Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования российский экономический университет.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема преступности в современной России
1.1. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности.
1.2 Специфика детерминации и причинности
2 Причины экономических преступлений
2.1 Экономические причины экономической преступности
оперативный состав соответствующих служб МВД, ФСБ и Прокуратуры России своевременному выявлению и раскрытию названных преступлений.
По утверждению экспертов научно-исследовательского центра "Грант", игорный бизнес переживает те же стадии развития, что и биржи, страховые компании и коммерческие банки: отсутствие достаточной правовой (законодательной) базы при их открытии, предоставление льготных условий функционирования, способствующих бурному количественному росту организаторов и участников этой сферы бизнеса в связи с его высокой доходностью, усиление конкуренции, попытки монополизации игорного бизнеса.
Анализ оперативной обстановки дает основание считать, что игорный бизнес как сфера предпринимательства криминализирован в значительно больших размерах, чем это следует из официальных отчетов, и должным образом не контролируется правоохранительными органами.
Здесь характерны уклонение от уплаты налогов и иные финансовые нарушения, создание и функционирование охранных структур с нарушением действующих правил, использование теневых капиталов. По мнению практических работников органов внутренних дел, в казино нередко отмываются крупные денежные средства, добытые преступным путем.
Эта сфера также требует пристального внимания сотрудников подразделений по экономической и организованной преступности. При этом следует использовать опыт полиций зарубежных стран по контролю за деятельностью игорных заведений.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. на территории России запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон. Согласно этому же закону ограничения по организации и проведению азартных игр были установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Для достижения целей по запрету игорной деятельности законодатель установил ряд запретов и ограничений на организацию и проведение азартных игр, среди которых: деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях; игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах; игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений; организаторами азартных игр могут
выступать исключительно юридические лица; кроме того, игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Способы хищений, способы совершения новых преступлений в целом (модус операнди) коренным образом изменились в связи с появлением различных форм собственности. В этой связи назрела необходимость в систематизации новых способов совершения преступлений и разработке на этой базе методик документирования преступных действий для оперативного состава органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции.
По мнению криминологов, кредитно-финансовая система наиболее подвержена преступным посягательствам. Их разнообразие и массовость свидетельствуют о том, что названные учреждения не защищены в правовом и организационном плане от должностных злоупотреблений руководителей и служащих. Среди способов совершения преступлений называются: аферы с вкладами населения, безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов, использование подложных платежных документов, подделка гарантийных писем, которые являются основанием для получения кредитов, и ряд др.
Финансовые аферы, одна крупнее другой, стали обычным делом в России, а потерпевшими, как правило, оказываются граждане и государство. По официальным данным Центробанка России, более 300 российских коммерческих банков находятся на грани банкротства. Доверчивость населения только в 1994 году позволила сыграть в "пирамиду" 50 обанкротившимся компаниям и отобрать у граждан 25 трлн. рублей. В правоохранительные органы поступило более 3 млн. заявлений граждан о невозврате денег коммерческими компаниями на сумму свыше 20 трлн. рублей. Продолжается нелегальная утечка капиталов из России за границу. Так, по экспертным оценкам Главного управления по борьбе с экономической преступностью МВД РФ, они составили 50 млрд. долларов США и продолжают возрастать на 1,5–2 млрд. долларов ежемесячно. По данным института экономического анализа, утечка капиталов достигает 10–12 млрд. долларов в год, тогда как все золото – валютные запасы государства составляют 12 млрд. долларов США.
Как и в 2012 году, в 2013-м наиболее часто экономические преступления выявляли сотрудники полиции (130 тыс. преступлений, или 92 %). Около 2 тыс. преступлений, или 1,5%, обнаружили следователи СК РФ, более 500 правонарушений, или 0,4%, зафиксировали сотрудники таможенных органов. Оставшиеся 6,1% пришлись на долю других структур. Стоит отметить, что таможенники, несмотря на относительно небольшой вклад в общий объем, чаще всего выявляют серьезные нарушения почти 93% обнаруженных ими преступлений были совершены в крупном размере.
Наблюдающийся в этом году, согласно отчетам МВД, спад преступности, казалось бы, выглядит несомненным достижением. Однако аналитики отмечают, что снижение криминальных показателей во многом объясняется «сезонным фактором». «Развернутая государством антиофшорная кампания, выдвинутые требования против владения чиновниками счетами и собственностью за границей заставили их затаиться либо искать более изощренные пути по выводу нечестно заработанных средств сказал «НИ» вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. В следующем году, когда все поуляжется, следует ожидать роста динамики преступлений, относящихся к категории экономических. Разоблаченные коррупционные схемы, составляющие основную долю экономической преступности в стране, в основном «ушли» в следующий год».
Тем не менее даже вскрытые в 2013 году «скромные» масштабы воровства и злоупотреблений не могут не впечатлять. Это более трети всех расходов государства на образование, составляющие сейчас 597 млрд. рублей.
Особое значение экономики как социального института, т. е. образования, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения, связанные с разделением труда, обмена, обращения, распределения материальных благ, представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества и соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.
Основой взаимодействия социального института с обществом является реализация главной его функции – удовлетворения конкретных общественных потребностей. Если общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующего социального института, в его деятельности возникают дисфункции.
Преступность, в том числе экономическая, как негативная разновидность социальных явлений нуждается в установлении причин и условий, ей способствующих. Практическая значимость этого достаточно очевидна. Эффективная деятельность правоохранительных органов по предупреждению экономических преступлений возможна на научно обоснованных рекомендациях по выявлению причин и условий совершения преступлений.
Экономическая преступность и ее детерминанты в нашей стране подвергались изменениям и в основе своей были зависимы от места (подчиненности) и роли законов экономики в иерархии управления экономикой в государстве. Соответственно таким изменениям формировалось законодательство по экономической преступности и представления о личности экономического преступника, нашедшие отражение в Уголовном кодексе РСФСР 1926 и 1961 годов.
Реформирование жестконормативной государственно-монополистической экономики началось в СССР в 1987 году, когда вступил в силу Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", и усилилось в 1988 году, после принятия Закона "О кооперации в СССР", впервые за многие годы давших простор деловой инициативе части населения страны. С 1991 года, после юридического закрепления государственности РСФСР, принятия законов "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" стал активнее формироваться современный социальный и экономический уклад общества.
Нормативную базу экономических реформ уже можно называть новым экономическим законодательством. Так, приняты и работают законы, определяющие систему налогообложения, хозяйственную деятельность в целых отраслях экономики, новый Гражданский кодекс РФ. В значительной степени изменились уголовное и административное законодательство. В 1996 году принят новый Уголовный кодекс РФ, отразивший новую концепцию признания экономических деяний преступными и борьбы с ними.
В то же время состояние хозяйственного, уголовного и административного права и характер процессов изменения этих отраслей не вполне соответствуют потребностям сегодняшней экономической и правоохранительной практики. Фактически реформы пошли по пути легализации преступно нажитых капиталов, допуска их в законный оборот, легкости отмывания "грязных денег" и разграбления общенациональной собственности крайне незначительной частью населения. Реформирование экономического базиса общества при отсутствии достаточно жесткого государственного регулирования естественным образом меняет сложившуюся социальную среду и, безусловно, такое социальное явление, как преступность.
Анализ криминальной ситуации, сложившейся в России в ходе проведения экономических реформ, при отсутствии необходимого и достаточного организационно-правового сопровождения со стороны властных органов государства, позволяет сделать вывод об ошибочности расчета на самодостаточность рыночных механизмов с точки зрения преодоления теневых и криминальных явлений в экономике.
Политико-идеологическими и социально-экономическими факторами осуществления реформ были созданы условия, облегчающие возможность быстрого обогащения преступных группировок и отдельных лиц за счет государства, с одной стороны, и ослабляющие возможности правоохранительных органов по борьбе с негативными последствиями реформ – с другой.
Активизировались процессы формирования антиобщественных групп и сообществ на стыке общеуголовной и экономической преступности, что дало возможность криминальным элементам сконцентрировать в своих руках значительные средства.
В процессе осуществления социально-экономических преобразований и нормотворчества практически полностью игнорировались факты наличия в стране организованной преступности и ее способность к самодетерминации. Не просчитывались возможности использования реформ в криминальных целях. Не учитывались предупреждения ведущих криминологов России о возможных негативных последствиях избранной идеологии реформирования экономики.
По утверждению экспертов научно-исследовательского центра "Грант", игорный бизнес переживает те же стадии развития, что и биржи, страховые компании и коммерческие банки: отсутствие достаточной правовой (законодательной) базы при их открытии, предоставление льготных условий функционирования, способствующих бурному количественному росту организаторов и участников этой сферы бизнеса в связи с его высокой доходностью, усиление конкуренции, попытки монополизации игорного бизнеса.
Анализ оперативной обстановки дает основание считать, что игорный бизнес как сфера предпринимательства криминализирован в значительно больших размерах, чем это следует из официальных отчетов, и должным образом не контролируется правоохранительными органами.
Здесь характерны уклонение от уплаты налогов и иные финансовые нарушения, создание и функционирование охранных структур с нарушением действующих правил, использование теневых капиталов. По мнению практических работников органов внутренних дел, в казино нередко отмываются крупные денежные средства, добытые преступным путем.
Эта сфера также требует пристального внимания сотрудников подразделений по экономической и организованной преступности. При этом следует использовать опыт полиций зарубежных стран по контролю за деятельностью игорных заведений.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. на территории России запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон. Согласно этому же закону ограничения по организации и проведению азартных игр были установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Для достижения целей по запрету игорной деятельности законодатель установил ряд запретов и ограничений на организацию и проведение азартных игр, среди которых: деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях; игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах; игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений; организаторами азартных игр могут
выступать исключительно юридические лица; кроме того, игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Способы хищений, способы совершения новых преступлений в целом (модус операнди) коренным образом изменились в связи с появлением различных форм собственности. В этой связи назрела необходимость в систематизации новых способов совершения преступлений и разработке на этой базе методик документирования преступных действий для оперативного состава органов внутренних дел, безопасности, таможни, налоговой полиции.
По мнению криминологов, кредитно-финансовая система наиболее подвержена преступным посягательствам. Их разнообразие и массовость свидетельствуют о том, что названные учреждения не защищены в правовом и организационном плане от должностных злоупотреблений руководителей и служащих. Среди способов совершения преступлений называются: аферы с вкладами населения, безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов, использование подложных платежных документов, подделка гарантийных писем, которые являются основанием для получения кредитов, и ряд др.
Финансовые аферы, одна крупнее другой, стали обычным делом в России, а потерпевшими, как правило, оказываются граждане и государство. По официальным данным Центробанка России, более 300 российских коммерческих банков находятся на грани банкротства. Доверчивость населения только в 1994 году позволила сыграть в "пирамиду" 50 обанкротившимся компаниям и отобрать у граждан 25 трлн. рублей. В правоохранительные органы поступило более 3 млн. заявлений граждан о невозврате денег коммерческими компаниями на сумму свыше 20 трлн. рублей. Продолжается нелегальная утечка капиталов из России за границу. Так, по экспертным оценкам Главного управления по борьбе с экономической преступностью МВД РФ, они составили 50 млрд. долларов США и продолжают возрастать на 1,5–2 млрд. долларов ежемесячно. По данным института экономического анализа, утечка капиталов достигает 10–12 млрд. долларов в год, тогда как все золото – валютные запасы государства составляют 12 млрд. долларов США.
Как и в 2012 году, в 2013-м наиболее часто экономические преступления выявляли сотрудники полиции (130 тыс. преступлений, или 92 %). Около 2 тыс. преступлений, или 1,5%, обнаружили следователи СК РФ, более 500 правонарушений, или 0,4%, зафиксировали сотрудники таможенных органов. Оставшиеся 6,1% пришлись на долю других структур. Стоит отметить, что таможенники, несмотря на относительно небольшой вклад в общий объем, чаще всего выявляют серьезные нарушения почти 93% обнаруженных ими преступлений были совершены в крупном размере.
Наблюдающийся в этом году, согласно отчетам МВД, спад преступности, казалось бы, выглядит несомненным достижением. Однако аналитики отмечают, что снижение криминальных показателей во многом объясняется «сезонным фактором». «Развернутая государством антиофшорная кампания, выдвинутые требования против владения чиновниками счетами и собственностью за границей заставили их затаиться либо искать более изощренные пути по выводу нечестно заработанных средств сказал «НИ» вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. В следующем году, когда все поуляжется, следует ожидать роста динамики преступлений, относящихся к категории экономических. Разоблаченные коррупционные схемы, составляющие основную долю экономической преступности в стране, в основном «ушли» в следующий год».
Тем не менее даже вскрытые в 2013 году «скромные» масштабы воровства и злоупотреблений не могут не впечатлять. Это более трети всех расходов государства на образование, составляющие сейчас 597 млрд. рублей.
1.2 Специфика детерминации и причинности
Особое значение экономики как социального института, т. е. образования, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения, связанные с разделением труда, обмена, обращения, распределения материальных благ, представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества и соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.
Основой взаимодействия социального института с обществом является реализация главной его функции – удовлетворения конкретных общественных потребностей. Если общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующего социального института, в его деятельности возникают дисфункции.
Преступность, в том числе экономическая, как негативная разновидность социальных явлений нуждается в установлении причин и условий, ей способствующих. Практическая значимость этого достаточно очевидна. Эффективная деятельность правоохранительных органов по предупреждению экономических преступлений возможна на научно обоснованных рекомендациях по выявлению причин и условий совершения преступлений.
Экономическая преступность и ее детерминанты в нашей стране подвергались изменениям и в основе своей были зависимы от места (подчиненности) и роли законов экономики в иерархии управления экономикой в государстве. Соответственно таким изменениям формировалось законодательство по экономической преступности и представления о личности экономического преступника, нашедшие отражение в Уголовном кодексе РСФСР 1926 и 1961 годов.
Реформирование жестконормативной государственно-монополистической экономики началось в СССР в 1987 году, когда вступил в силу Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", и усилилось в 1988 году, после принятия Закона "О кооперации в СССР", впервые за многие годы давших простор деловой инициативе части населения страны. С 1991 года, после юридического закрепления государственности РСФСР, принятия законов "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" стал активнее формироваться современный социальный и экономический уклад общества.
Нормативную базу экономических реформ уже можно называть новым экономическим законодательством. Так, приняты и работают законы, определяющие систему налогообложения, хозяйственную деятельность в целых отраслях экономики, новый Гражданский кодекс РФ. В значительной степени изменились уголовное и административное законодательство. В 1996 году принят новый Уголовный кодекс РФ, отразивший новую концепцию признания экономических деяний преступными и борьбы с ними.
В то же время состояние хозяйственного, уголовного и административного права и характер процессов изменения этих отраслей не вполне соответствуют потребностям сегодняшней экономической и правоохранительной практики. Фактически реформы пошли по пути легализации преступно нажитых капиталов, допуска их в законный оборот, легкости отмывания "грязных денег" и разграбления общенациональной собственности крайне незначительной частью населения. Реформирование экономического базиса общества при отсутствии достаточно жесткого государственного регулирования естественным образом меняет сложившуюся социальную среду и, безусловно, такое социальное явление, как преступность.
Анализ криминальной ситуации, сложившейся в России в ходе проведения экономических реформ, при отсутствии необходимого и достаточного организационно-правового сопровождения со стороны властных органов государства, позволяет сделать вывод об ошибочности расчета на самодостаточность рыночных механизмов с точки зрения преодоления теневых и криминальных явлений в экономике.
Политико-идеологическими и социально-экономическими факторами осуществления реформ были созданы условия, облегчающие возможность быстрого обогащения преступных группировок и отдельных лиц за счет государства, с одной стороны, и ослабляющие возможности правоохранительных органов по борьбе с негативными последствиями реформ – с другой.
Активизировались процессы формирования антиобщественных групп и сообществ на стыке общеуголовной и экономической преступности, что дало возможность криминальным элементам сконцентрировать в своих руках значительные средства.
В процессе осуществления социально-экономических преобразований и нормотворчества практически полностью игнорировались факты наличия в стране организованной преступности и ее способность к самодетерминации. Не просчитывались возможности использования реформ в криминальных целях. Не учитывались предупреждения ведущих криминологов России о возможных негативных последствиях избранной идеологии реформирования экономики.