:
-
выбор темы;
-
выбор Интернет-сервиса и дизайна; -
подбор заданий, веб ресурсов, планируемых результатов; -
наполнение веб-квеста содержанием.
3.Структура веб-квеста.
Введение - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста, его цель - подготовить и мотивировать учащихся.
Заданиe - четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата:
• проблема, задача или загадка, которую необходимо решить;
• позиция, которую нужно сформулировать и защитить;
• продукт, который нужно создать.
Выполнение - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации, "заготовки" Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов.
Оценивание - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Заключение - краткое и точное описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.
Использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест:
• происхождение, цели и задачи веб-квеста;
• возрастная категория учащихся (может ли быть использован другими учащимися при наличии дополнений, корректировки);
• планируемые результаты, опираясь на стандарты обучения (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные);
• процесс организации работы над веб-квестом;
• необходимые ресурсы;
• ценность и достоинство данного веб-квеста.
4.Информационный контент Web-квеста включает в себя пять основных компонентов, которые охватывают наиболее значимые направления методической работы:
-
теория (дополнительная информация, учебно-познавательные задания, позволяющие углубить имеющие знания, получить целостное представление об их месте и роли в изучаемой теории), -
приложения (сведения и учебно-познавательные задания, расширяющие представления о возможных применениях изученного в учебной теме математического аппарата), -
проблемы (информация и учебно-познавательные задания исследовательского характера, позволяющие отыскивать или открывать неизвестные учащимся факты, закономерности, свойства, формулы или сведения, связанные с учебным материалом изученной темы), -
архивы (сведения историко-биографического характера, касающиеся учебного материала темы, и учебно-познавательные задания по их упорядочиванию, хронологическому или сюжетному представлению), -
ошибки (информация о больших и малых заблуждениях, распространённых или единичных ошибках по учебному материалу темы, а также учебно-познавательные задания по их анализу и отысканию возможных путей предупреждения).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВЕБ-КВЕСТОВ
В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
-
Варианты использовния веб-квестов
Использование современных Web-квест задачных технологий предоставляет возможность организовать обучение математике различными способами:
• выполнение заданий Web-квеста по каждой теме в малых группах или индивидуально;
• в аудитории под руководством педагога или самостоятельно в домашней работе;
• оформление проектов по итогам выполнения задания в печатной, рукописной форме (реферат, исследование, творческая работа) или в виде компьютерного файла, презентации [7, 8, 9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс обучения математике направлен на формирование следующих компетенций: владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; осознанием социальной значимости своей будущей профессии.
Изменения, происходящие в общеобразовательной школе, требуют ориентации образовательного процесса на становление таких важных личностных качеств выпускников, как настойчивое стремление к непрерывному самообразованию, установка на постоянное пополнение имеющихся знаний новыми, расширяющими сферу их возможного применения на практике. И здесь большим подспорьем могут стать веб-квесты.
Веб-квесты формируют способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить полезную информацию, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, склонность к самостоятельному принятию решений, творческое отношение к учебной или профессиональной деятельности.
Они могут способствовать решению проблемы развития познавательной самостоятельности в обучении, и значит делает необходимым для педагогов поиск новых путей и методических средств, как при изучении математики, так и в постановке педагогической деятельности в рамках всего образовательного процесса.
Для педагога технология веб-квестов относительно лёгкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях:
– модель работы с веб-квестами используют огромное число педагогов в самых разных странах, в Сети можно найти много интересных разработок;
– в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть полезны педагогам, желающим создавать свои собственные веб-квесты, различные задания.
Если же необходимо разработать веб-квест самостоятельно, можно воспользоваться рекомендациями составленными нам в ходе данной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Возняк Г.М. Прикладные задачи в мотивации обучения // Математика в школе –1990.– №2.– С.9–11.
2.Осяк С.А. и др. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015г. - №1.
3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Семенов А.Л., Ященко И.В., Рослова Л.О., Кузнецова Л.В. и др. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. – М.: Издательство «Экзамен», издательство МЦНМО, 2013. -399.
6.Степанов, В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: кн. для учителя / В. Д. Степанов. – М. : Просвещение, 1991.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
7.Горбунова О.В. Использование технологии веб-квест в образовательном процессе http://inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/
8. Веб-квесты http://idee.ucoz.ru/publ/kvest/idei_sozdanija_kvesta/veb_kvesty/3-1-0-4
9. Введение в технологию веб-квест
http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/Введение_в_технологию_веб-квест
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Элементы математического квеста на уроке математики
1. Создание проблемной ситуации
-
В качестве парадоксальной ситуации можно использовать софизмы.
Пример: 2 х 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5 Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1) =5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…
-
Урок решения одной задачи очень мотивирует учащихся к поиску различных решений
2. Ролевые и деловые игры
-
урок-сказка -
«Аукцион математических знаний» (для старших классов)
3.Решение нестандартных задач на смекалку и логику
Для развития сообразительности можно проводить упражнения со спичками, заполнения магического квадрата, уместны старинные занимательные задачи, задачи на «разрезание» и «склеивание».
4.Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие задания и т.п.
В 5-6 классах на урок хорошо идет такой прием, как числовые ребусы, целесообразно предлагать учащимся кроссворды на закрепление математических понятий, разгадывание ребусов для введения темы урока, а больше им нравится придумывать математические сказки, которые они с удовольствием читают всему классу.
-
Расшифровать тему урока:
-
ребус
-
Найди лишнее и аргументируй. Разгадайте анаграмму и определите,
какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой?
Зачада гукр Варунение извененаяст
5. «Остров ошибок»
1) Найдите и выделите ошибку в записи
а) (2а-1) * (3а +2) = 6а2 – 3а +4а + 2 = 6а2 + а +12;
б) (3х-2) * (3х – 1) = 9х2 – 6х – 3х – 2 = 9х2 – 9х – 2;
2) Уравнение:
13 – 4x = 3(x + 2), 13 – 4x = 3x + 6, 4x – 3х = 13 – 6, x = 7.
3) Пример: 2 ∙ 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5
Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…
6. Отражение исторического аспекта.
Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре».
«Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
СОДЕРЖАНИЕ ВЕБ-КВЕСТА ПО ТЕМЕ
«АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ И ЕЁ СВОЙСТВА»
Теоретический базис
Определение: Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией. При этом постоянное слагаемое называют разностью арифметической прогрессии d = an – an–1.
Формула n-го члена арифметической прогрессии:,an = a1 + d(n – 1), где a1 – первый член прогрессии, an – n-й член арифметической прогрессии, n – номер члена прогрессии (n ∈ N), d – ее разность.
Свойство арифметической прогрессии: Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов, т.е. (n ≥ 2).
Замечание: Можно обобщить свойство арифметической прогрессии, т.е. сформулировать следующим образом – каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому двух ее членов, одинаково удаленных от него, (n ≥ 2).
Ключевые задачи
Задания на применение формулы n-го члена арифметической прогрессии, ее свойства в различных формулировках, сюжетные задачи на применение самого понятия арифметической прогрессии.