Файл: Происхождение собак, особенности эволюции. Многообразие пород в современном мире.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 513

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уже для неолита на территории Европы выделено семь ископаемых форм домашней собаки.

1. Canis familiaris inostranzem Anuczin. Собака Иностранцева. Найдена проф. А.А. Иностранцевым на стоянке древнего человека в районе Ладожского озера при прокладке обводного канала и описана зоологом Д.Н. Анучиным. Крупное животное, похожее на волка, с более короткой мордой и сильными челюстями. Находка датируется 3-4 тысячью лет до н. э.

2. Canis familiaris putiatini Studer. Найдена в окрестностях Бологое. Возраст собаки Путятина около 6 тысяч лет. Череп по строению близок к черепу динго.

3. Canis familiaris leineri Studer. Лейнерова собака описана Штудером из раннего неолита в окрестностях Бодмана.

4. Canis familiaris palustris Rutimeyer. Нашел и описал Руйтимер в свайных постройках швейцарских озер. Он назвал ее торфяниковой (торфяной) собакой. Короткая узкая лицевая часть похожа на таковую у шпица, поэтому данную форму иногда называют торфяниковым шпицем. Останки такой собаки найдены в свайных постройках Мюнхена, пещерах Бельгии, на побережье Ладожского озера и в других местах. Возраст около 4 тысяч лет.

5. Canis familiaris matris optima Seittels. Бронзовая собака, возраст около 3 тысяч лет. Обнаружена в Чехии, России. Крупная собака с клиновидным черепом, длинной узкой мордой, с хорошо выраженным гребнем затылочной кости. Возраст 4-5 тысяч лет. Предполагается, что использовалась как пастушья собака для охраны стада.

6. Canis familiaris intermedius Woldricu. Пепельная или зольная собака, названная так в связи с тем, что ее костные останки находят в золе жертвенных костров на территории от Австрии до Амура. Латинское название переводится как промежуточная, что говорит о промежуточном положении ее черепа между черепами торфяниковым шпицем и бронзовой собаки. Форма черепа похожа на череп современных гончих собак с тупой мордой и обостренным переходом к мозговой части черепа.

7. Canis familiaris decumanus Nehring. Кости этой собаки найдены Нерингом под Берлином. Крупная собака, череп близок к черепу собаки Иностранцева. Отдельными признаками напоминает догообразных.

Домашние собаки несут явные признаки дестабилизирующего отбора и очень изменчивы по размерам и конституции. Ясно, что был многовековой отбор на пониженную к человеку агрессивность, но не есть ли все многообразие пород результат также и гибридизации? Если так, то собаки - полифилетическая группа, т.е. группа, происходящая от нескольких предков (монофилетическая - от одного предка).

В зоологии вопросы полифилии или монофилии собак дискутируются давно. Еще Бюффон высказывался за монофилетическое происхождение всех пород собак, объясняя все их многообразие влиянием климата и культуры. Все породы он выводил от овчарок. Гульденштадт (Guldenstadt) уже в 1775г. был склонен считать шакала предком всех собак. Штудер (Studer) в этой роли видел вымершую собаку Canis ferus и сейчас у монофилетической точки зрения много сторонников, причем большинство предком собаки считают волка.


На стороне полифилетической точки зрения стоят не менее замечательные ученые. Одним из первых высказал ее великий французский натуралист Сент-Илер. Великий англичанин Дарвин тоже склонялся к ней. Полифилетической группой считал собак крупный специалист по домашним животным профессор зоологии немец Келлер, работавший в XIX - начале XX века, автор книги "Естественная история домашних животных". В пользу полифилетического происхождения собак Келлер приводит следующие соображения:

1. домашние собаки, у которых с самого начала ясно выражены признаки породы, рано появляются в далеко лежащих друг от друга культурных областях;

2. собаки, живущие в разных областях имеют сходство с обитающими там дикими собаками - аргумент, взятый Келлером у Дарвина;

3. слишком разнообразна и неоднородна группа домашних собак, чтобы ее происхождение можно было объяснить только искусственным подбором, произведенным с потомками одного предка.

Действительно, ни одно домашнее животное не имеет такого широкого спектра столь не похожих друг на друга пород, как домашняя собака.

Какие же основные группы домашних собак и их предков выделяет Келлер?

1 - шпицеобразные;

2 - собаки-парии;

3 - овчарки;

4 - борзые и выводимые от них гончие;

5 - догообразные собаки;

6 - собаки Нового Света до появления там европейцев.

Для каждой основной группы Келлер, последовательный приверженец полифилии, приводит соответствующего дикого предка. У шпицеобразных собак это обыкновенный шакал. Этот же вид дал азиатских собак-парий, тогда как африканские собаки-парии выводятся от африканского шакала-волка, которого теперь считают американским подвидом обыкновенного шакала. Группа овчарок, по Келлеру, происходит от индийского волка, которого в начале XX века считали самостоятельным видом, а теперь классифицируют как мелкий подвид серого волка. Весьма интересен вывод Келлера о возникновении борзых собак, очень древней группы, центр происхождения которой находился в Древнем Египте. Борзые собаки упоминаются еще во времена Древнего Царства, когда они использовались для охоты на антилоп. Прародителем группы борзых Келлер называет эфиопского шакала - стройного, длинноногого и очень длинномордого зверя среднего размера. Затем здесь же Келлер упоминает, что египтяне держали ручных гиеновых собак, прекрасных выносливых бегунов, охотников на различных антилоп, хотя автор и исключает влияние гиеновых собак на борзых. От борзых, по Келлеру, прослеживается ряд к типичной гончей собаке. В Древнем Египте есть изображения собаки, похожей на таксу, только со стоячими ушами. В другой древнейшей цивилизации мира – шумеро-вавилонской - мы находим очень ранние свидетельства о существовании еще одной ветви собак - догов. Вавилонские летописи упоминают о существовании догов за четыре тысячи лет до нэ. Кто может быть прародителем этой группы пород?



Большинство старых авторов, в том числе и Келлер, выводят всех догообразных собак от тибетского дога, который, в свою очередь, произошел от тибетского волка. В настоящее время тибетский волк полностью вымер. Это был зверь, очень похожий на обыкновенного волка, только черной окраски и более плотной конституции. Тибетский дог - великолепная, очень крупная собака "величиной с осла", как описывает ее в 1300 году Марко Поло. Дог использовался в самых различных целях, в том числе и для охоты на диких быков. В 1121 г. до н.э. один тибетский дог находился при императорском дворе в Китае.

Такова в общих чертах схема происхождения домашних собак по Келлеру. Она интересна, хотя во многом спорна и не лишена недостатков (не будем забывать, что она создана в самом конце прошлого века). Пожалуй, одним из ее серьезных методологических минусов является то, что автор ищет предковые формы собаки только среди ныне живущих представителей диких собачьих. Однако ищет предков домашней собаки исключительно среди существующих ныне диких видов не только Келлер. Пусть читатель вспомнит книгу К. Лоренца "Человек находит друга", автор которой выводит всех собак от двух предков - волка и шакала. Лоренц считает, что все породы собак делятся на "волчьих" и "шакальих" в зависимости от того, кто из предков больше участвовал в образовании породы. При решении вопроса о том, к какому типу относится та или иная порода, он в первую очередь ориентировался на поведение собаки.

К.Т. Сулимов, специально занимавшийся гибридизацией шакала и собаки, считает, что обыкновенный шакал вряд ли может быть основным предком собаки: слишком сильно отличаются эти виды по своим выразительным движениям и общему "рисунку" поведения. А вот волк и собака без особого труда находят необходимое взаимопонимание. Волки и собаки спариваются не только в искусственных условиях, но и в природе, когда у волка или волчицы нет партнера среди своего племени.

Тем не менее, генеалогию большей части пород не следует возводить только к волку. Современная фауна собачьих - бледное и жалкое подобие той, богатой и обильной, которая была на Земле во времена позднего плейстоцена, когда начался процесс становления домашних собак. В "Каталоге млекопитающих СССР" под редакцией И.М. Громова и Г.И. Барановой (1981) авторы как предка домашней собаки называют не волка, а близкий, но более мелкий вид Canis volgesis. К.Т. Сулимов считает, что одним из предков собаки мог быть похожий на койота вымерший вид. Кстати, случаи гибридизации койота и собаки известны даже в природе. Подобные койоту виды были широко распространены не только на территории Северной Америки, но и на территории Евразии. Выведение новых пород собак от койотообразых предков очень вероятно. Скорее всего, так и появилась одна из древнейших домашних собак Canis palustris, собака свайных построек, родоначальник группы шпицев. Более крупная доисторическая собака - собака Иностранцева, останки которой найдены на северо-западе России, вероятно, является продуктом скрещивания примитивных шпицев с волками. Участие волка заметно здесь не только по увеличению размеров животного, но и по некоторым чертам черепа, в частности, уменьшению выпуклости лба и гораздо более мощному развитию саггитального гребня.


Разнообразием исходных форм, видов с подвидами можно объяснить поразительное количество пород домашних собак в Египте, начиная с Древнего Царства, а может быть, и раньше, пород оригинальных, являющихся частью прототипами европейских. В Египте, судя по сохранившимся рисункам, были изящные борзые, более грузные гончие, шпицеобразные, таксы, а вероятно, и такие породы, о которых мы пока и не знаем.

Правда, архаическое время не оставило следов такого разнообразия, но и там найдены останки собак, принадлежавших не менее чем к трем типам. И они имели свои обозначения в иероглифах.

Создание пород в далекие времена Древнего Царства, без зоотехнических и биологических наук, заставляет нас, с одной стороны, допустить длительность эпохи их формирования, а с другой - видеть любовь и выдающиеся способности народа, которые в области селекции животных проявились, прежде всего, на собаках. Разнообразие материала для породобразования было, вероятно, достигнуто путем естественной подвидовой гибридизации. Насколько в то время было развито искусство приручения, говорят достижения в деле приручения гепардов, гиеновых собак, шакалов. Известно, что шакалы считались животными, посвященными богу Анубису, которого изображали с головой шакала.

Изучение рисунков с гробниц и других памятников Древнего Египта, привело Штpебеля к выводу, что там существовало не менее 13-15 ясных пород собак. О том, что рисунки действительно дают представления о породах, а не о случайных особях, говорит повторяемость тех же форм на совершенно различных памятниках. Есть изображения отдельных собак, свор их, сцен охоты. На изображениях сцен охоты особенно часто повторяются своеобразные борзовидные собаки. Ноги их длинны, туловище поджарое, морда суженная, профиль прямой, уши стоячие, хвост закрученный над спиной. Шерсть их, вероятно был гладкой. Такие собаки (по-видимому, сворами) использовались в охоте на газелей. Наряду с ними имелись собаки типа гончих, более грузные, с небольшими, но нависшими ушами. Были породы собак, весьма похожие на пойнтеров, даже с горизонтальной постановкой хвоста.

Из четырех изображений догообразных собак лишь одно являлась грузной, с короткой вогнутой мордой, с повисшими ушами. Остальные три имели прямой профиль головы и уши разной формы; у одной уши, по-видимому, купированы. Этим трем свойственна небольшая поджарость. Были собаки, напоминавшие современных легавых, дворняжек, парий. Тяжелые догообразные собаки, по-видимому, имели азиатскоирано-месопотамское происхождение, с другой стороны, вывозились далеко и собаки египетских пород. Об этом, например, говорится в описании собак с острова Цейлона.


Согласно Г. Миллеру (1929), ссылающемуся на Ейтеля, при XIX династии называлось 200 собак вида уау и 300 вида унзу. Об этом, а также и о мелких собачках, воспитывавшихся царским писцом Нагар-Гу, известно из оного расшифрованного письма. Выполняли собаки такие функции, как привод в движение водяных колес, перегоны скота, его охрану. Комнатные собаки были в большом почете. После смерти их бальзамировали, по ним носили траур, что связано с посвящением их богу Анубису.

Собаководство древней Месопотамии по сравнению с египетским нам представляется более бедным. Нам не известны изображения столь разнообразных пород собак во времена Ура или Лагаша. Большинство памятников сохранились от более позднего ассирийского времени. Но изображений собак мало и в это время. От времени Ура есть изображения шпицеобразных форм.

Ни коренные жители Месопотамии, ни пришельцы - шумероаккадцы не имели известного нам благодарного дикого материала, каким обладали предки египтян. К Месопотамии близки лишь сирийские волки, золотистые шакалы, только и могущие представлять собою материал для одомашнения. О проникновении иного материала из Египта ил и других мест Азии нам пока неизвестно.

Сложность проблемы породообразования, да и классификации пород, определяется тем, что этот процесс обусловлен двумя группами факторов: биологическими и социальными.

1. Биологические факторы включают изменчивость, наследственность и естественный отбор. При этом, создавая породы, человек использовал заложенную в геноме псовых изменчивость по росту, свойствам шерстного покрова и его окрасу и даже по уродливым, аномальным для дикой природы мутациям типа акромикрии (укорочение костей лицевого отдела черепа), акромегалии (удлинение костей лицевого отдела черепа и костей конечности), хондродистрофии (резкое отставание в росте костей конечностей и, как следствие, непропорционально короткие ноги), карликовости (малые размеры тела при сохранении пропорциональности). В породообразовании человек добивался закрепления в ряду поколений вполне определенных экстерьерно-конституциональных и поведенческих свойств. Селекция на желаемые свойства неизбежно сопровождалась утратой каких-то, присущих виду Canis familiaris, свойств в целом. Именно поэтому никакая дрессировка не заставит борзую сидеть на блокпосте и охранять склад, а сенбернара - ловить зайца.

2. Социальные факторы - это и различные события, и повороты истории человечества, и социальный заказ: практические и духовные потребности человека.