ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предназначение должностной инструкции
Должностная инструкция выполняет следующие задачи:
установление квалификационных требований, предъявляемых к определенной должности, выполняемой работе (образование, опыт работы, наличие специальной подготовки и т. п.);
определение должностных обязанностей работника (круг обязанностей, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т. п.);
установление пределов ответственности работника.
Таким образом, главное предназначение должностной инструкции - определение работнику круга его обязанностей, прав, ответственности.
Для каких целей используется должностная инструкция
Используя должностную инструкцию работодатель может:
доказать отказ в приеме на работу в связи с несоответствием соискателя (претендента на должность) установленным квалификационным требованиям, предъявляемым к определенной должности, выполняемой работе;
распределить трудовые функции между работниками;
оценить качество работы сотрудника в период испытательного срока;
оценить качество выполнения работником трудовой функции;
доказать несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
доказать правомерность применения к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Форма представления должностной инструкции
Должностная инструкция работника может быть представлена в двух вариантах:
1. Типовая должностная инструкция по конкретной должности, т.е. универсальная для всех работников по данной позиции. С ней все соответствующие работники знакомятся под личную подпись. Чтобы требования законодательства нарушены не были, необходимо должностные обязанности предусмотреть также и в тексте трудового договора.
При использовании этого варианта должностные обязанности работника в трудовом договоре должны быть аналогичны тем, которые перечислены в типовой должностной инструкции.
2. Должностная инструкция составляется отдельным документом (с указанием перечня должностных обязанностей, вопросами подчиненности, взаимодействия и т.д.) и оформляется приложением к трудовому договору. В таком случае в основном тексте договора может отсутствовать перечень должностных обязанностей, однако необходима ссылка на данное приложение.
Разделы должностной инструкции
Должностная инструкция обычно состоит из следующих разделов:
общие положения;
основные задачи и функции;
обязанности;
права;
ответственность;
взаимосвязи.
Общие положения
В первом разделе должностной инструкции «Общие положения» указываются:
- должность в соответствии со штатным расписанием и основные сведения о ней:
- название структурного подразделения, подчиненность данного работника, категория персонала;
- порядок назначения и освобождения от должности в соответствии с нормативными правовыми актами организации;
- порядок замещения этой должности в период временного отсутствия работника;
- требования к профессиональной подготовке (уровень образования, стаж работы), требования к квалификации;
- требования к знаниям работника;
- перечень нормативных документов, которыми работник должен руководствоваться в своей деятельности. В этот перечень включаются:
действующее законодательство РФ;
локальные нормативные акты работодателя, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника;
приказы и распоряжения руководителя организации;
непосредственно должностная инструкция;
другие документы.
Основные задачи и функции
Во втором разделе «Основные задачи и функции» должностной инструкции указывается основная задача работника в данной должности, участок работы.
Далее расписываются конкретные виды работы, которые сотрудник должен выполнять для достижения основной задачи.
Обязанности
В разделе «Обязанности» должностной инструкции указываются условия, которые должны соблюдаться работником при выполнении своих функций.
Например, работник должен соблюдать:
установленные сроки подготовки документов;
этические нормы общения в коллективе;
правила внутреннего трудового распорядка;
конфиденциальность служебной информации.
Права
В разделе «Права» описываются права, необходимые работнику для осуществления возложенных на него обязанностей, а также расписывается порядок осуществления этих прав.
В этом разделе указываются право работника:
на самостоятельное принятие решений;
на получение информации, в том числе конфиденциальной, которая необходима работнику для реализации его функций и эффективного исполнения обязанностей;
требовать выполнения определенных действий, давать распоряжения и указания и контролировать их исполнение;
визировать, согласовывать и утверждать документы конкретных видов.
Ответственность
В разделе «Ответственность» указываются виды ответственности работника за несоблюдение требований должностной инструкции и других локальных нормативных актов работодателя, за результаты и последствия своей деятельности, а также за неприятие своевременных мер или действий, относящихся к его обязанностям.
Согласно Трудовому кодексу РФ ответственность бывает материальной, дисциплинарной, административной и уголовной.
Взаимосвязи
В разделе должностной инструкции «Взаимосвязи» записывают порядок взаимодействия работника с другими структурными подразделениями и должностными лицами.
Порядок утверждения должностной инструкции
Должностные инструкции разрабатываются отделом кадров и подписываются руководителем службы делопроизводства.
При этом должностные инструкции могут быть согласованы с руководителями тех структурных подразделений, в которых работает сотрудник.
После этого должностные инструкции утверждает руководитель организации.
После утверждения должностной инструкции с ней следует ознакомить работника, принимаемого на должность (профессию).
Свою подпись работник может поставить:
на отдельном листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью инструкции;
в специальном журнале ознакомления с должностными инструкциями по форме, утвержденной в организации;
на самой инструкции в соответствующей графе;
иными способами, принятыми в организации и не противоречащими законодательству.
11 - Контроль профессиональных качеств, ответственности и лояльности сотрудников.--- Лояльность персонала - характеристика персонала, определяющая его приверженность организации, одобрение ее целей, средств и способов их достижения, открытость своих трудовых мотивов для организации.
Контроль лояльности ведущих сотрудников
Бизнес в нашей стране часто строится не вокруг маркетинговых или научных технологий, а вокруг человека обладающего знаниями, связями, доступом к тем или иным ресурсам. Такой ключевой сотрудник не всегда является владельцем бизнеса, но от его поведения, от его решений и от самого присутствия на рабочем месте часто зависит судьба компании или ее части. Это знают все и работодатель, и ведущий сотрудник, знают и конкуренты компании. Они понимают- стоит переманить ведущего сотрудника и одним конкурентом станет меньше, освободится его доля рынка и ее можно будет без особых проблем присвоить.
Конкуренты могут применить различные способы нейтрализации ключевого сотрудника: подкуп, шантаж и запугивание.
Тот, кто лоялен, не станет даже слушать предложение о переходе на новую работу, а не лояльный уточнит: это сумма годового или месячного вознаграждения, в какой валюте будет выплата и будет ли оплата разговоров по сотовому телефону компенсироваться этой компанией. Тот, кто лоялен, предупредит владельца компании, что получает угрозы, что стал объектом шантажа и т.д. Не лояльный сотрудник будет анализировать выгодность предложения, а поскольку конкуренты предлагают обычно больше, то нелояльный сотрудник скорее всего согласится.
+Таким образом, руководитель компании, служба персонала, служба безопасности встают перед необходимостью контроля лояльности по крайней мере ведущих сотрудников, тех от работы которых зависит настоящее и будущее компании.
12 - Новые услуги рекрутинговых агентств (аутстаффинг, аутплейсмент, хэдхантинг и др.).---
13 - Организация психологической поддержки персонала организации.---
14 - Организация процесса отбора кандидатов на трудоустройство.---
15 - Оформление отношений трудового найма. Виды трудовых договоров.---
16 - Управление профессиональной карьерой сотрудников организации.---
17 - Управление процессом первичного развития персонала организации.---
18 - Кадровый резерв на предприятии. Основные этапы создания.---
19 - Экономические и неэкономические методы мотивации персонала организации. ---
20 - Нормативно-правовые документы кадровой службы. ---
21 - Организация делопроизводства в кадровой службе и его особенности.---
22 - Коллективный договор, его место и значение в работе с персоналом в организации ---
23 - Документирование перевода работника. Документирование временного перевода. Перемещение работника.---
24 - Документирование процедур увольнения работника по различным основаниям.---
25 - Изменение условий трудового договора с работником: процедура и документы.---