Файл: Литература в россии постсоветского периодаи начала xxi века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В РОССИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДАИ НАЧАЛА XXI ВЕКА.

Вторая половина 80-х—90-е годы — время переустройства всейжизни страны. Главных вопросов,поставленных перед общественнымсознанием, было три. Во-первых, отношение к СССР и культуре советского прошлого. Во-вторых, воссоединение отечественнойкультуры, разорванной идеологами на советскую и несоветскую.В-третьих, разрушение ≪берлинской стены≫ между отечественнойкультурой и культурой капиталистического мира и отказот двухполюсного понимания мировой культуры. Хрестоматийный ряд героев советской ≪школьной≫ литературыподвергся жесткому пересмотру. Из программы изымалисьпроизведения о героях-комсомольцах (≪Как закалялась сталь≫Н.А. Островского, ≪Молодая гвардия≫ А.А. Фадеева), повестиА. П. Гайдара (≪Школа≫, ≪Тимур и его команда≫), что вызывалопубличные протесты и дискуссии.

Начиная со второй половины 80-х годов горячей темой общественныхи литературных баталий был ≪сталинский миф≫.Другая попытка — развенчать ≪гайдаровский миф≫ как основусоветской детской литературы — не удалась, но перед историкамии литературоведами была поставлена задача дать более илименее удовлетворительное объяснение ≪феномену Гайдара≫.

Возникли понятия забытой и утаенной литературы — это произведения,некогда изъятые из свободного доступа и возвращенныечитателям. В начале 90-х годов обнаружился и детский самиздат— произведения, ходившие в машинописных распечатках изрук в руки.

Общедоступен стал андерграунд. В субкультуру детства попалистихи и песни Игоря Иртеньева, некоторых рок-певцов, ≪митьков≫ (питерских художников-поэтов). Типичный герой андерграунда — маргинал, новый ≪маленький человек≫ с артистическим отношениемк миру.

Система жанров стремительно менялась, отражая измененияво взрослой литературе. Любовный роман для мамы и такой же —для дочки, детектив для папы и детектив для сына. Происходилодублирование и взаимопроникновение взрослой и детской литератур,путались границы детского и недетского.

Классическая тема ≪писатель и родина≫ сделалась предметом споров. Авангардисты и их последователи отвергали ≪советскийпатриотизм≫, образцово воплощенный в михалковской поэзии,однако предложить собственное эстетическое решение этой важнойтемы они не смогли.

В конце 90-х годов ≪игровая литература≫, сложившаяся на основеавангардизма, достигла пика своего развития, но она всесильнее противоречила постперестроечным настроениям, все большеотставала от хода событий в стране и мире.


Острая литературная реакция на первые ≪перестроечные≫ переменысостояла в расцвете публицистики и поэзии сатирикоюмористическоготона. Слово устное, ораторское наполнило страницыне только взрослых газет и журналов, но и детской периодики,даже персонажи и авторы малышовых изданий заговорилиязыком трибун, а порой и улиц. При этом детские писатели стремилисьизбавиться от ≪советизмов≫ — речевых штампов и клише,накопившихся и растиражированных за несколько десятилетийразвития литературы, оттого в литературной речи смешивалисьэлементы публицистики и сниженного разговорного стиля (анекдот,частушка, устная пародия).

В целом обстановка в ≪детском≫ литературном мире в 1985 —1995 годах напоминала оживление начала 60-х. Неслучайно ≪шестидесятники≫, хорошо помнившие атмосферу ≪Юности≫, ≪Пионера≫, ≪Костра≫ и ≪Мурзилки≫, где они начинали публиковаться,первое время играли роль экспертов и наставников для молодежи.

Уже не борьба с остатками партийного администрирования влитературе занимает писателей, а противодействие ≪дикому≫ торгово-издательскому бизнесу, который обескровил детскую литературу.

Возник эффект коммерческой ≪цензуры≫, не пропускающей кчитателю ничего, что отличается от так называемого ≪формата≫легко продаваемых изданий. Возникло понятие≪проект≫: издательство теперь уже не просто печатает подходящуюрукопись, чаще всего заказанную автору, оно еще до получения≪литературного продукта≫ разрабатывает план продвижения книгиили книжной серии на рынок.

Перемена угла зрения сказалась и в том, что нормальное развитиеюных поколений стало пониматься через воспитание свободнойиндивидуальности. Однаиз важнейших тенденций детской литературы последних десятилетий— утверждение значимости личности и судьбы ребенка вмасштабах мировой, космической истории человечества.

В начале XXI века стала остро ощущаться их нехватка, раздалисьголоса против засилья игровой литературы и даже преобладаниясказочной условности над всеми другими видами художественнойусловности. В самом деле, обилие и разнообразие малых литературныхформ (анекдоты, короткие рассказы и сказки-миниатюры,дразнилки, обожалки, страшилки, садюшки и др.) немогли удовлетворить потребность в серьезном эпосе и лирическойпоэзии.

Авангард был особо актуален. В авангардно-андерграундовом

стиле создавались произведения детские, полудетские и совершенновзрослые, но в ≪детских≫ формах (раннее творчествоД. Пригова и В. Пелевина). Наследие авангардистов начала XX векаи обэриутов было воспринято поверхностно, без их философскойбазы, на уровне обшей установки на игру и приемов игры. Отчастивиной тому была запоздалая публикация всего массива русскогоавангарда. В итоге интересные заявки писателей ≪перестроечнойволны≫ на новую концепцию детской литературы были реализованыдалеко не полностью.

Одно за другим возникали творческие объединения, декларировавшиесвои принципы понимания искусства и действительности,повсеместно открывались салоны и клубы.

Изменения в детской литературе были заметные, но революциине произошло. Новаторам не удалось переориентировать большинствородителей и детей на чтение авангардистской литературы.Читатели разных возрастов проявили в целом сильнейшийконсерватизм; издания советской классики пользовались большимспросом, чем издания современных авторов, впрочем, малотиражныеи немногочисленные.

Однако детская литература получила мощный заряд эксцентрики.

Среди героев на первый план вышел чудак, он проник дажев школьные учебники.

Постмодернизм , завершающий в начале XXI века свое развитие,нельзя считать ≪плохим≫ или ≪вредным≫ явлением, как ивсякое литературное направление. Постмодернисты подвергли критикемодель мира и человека, в которой основную роль играютбинарные оппозиции: истинно—ложно, хорошо —плохо. Они показали,что человечество не может существовать исключительномежду двумя полюсами.

Материалом для построения художественной системы постмодернизма,в частности, послужило творчество английского поэта-математика J1. Кэрролла, относящееся к 1870-м годам. В России1990-х годов оно было востребовано как никогда раньше.

Идея ≪подстановки≫ лежит в основе так называемого образа-симулякра — понятия постмодернистской литературы. Обычныйхудожественный образ разворачивает свое значение по заданномуавтором вектору нравственно-эстетической идеи. Симулякр — обманка:автор предлагает лишь ≪оболочку≫ образа — имя, портретныедетали и т.п., а читатель сам определяет (или не определяетвовсе) содержание.

Разумеется, ни о какой цельности этической концепции речь неидет, если мы имеем дело с образцом постмодернистской литературы.


Именно этим свойством объясняется игнорирование постмодернистскихпроизведений в контролируемом детском чтении. Реальнаяниша для постмодернистов — так называемое ≪свободное≫чтение: в изданиях для отдыха и развлечения детей и подростков.

Поэзия для детей во второй половине 80-х —началеXXI века развивается в основном по игровой модели, заданной вСеребряном веке и 20 — 30-х годах. В этой модели главным принципомбыла игра со словом.

Новые тенденции поэзии, как и всей детской литературы, — вснятии табу с ряда тем и в развитии их на основе естественно сложившихсятрадиций современного детского фольклора.

Недостаток лиризма в игровых и сатирических стихах отчасти восполняется творчеством поэтов старшего поколения. В творчестве современных поэтов отчетливо просматриваютсясамые дальние истоки русской лирической поэзии для детей — от поэтов державинско-карамзинской эпохи.

Благодаря соседству в активном поле детской литературы поэтов≪хороших и разных≫ (по выражению Маяковского), эксцентрикови лириков, ≪шестидесятников≫ и ≪новых≫ расширяются воз-можности поэтического языка, делаются доступны для выражениявсе более сложные тем.

Беллетристическая проза для детей и о детях за последниедесятилетия приняла направление идеологического полилога,в рамках которого вырабатывается современное пониманиекультуры детства и изыскиваются пути решения проблем детейв мире взрослых.

Состояние и поведение детей трактуется писателями как индикаторкризиса европоцентристской, печатно-техногенной цивилизации.

Семейно-родовая модель детского существования стремительноразрушается. ЭтотВместе с тем тема дружной семьи сделалась более актуальной,чем тема жизни детей в коллективе. Бурно развивается ≪отцовская≫ проза, в основном рассказы; она отвечает традициям русскойлитературы, но отличается большим доверием к юному читателю.

В прозе заметнее, чем в поэзии, осуществляется гендерныйподход и к героям, и к формам произведений, которые условноделятся по мальчишеско-девчоночьему предпочтению книжныхинтересов.

Писатели, придя к отрицанию ≪черной≫ литературы, нашлиновые темы для выражения гармонии мира, взрослого и ребенка.

Любопытно, как трактуется тема любви и смерти — на грани взрослого и детского понимания, при снятии экзистенциального драматизма,присущего решению этих тем в обшей литературе.


Горчащая ирония — далеко не единственная интонация дляпередачи важнейших для сознания детей и взрослых переживаний.

Историческая литература стала еще более актуальной. Однако внимание писателей было посвящено в основном древнейистории — XIX и, особенно, XX век редко выбирались дляотображения. Помимо новой для читателей истории Церкви, неразрывносвязанной с российской историей, развивается военно историческая литература для детей.

И все-таки историческая литература для детей младшего школьноговозраста остается в рамках познавательных, тогда как длядетей не менее важно художественное воплощение образов прошлого.

К тому же ощущается нехватка произведений, в которыхбы детям объяснялась история Отечества XX века.

Религиозно-просветительская литература длядет ей — характерное явление эпохи, когда Россия готовиласьвстретить тысячелетие принятия христианства, а весь мир подводилитоги двух тысячелетий, прошедших от Рождества Христова.

Общество охватило желание перечитать русскую литературу впоисках лучших произведений на религиозные темы.

Однако дореволюционной литературы было недостаточно. Отсовременников ждали новых произведений.

Религиозно-просветительское движение ныне переходит в этапсоздания новой художественной литературы на христианские сюжеты.

Отличия новых ≪веселых учебников≫ заключались в переносе акцентас юмора на сатиру и пародию (осмеивались чаше всего реалиинедавнего прошлого), а также в том, что государственныйорган — Министерство образования — стал рассматривать эти учебникинаряду с обычными, ≪академическими≫.

Однако ресурс ≪веселых учебников≫ во второй половине 90-х годовиссяк, а школьные библиотеки предпочитали заказывать противоположныеим издания энциклопедического охвата и строгоготона.

Традиционные учебники для начальной и средней школы сталиболее свободными по форме, в них появились юмор, фантазия,игра. Детям предлагается более сложная по образной структуреи подтексту лирика, например стихи Иосифа Бродского.

Периодика для детей с 90-х годов переживает бурныйпериод. Хотя старые журналы в большинстве своем продолжаютвыходить, их содержание, состав авторов обновляются.

Не менее важно текстовое содержание — стихи, рассказы, сказки,повествования с продолжением, а также статьи, в которыхпознание чего-либо сочетается с побуждением к действию.

В 90-е годы старых журнальных ресурсов уже не хватает, чтобыреализовать множество новых творческих идей.