Файл: История Материалы для студентов заочной формы обучения по подготовке к экзамену по истории Часть 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Софья не могла найти жениха, поскольку бесприданница. Софья прибыла в Москву в 1472г. в сопровождении кардинала Антония и свиты. Папский посол вез впереди латинский крест. Митрополит Филипп заявил, что если процессия въедет в Москву с латинским крестом, он тут же уедет через другие ворота. Крест у свиты отобрали. Софья обвенчалась с Иваном по православному обряду.

В 1490г. умер Иван Молодой (32 года). Его лечил мистер Леон, прибывший из Италии с Софьей. Пошел слух, будто Ивана Молодого отравили. Леону отрубили голову. Новым наследником стал сын Ивана Молодого – Дмитрий, родившийся в 1483г. Основным соперником Дмитрия стал старший сын Софьи – Василий, родившийся в 1479г. Вначале симпатии Ивана были на стороне Дмитрия. В 1489г. Иван Ш торжественно венчал великокняжеским венцом внука Дмитрия. Софья с сыном Василием оказалась в опале.

Но уже через год Иван строго наказал ряд бояр, осуждавших его политику. Произошел ряд столкновений Ивана с боярской думой. Власть Ивана усиливалась, что тревожило бояр. Эти бояре опирались на Дмитрия-внука. В 1502г. Дмитрия и мать посадили в тюрьму, а венец был отдан Василию. Таким образом, великий князь стал произвольно распоряжаться престолом как своей собственностью. Иван Ш был деспотом и в семье и в государстве. Современники считали, что именно после брака с Софьей Иван стал самодержцем, не желающим считаться с чьим-либо мнением. Брак символизировал передачу наследственных прав потомков Палеологов московскому княжескому дому. Олицетворением этой преемственности стал византийский герб в виде двуглавого орла. Символика – власть и могущество.

Название страны – Российское царство, Московское царство. Название Россия окончательно утвердилось лишь к концу 16 в. На рубеже 15-16 вв. в России жило около 5 млн. чел. Это очень приблизительная цифра. Основная масса – крестьяне. Типичное поселение – деревня, три-пять дворов. Новые поселения из одного-двух дворов именовали починками. Селом (от слова селиться) называли крупное поселение до нескольких десятков дворов, имевшее обычно церковь. Главным занятием оставалось земледелие. Основная сельскохозяйственная культура – рожь. Пшеницу сеяли в небольших количествах. Черный хлеб был основным продуктом питания. С конца 15 в. интенсивно развивается трехполье. Одно из полей оставляли под паром для восстановления плодородия почвы.

Бояре получали доход в виде оброков, включавших небольшие денежные платежи и разнообразные натуральные продукты. Растущие расходы, связанные со службой, побуждали землевладельцев заводить в своих имениях барскую запашку. Работали на их пашне «страдные холопы». Холопов покупали по цене от 1 до 3 руб. Крестьяне отбывали барщинную повинность на сенокосах, реже – на пашне. На Севере и в Поморье преобладали черносошные крестьяне. Они платили налоги только великому князю. В Центре в основном были владельческие крестьяне. В середине 15в. удельный князь Михаил Андреевич запретил крестьянам Белозерского удельного княжества переходить с места на место в иные сроки кроме Юрьева дня (26 ноября, две недели). Со временем этот запрет был распространен властями на другие территории. Судебник 1497г. утвердил нормы Юрьева дня как основного закона о крестьянах для всей России. Владельцу нужно было заплатить пожилое в размере одного рубля. За рубль можно было купить 200 пудов ржи. Эта сумма была весьма значительна для крестьян. Введение Юрьева дня не лишало крестьян свободы, но заметно стеснило их передвижение.


Верховным собственником земли считался великий князь. Часть земель он жаловал за службу. Денег в казне не хватало, платить служилым людям было нечем. Поэтому давали землю. Основную массу служилых людей составляли дворяне. До середины 15в. так именовали княжеских слуг. Эти слуги получали от князей небольшие участки, позже превратившиеся в поместья. В 30-е годы 16 в. дворянами стали называть не рядовых служилых людей, а лишь вошедших в состав Государева Двора. Служилую мелкоту именовали детьми боярскими.

В то время происходил интенсивный процесс дробления вотчин. Боярские семьи были многодетные, из-за чего даже крупные вотчины могли измельчать в течение полувека. К концу 15в. налицо был кризис. Признаком его было разделение старого боярства на собственно бояр и «детей боярских». Термин «сын боярский» указывал, прежде всего, на несамостоятельное, зависимое положение человека в качестве младшего члена семьи. Они были недостаточно обеспечены землей. Выслав из Новгорода знать, Иван Ш и его сын стали раздавать конфискованные земли детям боярским в поместье. Помещик владел поместьем, пока нес службу. Как только он переставал служить и не мог определить на службу сына, земля подлежала перераспределению. Образование государственного поместного фонда оказало глубокое влияние на структуру высшего сословия. Различия между поместьем и вотчиной носили принципиальный характер. Поместье нельзя было продать, подарить, отдать в монастырь. В 1497г. дьяки составили первый общерусский судебник, в котором поместье и вотчина были упомянуты как главные категории светского землевладения.

Во главе государства стоял великий князь. Его титул государь означал власть самодержавную. Высшим слоем являлись удельные князья, обладавшие всей полнотой власти в своих уделах. Иван Ш начал наступление на уделы. Его братья Андрей Меньшой и Юрий умерли бездетными (великий князь не позволил им жениться). Старший брат Андрей Большой умер в заключении, попали в тюрьму и его сыновья. Все их уделы были ликвидированы и вошли в состав великокняжеских земель. К концу жизни Ивана Ш сохранился лишь Волоколамский удел племянника великого князя – Федора Борисовича Волоцкого. Правда, в своем завещании Иван Ш наделил уделами своих сыновей, но эти уделы были значительно меньше прежних. Опорой великого князя были бояре, составлявшие боярскую думу. В широком смысле боярином называли любого вотчинника. Впоследствии из этого слова родилось слово барин.



Первоначально в боярскую думу входили только представители старых московских боярских фамилий, служивших еще Ивану Калите. Но с середины 15 в. состав думы стал меняться. С присоединением независимых прежде княжеств их князья вошли в состав московского боярства. Они сохранили титулы, но утратили права независимых правителей. Формально московский князь жаловал служилым князьям боярские чины. На деле же то было не повышение, а понижение: из вассалов великого князя они окончательно превращались в подданных. Началось «обояривание» князей. Боярская дума не ограничивала власть государя, а являлась совещательным органом. Дума была немногочисленной. Важнейшие решения издавались от имени государя и Боярской Думы. Была формула: «Государь указал, и бояре приговорили».

Вплоть до середины 16в. на Руси существовало лишь два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, в ведении которого находилось управление личными (дворцовыми) землями великого князя. Важнейшая функция дворца – снабжать княжескую семью продовольствием и денежными средствами. С присоединением к Москве новых территорий для управления ими создавались особые дворцы: тверской, нижегородский, новгородский. В казне, возглавлявшейся казначеем, хранились деньги и драгоценности, а также – государственная печать и великокняжеский архив. Казна заведовала внешней политикой. Не случайно иностранцы называли казначеев и хранителей печати (печатников) канцлерами.

Страна делилась на уезды. Границы уездов восходили к рубежам прежних независимых княжеств. Уезды делились на волости и станы. Происхождение этих терминов не вполне ясно, а смысловой разницы не было. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Наместники и волостели получали управляемые территории в кормление. Это означает, что они кормились, собирая в свою пользу часть налогов и судебные пошлины. Кормление было наградой за прежнюю службу в походах, средством поправки материального положения. В подчинении у кормленщиков были холопы-тиуны, которые и занимались непосредственно управлением.

В конце 15в. возник особый порядок назначения на должности – местничество. Возможность занять тот или иной пост зависела от происхождения человека. Но значение имела не просто знатность, а служебные заслуги рода перед московскими князьями. Если один человек на службе был подчинен другому, то их сыновья, внуки, племянники должны были всегда находиться на службе в таком же соотношении. Служилые люди ревниво следили за сохранением местнического счета. Местничество было выгодно, прежде всего, старомосковским боярам. К концу правления Ивана Ш Русское государство было объединено. Но его еще нельзя назвать в полном смысле слова централизованным. Центральный аппарат управления только складывался, власть на местах сосредоточена подчас в руках случайных людей. Еще сохранялись уделы. Но великокняжеская власть, не будучи по-настоящему централизованной, стала деспотической. Государь мог по своему усмотрению любого человека казнить или миловать.


Раздробленность поколебала церковное единство Руси. Первый московский владыка, поставленный на новгородское архиепископство, не мог управлять новгородской паствой и даже повредился в разуме. В то время религиозная мысль активно развивалась, и вместе с тем углублялись расхождения между православными и католиками. Новгородцы в своих богословских исканиях шли значительно дальше, чем москвичи. На этой почве возникло одно из интереснейших явлений русской общественной мысли – новгородское «вольнодумство», объявленное ересью. Среди новгородских еретиков большинство принадлежало к низшему духовенству. Они не признавали догмата о троичности Бога, считая, что это противоречит признанию единобожия. Они рассуждали так: если не священны доски, краски, кисти, то, как же сама икона оказалась священной. Еретики отрицали церковную организацию, считая, что сам человек – это храм божий. Они говорили, что человек самовластен, поскольку Бог сотворил его свободным и дал ему разум. В их учении были определенные элементы рационализма. Рационализмом (от латинского – разум) называют направление общественной мысли, считавшее человеческий разум главным фактором развития общества.

С новгородскими священниками, перебравшимися в Москву, ересь распространилась в столице. Но господствующая церковь неутомимо преследовала еретиков. Самыми упорными гонителями были новгородский архиепископ Геннадий и видный церковный теоретик игумен Иосиф Волоцкий. По его имени целое направление религиозной мысли стали называть иосифлянами. Иосиф нетерпимо относился к любым сомнениям в церковной традиции. От светских правителей он требовал жестокого наказания еретиков. В 1490г. Геннадий добился осуждения еретиков на церковном соборе. На головах осужденных сожгли шутовские колпаки из бересты. Еретики бежали в Литву.

Но в церковной среде не было единства взглядов по отношению к еретикам. Оппонентами иосифлян выступали так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели, не поддерживая еретических взглядов, допускали все же более или менее свободное толкование церковной литературы. Они склонялись к мнению, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться. Длительное время терпимо относился к еретикам и великий князь. Это объяснялось тем, что сторонники ереси были при дворе великого князя. К этому добавлялись разногласия великокняжеской власти с официальной церковью.


Светская власть с завистью посматривала на обширные земельные владения церкви. До второй половины 14в. монастыри не были крупными землевладельцами. Каждый монах имел свое хозяйство, жил в отдельной келье, и встречался с остальной братией только для молитвы. Основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский провел монастырскую реформу – отныне по «общежительному» уставу земля и имущество стали общими. С этого момента монастыри стали приобретать земли. Светские феодалы жертвовали церкви вотчины, чтобы после смерти монахи молились за упокой их душ. Вместо уходя от всего мирского монахи вели вполне светскую и даже роскошную жизнь. В 15в. монастыри стали крупнейшими собственниками. Между тем фонд государственных (черных) земель, которые можно было бы жаловать служилым людям, непрерывно сокращался. Великий князь рассчитывал конфисковать монастырские владения. В этом его поддерживали сторонники Нила Сорского. Нестяжатели говорили, что корыстолюбие вредит монашескому сану.

Иосифляне яростно защищали право церкви на владение селами с крестьянами. Этот вопрос рассматривался на церковном соборе 1503г. Большинство там были иосифляне. В итоге Иван Ш предпочел отказаться от решительного столкновения с большинством духовенства и от планов изъятия церковных земель. Так стал складываться союз светской власти с воинствующими церковниками. Великий князь отказался от поддержки еретиков. В 1504г. новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Иосифляне стали всячески поддерживать светскую власть. В церковных кругах оформилась идея о Москве как «третьем Риме». Ее выдвинул игумен Псковского монастыря Филофей в своих посланиях Василию Ш в 1510-11 гг. Филофей считал, что в истории христианства последовательно существовало три великих центра. Рим пал из-за отступления от истинного христианства, Константинополь погиб из-за Флорентийской унии. Третий Рим – Москва, а четвертому не бывать. Утверждение о Москве – третьем Риме призвано было служить возвеличиванию московских государей, но одновременно – утверждению исключительного значения религии и церкви. Учение о третьем Риме служило идейным обоснованием враждебности ко всему иноземному, религиозной нетерпимости, самоизоляции. Московские государи стремились всячески поддерживать образ государя – хранителя веры. Дипломатические документы подчеркивали, что одна из важнейших функций государя – защищать православие.