Файл: Литература в россии постсоветского периодаи начала xxi века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Российской детской периодике приходится выдерживать нелегкуюконкурентную борьбу с западными журналами, навязывающимидетям модель потребительского общества.
Отечественная школа перевода давно славится какодна из лучших в мире. Когда начиная с первой половины 90-х годовхлынул огромный поток зарубежной литературы, переводчикибыли востребованы больше, чем писатели, но произведения невысокогоуровня и жесткие условия труда, предлагаемые издателями,сводили работу многих из них к поденщине.
Количественные показатели развития детской литературыв России 90-х годов были неутешительны в целом. Учебнаялитература для школ, в том числе и методическая, обгоняла потемпам издательского развития детскую художественную литературу.
Таким образом, литературный процесс оказался в сильной зависимостиот рыночного процесса. Энергия обновления художе1ственной системы детской литературы рассеивалась при столкновениис издательско-торговой реальностью. В итоге к началуXXI века редкостью стали рассказы на бытовые темы, стихи длячитателей от десяти до четырнадцати лет, этико-психологическиеповести и романы. Сказки, детективы, фэнтези имеются в большомколичестве, но за разнообразием имен и названий кроетсяоднообразие художественных форм.
Вначале нового века государство, уступившее было детскуюлитературу почти целиком частному предпринимателю, испытываетдавление со стороны общественности — писателей, педагогов,родителей и детей, которые требуют увеличения поддержкидетской литературы.
В целом российская детская литература в переходный периодпереживала не лучшие времена, много творческих сил было потраченона коммерческие заказы издательств. Увеличился разрывмежду ≪школьной≫ литературой и живым литературным процессом.
Однако обновлялся литературный язык, пересматривалась самасистема детской литературы (детское и недетское пересекались. появился гендерный подход), ширились контакты с мировымписательским сообществом, разрабатывались литературные модели,отвечающие вызовам современности.
Итоги
• Постсоветский период в развитии отечественной детскойлитературы обусловлен распадом и переустройством культурногопространства, сложившегося в 20 — 70 годы XX века.
• В детской литературе актуально наследие дореволюционногопрошлого и жанрово-стилевые разработки авангардистов.
• Главное новшество периода — развитие религиозно-просветительской литературы для детей.
• Происходит резкое размежевание между писателями остройсоциальной темы и писателями темы индивидуального существования.
• ≪Игровая≫ литература преобладает над реалистической, ноколичество и разнообразие первой все-таки не позволяет ей преодолетьбарьер школьных программ; тогда как реалистические произведенияна современную тему, более редкие, иногда находятдорогу в школьную аудиторию.
• Естественное течение литературного процесса не соответствуетиздательно-торговой политике, разлажен механизм создания детскойлитературы, в котором общественный заказ, государственноеучастие и писательская инициатива должны направлять работуиздательств и книготорговцев.