Файл: Современные педагогические технологии в сфере физической культуры и спорта.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Необходимость инновационного подхода в преподавании физической культуры в старших классах.
1.2 Разработка методических инноваций в преподавании физической культуры
Глава 2. Практика применения инновационного подхода в преподавании физической культуры
2.1 Организационные вопросы преподавания физической культуры на основе инновационного подхода
Особое значение приобретают теоретические уроки для учащихся подросткового возраста (8-11-е классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для общеобразовательной школы.
Использование элементов раздельного преподавания физической культуры в 8-11-х классах не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели классов. Особенность такого распределения учебной нагрузки состоит в том, что классы одной параллели должны быть поровну разделены между учителями с учетом их профессиональной специализации по определенному виду спорта. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей - совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость.
Технология раздельного преподавания позволяет изучать теоретический материал по психолого-педагогическим и медико-биологическим основам физической культуры для учащихся разного пола за счет использования в учебно-воспитательном процессе вышеназванных специалистов. При этом технология раздельного преподавания при необходимости позволяет изучать теорию с одной группой учащихся и отрабатывать практические навыки с учащимися другой группы.
Новые формы организации занятий по физической культуре в общеобразовательном учреждении позволяют повысить их эффективность и обеспечить необходимый уровень двигательной подготовленности, физкультурной образованности и общей культуры личности.
1.2 Разработка методических инноваций в преподавании физической культуры
В настоящее время модернизация системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту отражает общенациональные интересы в сфере образования с учетом общих тенденций мирового развития, которые обуславливают необходимость существенных изменений всей образовательной системы. Наблюдаемые трансформации состоят во внедрении европейских норм и стандартов в высшие учебные заведения России. Основные направления осуществления инноваций в образовании связаны со спросом на технологические инновации, использование которых нацелено на совершенствование учебного процесса в контексте повышения его качества. Под технологическими инновациями мы понимаем инновации, направленные на разработку и внедрение новых средств и технологий обучения для более эффективного удовлетворения новых или прежних потребностей учащихся. Поскольку одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования по-прежнему является его информатизация, разработка технологических инноваций в высших учебных заведениях физкультурного профиля сориентирована, прежде всего, на создание новых информационных технологий обучения (ИТО).
Современные технологии обучения базирующиеся на повсеместном использовании вычислительной техники, потенциально обладают колоссальными возможностями. Однако полноценное применение компьютерных технологий требует серьезной проработки проблемы взаимодействия человека и технических средств, которую можно трактовать как проблему формирования биотехнической системы, где некоторым образом распределены управляемые информационные потоки. Таким образом, задачи разработки технологических инноваций и их дальнейшее внедрение в учебный процесс в системе подготовки специалистов физкультурного профиля требуют дальнейшего всестороннего изучения.
Физкультурно-спортивная деятельность - это образовательная область в системе непрерывного образования, обеспечивающая здоровое и гармоническое развитие личности и её эффективную самореализацию в обществе. Основой развития физкультурно-спортивной деятельности являются принципы, характерные для всех систем образования: доступность, индивидуальный подход, деятельностный подход, культурологический подход, природосообразность, непрерывность, гуманизация и демократизация образования. В системе дополнительного образования физкультурно-спортивная деятельность подростков выступает комплексным средством их гармоничного развития, способствуя приобретению дополнительных знаний, умений, формированию отношений к предметной среде, к людям, к себе, накоплению опыта здорового образа жизни.
Развитие физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательном учреждении обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, государственным заказом, запросам семьи и самого подростка.
Теоретический анализ позволил обосновать особенности физической культуры как характеристики личности школьника (ценностно-смысловое отношение к занятиям физической культурой; самостоятельность в выборе занятий; удовлетворенность самореализацией) и возможности её становления средствами физической культуры - как образовательной области. Обновление её содержания, методов обучения и достижение на этой основе нового качества результатов, создание оптимальных условий для индивидуального развития, самоопределения личности.
Глава 2. Практика применения инновационного подхода в преподавании физической культуры
2.1 Организационные вопросы преподавания физической культуры на основе инновационного подхода
Организация подготовки по физической культуре с использованием инновационных подходов в общеобразовательных учреждениях обеспечивает устойчивое развитие школьников в формировании духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности. Инновации являются существенным элементом развития образования и выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к изменениям в сфере образования с трансформацией его содержания и качества.
Инновационные инициативы возникают в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности; в опробывании новых методик и приемов обучения. Они закрепляются при обмене и распространении опыта; в социальных движениях педагогов; в становлении групп инициаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные смыслы и ценности.
Настоятельная необходимость инновационных подходов в педагогике вызвана сменой парадигмы общественного развития, переходом к информационному обществу и, как следствие, новыми более высокими требованиями к интеллектуальным параметрам работника.
В современном прочтении инновационные подходы в преподавании - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной «образовательной траектории» (сферы направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения) и области профессиональной деятельности. Мы в ходе исследования выделили исходные позиции проектирования модели инновационного учреждения, развитие его от общеобразовательной школы до школы здоровья; определили, что у каждого образовательного учреждения свой индивидуальный путь развития. Инновационные методы обеспечивают не только получение базового образования с развитием индивидуальных способностей каждого учащегося, но и достижение определенного уровня допрофессиональной подготовки и компетентности выпускников.
Инновационные процессы в методиках преподавании складываются в этапы:
- этап становления, для которого характерны осмысление и переоценка опыта, поиск новых идей, появление и распространение в сообществах (в педагогической, научной, родительской, управленческой среде) нового
понимания ценностей образования, создание первоначальных проектов и экспериментальных систем;
- этап активного формирования, включающий целенаправленное практическое моделирование действующих образовательных проектов, принятие и поддержку ценностей нового мышления и опыта, распространение новых культурных сред образования, создание новых сообществ ориентированных на совместное развитие образования;
- этап трансформирующий, содержащий нормативное обеспечение инновационных форм деятельности, их широкое распространение и использование в том или ином виде (при их естественном «размазывании» и «загрязнении») в образовательных институциях, системные изменения в образовательном пространстве, проявление готовности педагогов и администраторов участвовать в реализации новшеств и, как результат, начало нового цикла осмысления и переоценки возникшего опыта (в том числе и негативного) реализации инноваций.
Инновационные механизмы развития образования включают:
- создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в научном и педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование поисковых образовательных систем и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных образовательных систем.
Важной составляющей процесса является формирование инновационного потенциала образовательных систем их способность к саморазвитию, разнообразие культурно-образовательных сред и условий для саморазвития личности, разнообразие типов образовательных институций в сообществах, их многообразные и развитые коммуникативные связи.
В парадигме личностно-ориентированной педагогики критерием для определения инновационных характеристик выступают два компонента:
- признание педагогом самоценности собственной личности и творческое понимание самости;
- принятие личности ребенка (подростка) и его интересов, признание их как ценности, ориентация на творческие интересы как основу совместной творческой деятельности.
Современные технологии в преподавании физической культуры
Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих уроках. Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческие потенциалы учащихся.
Здоровьесберегающая технология, применяемая в системе образования, выделяет несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
- стимулирующие позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки;
- защитно-профилактические заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм;
- компенсаторно-нейтрализующие - это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков;
- информационно-обучающие технологии обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.