Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский экономический университет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема преступности в современной России
1.1. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности.
1.2 Специфика детерминации и причинности
2 Причины экономических преступлений
2.1 Экономические причины экономической преступности
3 Состояние преступности в Саратове
3.1 Особенности борьбы с экономической преступностью
Для обеспечения экономической безопасности России необходимо определить:
-
приоритеты в понятиях, структуре и основных направлениях обеспечения экономической безопасности России; -
криминологические меры обеспечения экономической безопасности России общесоциального характера; -
специальные криминологические меры обеспечения экономической безопасности России; -
систему уголовно-правовых мер обеспечения экономической безопасности России.
С учетом указанных приоритетов следует осуществлять систему мер борьбы с экономической преступностью.
В целом речь идет о системе экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или ослабление действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Экономические меры могут быть отнесены к предупредительным мерам общесоциального уровня, которые нацелены на решение основной задачи по повышению благосостояния населения и снижению уровня безработицы. Это первостепенная задача макроэкономической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста. Исследования западных ученых свидетельствуют о высоком уровне корреляции между состоянием безработицы и негативными тенденциями преступности, в том числе имущественной. Существенно применение имеющегося в мировой практике опыта борьбы с безработицей.
Основная цель государственной стратегии обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, для социально-экономической, военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренней и внешней угрозе.
К основным направлениям в организации борьбы с экономической преступностью относятся: анализ официальной и оперативной информации о состоянии экономической преступности; определение приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности России; разработка и выполнение Федеральной и региональных программ борьбы с преступностью.
Источниками криминологической информации о состоянии экономической преступности являются: официальные статистические данные (МВД, Минюста) о выявленных преступлениях, лицах, их совершивших,
причиненном и возмещенном материальном ущербе, направленных в суд уголовных делах и вынесенных приговорах; сведения контролирующих органов о выявленных нарушениях в сфере экономической деятельности; результаты проверок Счетной палатой РФ и контрольными органами в субъектах РФ нецелевого использования бюджетных средств; материалы органов прокуратуры о проверке соблюдения законности в экономической сфере и принятых мерах; обобщение судебной практики по делам об экономических преступлениях; оперативные данные правоохранительных органов, полученные в соответствии с законодательством; результаты научных, социологических исследований состояния экономической преступности и уровня ее латентности и др.
В законотворческой и правоприменительной практике важно в полной мере учитывать данные о состоянии преступности в экономике из максимально возможных источников информации. Эти данные необходимо использовать на всех стадиях правоприменительного процесса.
Необходимо своевременно прогнозировать развитие криминальной ситуации в наиболее криминогенных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные, исполнительные органы федерального и регионального уровня по нейтрализации преступлений.
Значительную роль в предупреждении экономических преступлений в кредитно-финансовых отношениях могло бы сыграть принятие закона "Об информационных банках данных", изменение Закона "О банках и банковской деятельности", что позволило бы правоохранительным органам осуществлять проверку законности возникновения первичного капитала, законности операций, проводимых субъектами кредитно-финансовых отношений, проверку добросовестности этих субъектов по ранее осуществленным сделкам.
Актуально принятие более эффективных мер по укреплению взаимодействия различных государственных органов в сфере экономической деятельности, а также этих органов с общественными организациями, детективными и охранными структурами и службами безопасности хозяйствующих, объектов. При этом важно решение задачи по декриминализации территорий и объектов экономики. В тесном взаимодействии служб указанных органов они проводились на АвтоВАЗе, портовых сооружениях Северо-Западного региона и Азово-Черноморского бассейна и г. Находки, угледобывающих предприятиях Кемеровской области.
В поле зрения подразделений по борьбе с экономической преступностью должны находиться: противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом, наличном и валютном рынках, во внешнеэкономической деятельности, со стратегически важными сырьевыми ресурсами, мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке. С целью пресечения вывоза валютных средств из региона необходимо во взаимодействии с органами валютного контроля (органы ВЭК, региональные ГУ ЦБ, территориальные таможенные управления) проводить проверку подозрительных внешнеэкономических сделок, проверять все имеющиеся факты не возврата валютной выручки, контракты на оказание маркетинговых услуг и пр. Особое внимание уделять сбору (взаимодействуя с правоохранительными органами зарубежных стран и НЦБ Интерпола в России) неопровержимых улик, свидетельствующих об умышленном вывозе валютных средств, розыску и задержанию виновных, наработке практики выявления и расследования преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.
Подразделения по борьбе с экономической преступностью, по борьбе с организованной преступностью участвуют в выявлении каналов финансирования бандитских формирований и террористических "группировок. Основной удар наносится по экономическим объектам, контролируемым ими, с целью лишения финансовой подпитки, выводятся из-под криминального контроля продовольственные рынки, обеспечивается свободный доступ на них региональным сельхозпроизводителям.
Итак, основные усилия правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с экономической преступностью направляются на:
-
проведение мероприятий по выявлению и пресечению преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, в экспортно-импортных операциях, особенно с сырьевыми ресурсами, в процессе приватизации, при обеспечении государственного регулирования оборота подакцизных товаров, при защите бюджетных средств, в том числе направляемых на социальные цели; -
проведение общероссийских мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и проверку законности перевода валютных средств в оффшорные зоны; -
проведение комплексных оперативно-розыскных мероприятий в отдельных отраслях экономики, на хозяйствующих субъектах, в отношении которых имеются основания полагать, что они подконтрольны организованным преступным группам; сообществам либо на них совершаются тяжкие экономические преступления; -
осуществление во взаимодействии с налоговыми и регистрационными органами комплексных проверок достоверности регистрационных данных фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих "нулевые" балансы; -
выявление, предупреждение и пресечение деятельности этнических и иных преступных формирований, действующих в сфере экономики, а также перекрытие каналов поступления материально-технической и финансовой помощи незаконным вооруженным, бандитским и международным террористическим формированиям; -
укрепление взаимодействия и координации всех правоохранительных органов, чёткое закрепление их компетенции и ответственности за конечные результаты правоохранительной деятельности с учетом федеративного устройства Российской Федерации.
3.2 Экономическая преступность в Саратове
С начала 2013 года на территории города Саратова выявлено 497 фактов сбыта поддельных денежных знаков. В августе текущего года – 20. Для сравнения в 2012 году с января по июль таких фактов насчитывалось 670, в августе прошлого года – 89.
Согласно приведенной статистике, проблема фальшивомонетничества остается актуальной. По-прежнему в эпицентре внимания преступного контингента, специализирующего на изготовлении и сбыте поддельных денежных знаков, находятся купюры достоинством 1000, 500, 5000 рублей. Местами производства таких банкнот, как в большинстве случаев показывает практика, являются Северо-восточный Кавказ и Москва. Качество и уровень их изготовления остаются очень высоким.
Фальшивые банкноты изготавливаются посредством цветной капельно-струйной и лазерной печати с использованием компьютерного оборудования. На таких подделках изображения выполнены способом трафаретной печати (например – герб г. Хабаровска) и способом цветной струйной печати (все остальные изображения). Водяные знаки имитированы цветной струйной печатью на внутренней стороне одного из листов. Филигрань, защитная нить и ее выходы имитированы надпечатками. Микроперфорация имитирована при помощи промышленного перфоратора.
Зарегистрированные противоправные деяния экономической направленности единственный вид преступлений, удельный вес которых вырос по сравнению с прошлым годом: было 5,7% от общего числа, стало 6,4%. Может быть, цифры кому-то покажутся неубедительными, но они таковы: 619 экономических преступлений за восемь месяцев в Саратове, 142 в Энгельсском, 69 в Балашовском, 54 в Балаковском, 32 в Саратовском, 19 в Вольском районах.
В благословенном мой супруг, выходец с Екатериновского района, пустил пустую мужскую слезу Екатериновском и примкнувшем к нему Романовском районах зарегистрировано по одному преступлению экономической направленности, в Воскресенском, Лысогорском и Ровенском по два. Повторимся: это еще полицейская статистика подросла.
А вот зафиксированные полицией взяточничество и злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285, 290, 291 УК РФ) остались на прежнем мизерном уровне: 0,6% от общего числа преступлений. В Энгельсском районе на взятках попались 9 человек, в Саратове