ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Энергетическая безопасность – это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:
- политическая энергетическая безопасность;
- экономическая энергетическая безопасность;
- техногенная энергетическая безопасность.
Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик – к её потребителям. То есть речь идёт не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах.
Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергетическую безопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергетической безопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.
«Энергетическая безопасность – это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» – считает глава Европейского парламента, польский политик, премьер-министр Польши с 1997 по 2001 годы, депутат Европейского парламента с 13 июня 2004 года, один из деятелей движения «Солидарность» в 1980-е годы, активно занимавшийся научной деятельностью, доктор наук, профессор Ежи Кароль Бузек (польск. Jerzy Karol Buzek, 3 июля 1940 года, Смиловиц, Германская империя, ныне Смиловице, Чехия). К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надёжность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.
«Энергетическая безопасность – это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене». Представленные выше определения – это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива
, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортёров нефти и природного газа, оказывать давление на импортёров энергоресурсов для достижения политических целей.
При этом экспортёры и импортёры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель – в низких ценах на продукт, и оба – в надёжности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс.
Информационная безопасность (англ. Information Security, а также – англ. InfoSec) – практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная, или например, физическая). Основная задача информационной безопасности – сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразноcти применения и без какого-либо ущерба производительности организации. Это достигается, в основном, посредством многоэтапного процесса управления рисками, который позволяет идентифицировать основные средства и нематериальные активы, источники угроз, уязвимости, потенциальную степень воздействия и возможности управления рисками. Этот процесс сопровождается оценкой эффективности плана по управлению рисками.
Для того, чтобы стандартизовать эту деятельность, научное и профессиональное сообщества находятся в постоянном сотрудничестве, направленном на выработку базовой методологии, политик и индустриальных стандартов в области технических мер защиты информации, юридической ответственности, а также стандартов обучения пользователей и администраторов. Эта стандартизация в значительной мере развивается под влиянием широкого спектра законодательных и нормативных актов, которые регулируют способы доступа, обработки, хранения и передачи данных. Однако внедрение любых стандартов и методологий в организации может иметь лишь поверхностный эффект, если культура непрерывного совершенствования не привита должным образом.
Безопасность личности – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.
Безопасность – это такие условия, в которых находится сложная система, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к процессам, которые считаются негативными по отношению к данной сложной системы в соответствии с имеющимися на данном этапе потребностям, знаниям и представлениям.
В России впервые на законодательном уровне понятие «безопасность» было установлено Законом РСФСР от 5 марта 1992 года № 2446-I «О безопасности», который закрепил правовые основы безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и её функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Личная безопасность – состояние защищённости человека от психологического, физического или иного насильственного посягательства.
В России центральным звеном деятельности государства в области безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации.
Методы обеспечения безопасности:
1) управление рисками;
2) повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (например, выработка и укрепление иммунитета при охране здоровья, создание систем парирования и ликвидации последствий деструктивных воздействий);
3) создание систем и средств защиты от угроз;
4) уничтожение (изоляция) источников угроз.
Допустимый (приемлемый) риск – это величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям; принято допустимым считать 10-6, что означает гибель одного человека на 1000000 и соответствует риску гибели людей от природных опасностей.
Виды безопасности: авиационная безопасность; безопасность дорожного движения; безопасность движения на железнодорожном транспорте; безопасность полетов; биологическая безопасность; военная безопасность; государственная безопасность; безопасность систем управления; информационная безопасность; компьютерная безопасность; национальная безопасность; охрана труда; пожарная безопасность; половая безопасность; промышленная безопасность; радиационная безопасность; теория национальной безопасности; техника безопасности; техносферная безопасность; экономическая безопасность; экологическая безопасность; электрическая безопасность; энергетическая безопасность; ядерная безопасность.
Таким образом, национальная безопасность Российской Федерации – крайне многоуровневая и многоаспектная проблема.
2 СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
2 июля 2021 года Президент России Владимир Владимирович Путин утвердил новую Стратегию национальной безопасности России.
Новая стратегия сменила предыдущий документ от 31 декабря 2015 года и уже вступила в силу. Формулировки в новом документе стали менее абстрактны, многие положения конкретизированы.
Так, в числе угроз неоднократно упомянуты действия США и активность НАТО, а также деятельность террористических и экстремистских группировок.
В общих положениях неизменными остались основные понятия, однако появилась информация об укреплении суверенной государственности и противостоянии попыткам внешнего давления. Используются такие фразы как «сильная держава» и «фундаментальные ценности», а Россия определяется как правовое социальное государство.
Новая Стратегия вышла после принятия поправок в Конституцию, и ссылка на основной закон дана в начале текста, указывая на взаимосвязь этих двух документов.
Во второй части отмечается появление новых центров силы, что приводит к изменению структуры мирового порядка. Однако о переходе к полицентричности (что было в предыдущем документе) не сказано. Вместо этого говорится о многостороннем взаимодействии без разделительных линий при координирующей роли ООН.
Тем не менее, прямо сказано, что страны Запада стремятся сохранить свою гегемонию, усилить диспропорции в развитии, использовать двойные стандарты и оказывать на Россию и ее партнеров политическое и экономическое давление. Под ложным предлогом осуществляются попытки воспрепятствовать освоению Россией Арктики и развитию транспортных маршрутов.
Что показательно – указан кризис западной либеральной модели, что делает актуальным вопрос морального лидерства и создания привлекательной идейной основы будущего мироустройства. Между строк можно прочитать об актуальности и важности выработки Россией своей идеологии.
Вместе с перспективой появления новых вызовов и угроз говорится и о дополнительных возможностях, которые может извлечь Россия, если будет готова реализовать свои конкурентные преимущества, включая привлекательность системы ценностей.
В списке интересов и стратегических приоритетов не только устойчивое экономическое развитие и поддержание стабильности как внутри, так и вовне, но также сбережение и развитие человеческого потенциала, защита суверенитета и территориальной целостности, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей и исторического наследия.
Неоднократно говорится о важности повышения демографии страны, поддержке семьи и материнства, повышении рождаемости и мотивации к многодетности.
В разделе об обороне акцентированы две угрозы (но прямо об этом не сказано) – это США и НАТО, также отмечена эскалация на Ближнем Востоке, Северной Африке, Афганистане. Отмечены и попытки извне влиять на ситуацию внутри страны, используя различные социально-экономические проблемы и трудности.
Три с половиной страницы посвящены информационной безопасности, где, в том числе, указано укрепление суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве, а использование иностранных коммуникационных технологий и оборудования указано как повышающее уязвимость отечественных информационных ресурсов и критической инфраструктуры к воздействию из-за рубежа. Развитие сил и средств информационного противоборства и взаимодействие между органами власти, организациями и гражданским обществом обозначены как задачи по укреплению информационного суверенитета.
Еще больший блок на четыре страницы говорит о защите традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Как негативные тенденции указаны пропаганда эгоизма, потребления и наслаждения, попытки насаждения чуждых идеалов и ценностей, «вестернизация» культуры. Открыто сказано, что традиционные российские ценности подвергаются нападкам со стороны США и их союзников, транснациональных корпораций, НПО, религиозных и экстремистских организаций. Фактически, Стратегия однозначно отмечает пагубность глобализации в ее различных (и особенно – культурной) формах проявления. Также говорится о необходимости укрепления института семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, культурного суверенитета и патриотического воспитания, при этом подчеркивается важность создания необходимой защиты от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия.
Показательно, что в прошлой Стратегии от 2015 года говорилось о том, что «возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности», хотя их размывание тогда было отнесено к угрозам.
Несколько страниц посвящено и экономической безопасности, а также путям решения ряда задач, связанных с этой сферой.
В рамках международного сотрудничества выделены ООН и Совет Безопасности, БРИКС и ШОС; подчеркнуто углубление взаимодействия со странами СНГ, Южной Осетией и Абхазией, ЕАЭС, ОДКБ; отмечено Союзное государство; подчеркнуты особые отношения с Китаем и Индией; указано продолжение интеграции в рамках Большого Евразийского партнерства.