ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

2) перераспределение самих бюджетных источников;

3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Основной метод бюджетного регулирования – установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7–9 БК РФ. Регулирующие доходы бюджетов – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. 48, 63 БК РФ). Если названные методы оказываются недостаточными для достижения сбалансированности конкретного бюджета, применяются методы оказания прямой финансовой поддержки (ст. 44 БК РФ) из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотации, субвенции или субсидии. 6

Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ). В отличие от дотации, субвенция предоставляется на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае неиспользования ее в срок или использования не по назначению подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК РФ).

Трансферт – перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих в вышестоящий бюджет доходов.


В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер: 1) при утверждении бюджета установление предельного уровня (размера) дефицита; 2) привлечение средств путем выпуска займов (государственных или местных) и использование кредитов; 3) при превышении уровня бюджетного дефицита введение механизма секвестра расходов.

Секвестр – специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Решение о секвестре принимается представительным органом по предложению исполнительного органа власти. Механизм секвестра может вводится и в случае, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования бюджетом предусмотренных мероприятий. Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется Государственной Думой, высшими представительными органами власти субъектов РФ и местными органами.

2.2 Совершенствование механизма бюджетного регулирования
Сбалансирование доходов и расходов бюджета проводится с помощью особенных методов. Выбор методов бюджетного регулирования зависит от того каким образом разграничены доходы между уровнями бюджетной системы. В данной курсовой работе предлагается методический подход к совершенствованию механизма бюджетного регулирования.

Суть методического подхода к совершенствованию механизма бюджетного регулирования заключается в сужении сферы бюджетного регулирования на федеральном уровне и расширении бюджетных полномочий на уровне федеральных округов. Последние рассматриваются как укрупненные субъекты Российской Федерации. Данный подход учитывает особенности бюджетного положения отдельных регионов, позволяя более эффективно перераспределять бюджетные ресурсы внутри федерального округа.

Методический подход состоит из 8 этапов, представленных на рисунке 2.1.



Рис. 2.1 Блок схема этапов методического подхода к совершенствованию механизма бюджетного регулирования в РФ
Этап 1 предусматривает сбор и обработку информации, необходимой для проведения анализа и последующей разработки рекомендаций по совершенствованию механизма бюджетного регулирования.



Основными требованиями к информации являются ее достоверность и доступность, при этом под доступностью подразумевается размещение информации в свободном доступе.

Этап 2предполагает выбор системы показателей для анализа бюджетного положения субъектов Российской Федерации.

Этап 3 – непосредственный анализ бюджетного положения субъектов Российской Федерации.

Этап 4 – исследование влияния отдельных способов, приемов и форм бюджетного регулирования на формирование структуры бюджетов в федеральном округе.

На этапе 5 производится оценка эффективности бюджетного регулирования в целом. С учетом этой оценки разрабатываются рекомендации по улучшению финансового положения регионов, федерального округа (этап 6) и проводится оценка целесообразности реализации предложенных рекомендаций (этап 7), которая предполагает определение общей суммы расходов для осуществления мероприятий, направленных на повышение уровня бюджетной обеспеченности территорий. Данная оценка включает расчет расходов на организацию бюджетного регулирования на уровне федеральных округов, а также расходов, связанных с содержанием и функционированием соответствующей организации либо реализацией указанных полномочий.

Заключительный этап 8 – реализация принятых рекомендаций.

Наличие в методическом подходе обратных связей предполагает корректировку информационной базы, выбранной системы бюджетных показателей, а также итоговых рекомендаций, направленных на улучшение бюджетного положения в федеральном округе. Особенностью предложенного методического подхода также является его цикличность, т. е. подразумевается постоянное совершенствование механизма бюджетного регулирования.

В целом, совершенствование методов бюджетного регулирования – не одноразовое мероприятие. В силу динамики социально-экономического развития формы и методы решения проблем регулирования не могут быть раз и навсегда предопределенными. Они требуют своей дальнейшей теоретической разработки и практической апробации.

Заключение
В своей курсовой работе я рассмотрела основные вопросы, раскрывающие сущность бюджетного регулирования. При написании курсовой работы были поставлены задачи определить сущность бюджета в целом, рассмотреть виды бюджетной системы, охарактеризовать методы бюджетного регулирования, а также основные методы их совершенствования.


В результате написания курсовой работы я пришла к следующим выводам:

1. Государственный бюджет – это схема доходов и расходов государства;

2. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов.

3. Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности. Различают четыре группы методов бюджетного регулирования:

а) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета;

б) перераспределение самих бюджетных источников;

в) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

г) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) Электронный ресурс. // Консультант Плюс.

3. Афанасьев М.П., Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. М.: Издательство Юрайт, 2012. 777c.

4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. Изд.: Юнити-Дана, 2012. 703 с.

5. Бутакова О.В. Основные направления совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации / О.В. Бутакова, Ю.Г. Швецов // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2012. 467 с.

6. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Финансы: Учебное пособие, 2012. 307с.

7. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. 2012. 252 с.

8. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник, 2012. 334 с.

9. Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: Учебник, 10-е изд. М.: ИТК «Дашков и К°», 2012 г. 528 с.

10. Омирбаев С.М. Государственный бюджет: учебник, 2011. 632 с.

11. Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета (теория и практика формирования бюджетных пропорций): монография, - Изд.: Юнити-Дана; Закон и право,2012 год. 160 с.

12. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И., Петренко В.А., Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие, Изд.: Юнити-Дана, 2010. 263 с.


13. Финансовое право Российской Федерации: учебное пособие / [В.Б.Алексеев и др.]; под ред. В.Б. Алексеева. М.: Волтерс Клувер, 2010. 304 с.

14. http://investobserver.info/byudzhetnoe-regulirovanie/.



1 Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: Учебник, 10-е изд. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2012 г. — 322 с.

2 Конституция Российской Федерации. М., 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

3 Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие – 2012. – 304с.

4 Афанасьев М.П., Бюджет и бюджетная система: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. - М.: Издательство Юрайт, 2012. – 532c.

5 Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Финансы: Учебное пособие, 2012. - 227с.

6 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015)