Файл: История Материалы для студентов заочной формы обучения по подготовке к экзамену по истории Часть 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центром борьбы за сохранение украинского национального самосознания стали братства – просветительные общественные организации, возникшие во Львове, Киеве и др. городах. В 1632г. Петр Могила основал Киево-Могилянскую коллегию (с 1701г. – академия) при Киево-Печерской лавре – первое высшее учебное заведение на Украине. Эта коллегия стала идейным центром западнорусского православия. Центром борьбы против поляков стала Запорожская Сечь. Ее ядром был остров Хортица. Здесь сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборными кошевыми и куренными атаманами. Речь Посполитая стремилась использовать казаков. Казак, записанный в реестр, считался на службе у польского короля и получал жалование. Во главе запорожского войска стоял гетман.
В 1648г. гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий, сын казацкого старшины. Хмельницкий получил хорошее образование в Киеве и Львове, знал польский, латинский, турецкий языки (два года был в плену в Турции). Хмельницкий (1595-1657) рано проявил себя как талантливый руководитель. Он был войсковым писарем – важнейшая должность. Польский шляхтич Чаплинский напал на хутор Хмельницкого, разграбил дом, засек до смерти десятилетнего сына, увез его жену. В 1647г. Хмельницкий открыто выступил против польского правительства. Он с самого начала рассчитывал на помощь России, но она была еще слаба. Хмельницкий вступил в союз с Крымским ханом Менгли-Гиреем.
Весной 1648г. войско Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. В битве у Желтых Вод его отряды уничтожили авангард польских войск. В генеральном сражении у Корсуня поляки были разбиты. Войско достигло Львова, но вынуждено было из-за недостатка боеприпасов и продовольствия повернуть назад. В декабре 1648г. Хмельницкий торжественно вступил в Киев. Объявив всеобщую мобилизацию шляхты, Польша двинулась на Хмельницкого. Летом 1649г. поляки были разбиты под Зборовым. Польская армия уцелела только благодаря измене Крымского хана. Польша была вынуждена подписать Зборовский мир. По нему Польша признавала Хмельницкого гетманом Украины. Под его автономное правление передавались три воеводства: Киевское, Черниговское и Брацлавское. Там запрещалось размещение польских войск. Реестр войск гетмана определялся в 40 тыс. человек. На должности в трех воеводствах могли назначаться только православные. Киевский митрополит стал заседать в сейме Речи Посполитой. Однако польские помещики получили право возвратиться на свои земли.
Это было лишь перемирием. В 1650г. военные действия возобновились. Летом 1651г. поляки из-за очередной измены Крымского хана (поляки его подкупили, и он вывел войска из сражения) сумели разбить Хмельницкого под Берестечком. Хмельницкий был вынужден заключить Белоцерковский мир на тяжелых условиях. Под властью Хмельницкого оставалось только одно воеводство – Киевское. Реестр сокращался до 20 тыс. После этого усилилось бегство казаков и крестьян в московское порубежье. Начались массовые выступления по Приднепровью. Не утвердила Белоцерковский мир и заносчивая польская знать. Война возобновилась. Весной 1652г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батагом. Но для дальнейшей войны требовалась помощь России.
Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653г. 1 октября 1653г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. В городе Переяславле 8 января 1654г. состоялась Рада (Совет). Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время войны. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска в 60 тыс. чел. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Произошло ослабление крепостнических отношений. Крепостное право было юридически введено на Украине во второй половине 18в.
Война с Польшей началась успешно. Русские войска взяли Смоленск, Минск и Вильнюс. Хмельницкий дошел до Галиции и Волыни. Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция начала против нее военные действия. Шведы взяли Варшаву и Краков. Шведы заявили претензии на Литву и Белоруссию. Русские заключили перемирие с Польшей, и объявили войну Швеции (1656-58). Русские нанесли шведам ряд поражений. В 1657г. после смерти Хмельницкого гетманом избрали И.Выговского. Он пошел на союз с Польшей против России, объявил о возвращении Украины под власть Польши. В 1658г. было заключено русско-шведское перемирие на три года. В 1659г. Выговский в союзе с Польшей и Крымом разбил русские войска под Конотопом. Население Украины не поддержало изменника. Избрали гетманом Юрия Хмельницкого. В 1660г. русские войска и войска Хмельницкого были разбиты, и Хмельницкий перешел на сторону Польши. В такой ситуации русские заключили в 1561г. Кардисский мир со Швецией на ничейных условиях. В 1662г. Юрий Хмельницкий отказался от гетманства и постригся в монахи. На Украине стало два гетмана – левобережный и правобережный. Там началась междоусобная борьба, вошедшая в историю под названием «руина». Изнурительная русско-польская война завершилась в 1667г. Андрусовским перемирием на 13,5 лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но возвращала Смоленские и Черниговские земли, захваченные в период Смуты. Россия получала Левобережную Украину и Киев. Запорожье переходило под совместный контроль России и Польши.
-
Церковный раскол в середине ХУП века.
Смута поколебала авторитет церкви. Духовенство сознавало необходимость реформы церковной жизни. Нужно было укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и православными народами на Балканах требовало введения одинаковой обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. Раньше церковные книги переписывались от руки. В них вкрались некоторые ошибки и описки. В церковных обрядах были отклонения от греческих обрядов. Приезжавшие на Русь греческие архиереи обращали на это внимание. Еще при Филарете делались попытки исправить богослужебные книги, но безуспешно.
Церковная реформа связана с именем патриарха Никона. Сын мордовского крестьянина, он сделал головокружительную карьеру. Приняв монашеский постриг на Соловецких островах, он вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря близ Каргополя. Никон обладал сильным и страстным характером, и однажды случайно в Москве попал на глаза царю. Его благочестие и праведность произвели сильное впечатление на царя. Царь направил его в Новоспасский монастырь, родовую обитель Романовых. В 1648г. Никон стал митрополитом Новгородским, а в 1652г. патриархом. Царь питал к нему уважение и доверие, дал титул «великого государя». Уезжая на войну с Польшей, царь поручил патриарху все управление государством и попечение над царской семьей. Никон крытым и властным характером возбудил недовольство духовенства и бояр. Они стремились очернить его в глазах царя.
Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Креститься тремя перстами, а не двумя, повторять возглас Аллилуйя трижды, а не дважды, писать Иисус, а не Исус. Церковный собор 1654г. одобрил предложенные киевлянами и греками исправления. Никон вел дело торопливо и круто. Он требовал немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Печатный двор спешно напечатал исправленные книги. Их рассылали по епархиям, а старые уничтожали. Никон даже велел духовенству сменить традиционное русское облачение на греческое. Старорусские обряды предавались осмеянию.
Это естественно вызвало протесты со стороны части бояр и духовенства. Они опасались, что перемены подорвут авторитет церкви в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков – старообрядцы – отказывались признавать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Собор 1666-67гг. отлучил от церкви всех, кто не принял реформы. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян бежали на Север, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Раскольники подвергались жестоким преследованиям со стороны светских властей. Предводителем старообрядчества стал протопоп Аввакум. Его сослали в Пустозерск, 14 лет он провел в тюрьме, а затем его сожгли. Боярыня Морозова умерла в неволе. Наиболее мощно протест против реформы проявился на Русском Севере. В 1668г. соловецкие монахи отказались признать нововведения и 8 лет воевали с царскими войсками. Сюда стекались все противники реформ. В 1676г. монастырь пал.
Судьба самого Никона тоже сложилась трагично. Теократические устремления патриарха стали раздражать царя. Идея главенствующей роли церкви противоречила российским порядкам и византийской традиции, определившей место церкви в обществе. Патриарх не рассчитал своих сил. Он восстановил против себя Боярскую думу и окружение царя. В 1658г. царь через бояр объявил Никону, что лишает его титула «великого государя». В ответ владыка покинул патриарший двор в Кремле и удалился в монастырь. Он заявил, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. Никон выступил с обоснованием идеей превосходства духовной власти над светской. В 1666г. церковный собор с участием восточных патриархов сместил Никона. Его сослали в Ферапонтов монастырь под Вологдой. А церковные реформы Никона были одобрены.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
Социальные конфликты на Руси в ХУП веке. Восстание Степана Разина.
Изнурительные войны середины 17в. истощили казну. Болезненно ударила моровая язва 1654-55гг., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную (1654). За восемь лет медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Летом 1662г. за 1 серебряный рубль давали 8 медных. Правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалование также платили медными деньгами. Возникла дороговизна, деньги обесценились. Приказные люди использовали неразбериху, чтобы набить себе карманы. Было много фальшивых денег. Летом 1662г. тысячи москвичей двинулись в резиденцию царя – в Коломенское. Они требовали выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Царь пытался успокоить толпу. Пока шли переговоры, посланный царем боярин Хованский привел в Коломенское верные войска. Они жестоко подавили восстание. Погибло 7 тыс. москвичей. Правительство прекратило выпуск медных денег. Это восстание было предвестником новой крестьянской войны.
Крепостные крестьяне бежали на Дон. Там действовал принцип – с Дона выдачи нет. Верховным органом управления был войсковой круг. Он избирал атамана и других должностных лиц. Казаки делились на домовитых и голутвенных. Домовитые получали царское жалование: деньги, хлеб, боевые припасы и др. До конца 17в. на Дону не было своего хлебопашества. Оно было запрещено войсковыми постановлениями, чтобы казачество не омужичилось. В 1666г. отряд в 500 казаков под руководством атамана Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки шли в Москву, чтобы предложить свои услуги в связи с войной России против Польши. В ходе движения в отряд вливались крестьяне и посадской люд. Отряд Уса вырос до 3 тыс. человек. С большим трудом с помощью регулярных войск власти вынудили Уса отойти на Дон. Многие участники похода впоследствии влились а армию Разина.
Разин происходил из домовитого казачества. Он хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольством он бывал в Москве. Дважды ходил на Соловецкие острова. Возглавлял казачьи походы. В 1667г. голутвенные казаки отправились в поход за зипунами, и захватили Яицкий городок (стал их опорным пунктом). В 1668-69гг. они подвергли опустошительному набегу Каспийское побережье от Дербента до Баку. С богатой добычей Разин вернулся на Дон. Его столицей стал Кагальницкий городок. Весной 1670г. Разин начал поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, работные люди. В походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, мордва. Разин рассылал «прелестные письма» (от слова прельщать), в которых излагались требования восставших: истреблять дворян, бояр, воевод; уничтожение рабства, освобождение от ига и др. Среди восставших был силен наивный монархизм. Они верили в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с Разиным на Москву идет сын царя – Алексей (умер в 1670г.) и опальный патриарх Никон.