ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. А.И. ЕВДОКИМОВА»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
В.П. Дегтярев, О.С. Раевская, А.Ю. Шишелова,
О.В. Алексанян, Н.В. Климина
ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие для студентов лечебного факультета
МОСКВА, МГМСУ 2012
УДК: 612.745.6:572.025(075.8)
ББК 28.985 я 73
Ф50
Рецензенты: И.В. Радыж - профессор кафедры нормальной физиологии
Российского университета дружбы народов;
А.В. Котов - профессор, зав. кафедрой института меди- цинского образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого
Ф50 В.П. Дегтярев, О.С. Раевская, А.Ю. Шишелова, Н.В. Климина,
О.В. Алексанян
Физиология трудовой деятельности. Учебное пособие. Под редакци- ей профессора В.П. Дегтярева. - М.: МГМСУ, 2012, 76 с.
Данное учебное пособие восполняет недостаточность учебных изда- ний по физиологии трудовой деятельности человека. В нем рассмотре- ны физиологические особенности различных видов труда в комплексе с проблемами утомления, отдыха и восстановления. В учебном пособии нашли отражение проблемы трудовой деятельности студентов. Реко- мендуется для студентов, ординаторов и аспирантов медицинских ин- ститутов.
ББК 28.985 я 73
© МГМСУ, 2012.
© В.П. Дегтярев, О.С.
О.В. Алексанян
Раевская, А.Ю. Шишелова, Н.В. Климина,
1. Общая характеристика трудовой деятельности
Труд представляет собой социально детерминированную целена- правленную деятельность человека, обеспечивающую создание матери- альных и духовных благ.
В формировании целенаправленного поведения человека и живот- ных ведущую роль играет потребность. По П.В. Симонову потребность
- это состояние нужды в чем-либо необходимом для самосохранения и саморазвития живых систем. На базе потребности в головном мозге возникает мотивация - специфическое возбуждение, позволяющее оце- нить потребность, возможность ее удовлетворения и формирующее по- буждение к действию. На основе наиболее важной для организма (ве- дущей) потребности возникает доминирующая мотивация, необходимая для начала поведенческого акта.
По своей значимости потребности и мотивации подразделяют на биологические, социальные и духовные (идеальные).
Социально детерминированное поведение человека обусловлено
социальными потребностями, связанными с условиями его обществен- ного существования — коллективного характера труда, различных форм взаимодействия с окружающими людьми, доминирования интеллекту- альных форм общения. Результат социального поведения служит удов- летворению потребностей не столько одного индивида, сколько сооб- щества. Таковы, например, результаты трудовой деятельности промыш- ленных рабочих, врачебной деятельности, творческой активности ком- позиторов, писателей, художников, деятельности, направленной на за- щиту отечества. К социально детерминированным видам поведения от- носятся различные формы трудовой деятельности человека. При этом результат деятельности находится за пределами организма, в среде оби- тания, часто не связан с удовлетворением биологических потребностей, хотя и может косвенно их обеспечивать.
Трудовая деятельность человека строится по системному принципу, т.е. для достижения результата деятельности в организме происходит избирательное объединение различных органов и структур в единую функциональную систему. Функциональная система (ФУС) представ- ляет собой самоорганизующийся, динамически складывающийся ком- плекс центральных и периферических образований, обеспечивающий
3
достижение полезного приспособительного результата. Ее системообра- зующим фактором в данном случае является результат труда, соответ- ствующий биологическим и социальным потребностям организма.
ФУС включает в себя стадии афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия и программы действия (Рис. 1).
На стадии афферентного синтеза доминирующая мотивация моби- лизует хранящиеся в памяти следы прошлого опыта по достижению полезного приспособительного результата. Это могут быть определен- ные приемы работы, правила ее организации, необходимые инструкции и установки.
Доминирующая мотивация изменяет настройку сенсорных систем и свойства определенных нервных центров и определяет, на какой из внешних стимулов отреагирует организм. Вследствие этого деятель- ность мозга рассматривается не как пассивное отражение действитель- ности, а активное, связанное с поиском и настройкой на восприятие не- обходимых раздражителей.
Обстановочная афферентация представляет собой афферентные возбуждения от различных рецепторов, передающие в мозг информа- цию о той обстановке, в которой происходит поведенческий акт. Обста-
4
ФУС включает в себя стадии афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия и программы действия (Рис. 1).
На стадии афферентного синтеза доминирующая мотивация моби- лизует хранящиеся в памяти следы прошлого опыта по достижению полезного приспособительного результата. Это могут быть определен- ные приемы работы, правила ее организации, необходимые инструкции и установки.
Доминирующая мотивация изменяет настройку сенсорных систем и свойства определенных нервных центров и определяет, на какой из внешних стимулов отреагирует организм. Вследствие этого деятель- ность мозга рассматривается не как пассивное отражение действитель- ности, а активное, связанное с поиском и настройкой на восприятие не- обходимых раздражителей.
Обстановочная афферентация представляет собой афферентные возбуждения от различных рецепторов, передающие в мозг информа- цию о той обстановке, в которой происходит поведенческий акт. Обста-
4
новочная информация позволяет оценить наличие условий, необходи- мых для данного вида трудовой деятельности. Если обстановка соответ- ствует предполагаемой деятельности, ее ключевые элементы создают пусковую афферентацию, завершающую афферентный синтез и форми- рующую переход к следующей стадии - «принятия решения». Напри- мер, пусковой афферентацией могут быть показатели времени суток, словесное указание мастера или звуковые сигналы, подобные заводско- му гудку.
Принятие решения определяет тип и направленность поведения, на этой стадии избирается наиболее подходящий путь для выполнения оп- ределенного вида работы.
Далее в акцепторе результатов действия создается нейронная мо- дель будущего результата, для достижения которого организуется дан- ная функциональная система. Акцептор результата действия представ- ляет собой «эталон», с которым далее будут сопоставляться параметры полученного результата деятельности.
Формирование программы действия представляет собой возбужде- ние «исполнительных» нервных центров, которое далее направляется к двигательным нейронам и к ганглиям автономной нервной системы
(эфферентный синтез). Программа действия обеспечивает включение эффекторов в нужное время, на необходимый срок и в определенной последовательности для получения необходимого результата.
После получения результата важнейшим моментом является его оценка путем обратной афферентации, передающей информацию о полученном результате в акцептор результата действия. Здесь происхо- дит сличение параметров полученного результата с его моделью. Их со- ответствие приносит глубокое удовлетворение, создает положительные эмоции и служит фактором, закрепляющим пути достижения результата в аппаратах памяти. Несоответствие параметров, напротив, создает со- стояние неудовлетворения (отрицательной эмоции), которое побуждает человека активизировать трудовую деятельность или искать новые пути для достижения положительного результата.
Сложные, многоэтапные формы трудовой деятельности организуют- ся в виде определенной последовательности функциональных систем —
«квантов» — с их этапными и конечными производственными резуль-
5
Принятие решения определяет тип и направленность поведения, на этой стадии избирается наиболее подходящий путь для выполнения оп- ределенного вида работы.
Далее в акцепторе результатов действия создается нейронная мо- дель будущего результата, для достижения которого организуется дан- ная функциональная система. Акцептор результата действия представ- ляет собой «эталон», с которым далее будут сопоставляться параметры полученного результата деятельности.
Формирование программы действия представляет собой возбужде- ние «исполнительных» нервных центров, которое далее направляется к двигательным нейронам и к ганглиям автономной нервной системы
(эфферентный синтез). Программа действия обеспечивает включение эффекторов в нужное время, на необходимый срок и в определенной последовательности для получения необходимого результата.
После получения результата важнейшим моментом является его оценка путем обратной афферентации, передающей информацию о полученном результате в акцептор результата действия. Здесь происхо- дит сличение параметров полученного результата с его моделью. Их со- ответствие приносит глубокое удовлетворение, создает положительные эмоции и служит фактором, закрепляющим пути достижения результата в аппаратах памяти. Несоответствие параметров, напротив, создает со- стояние неудовлетворения (отрицательной эмоции), которое побуждает человека активизировать трудовую деятельность или искать новые пути для достижения положительного результата.
Сложные, многоэтапные формы трудовой деятельности организуют- ся в виде определенной последовательности функциональных систем —
«квантов» — с их этапными и конечными производственными резуль-
5
татами (по К.В.Судакову). Каждый «квант» трудовой деятельности строится по системному принципу и включает формирование соответ- ствующей потребности, возникновение на ее основе доминирующей мотивации, целенаправленную деятельность по удовлетворению данной потребности, этапные и конечные результаты трудовой деятельности и их постоянную оценку за счет обратной афферентация. Функциональ- ные системы трудоиой деятельности, так же, как и отдельных ее «кван- тов» формируются на основе предварительного обучения, инструкции или самоинструкцни, могут иметь в качестве источника социально зна- чимые и (или) духовные потребности человека и обусловлены целиком его психической деятельностью.
По характеру организации системное квантование трудовой деятель- ности можно разделить на последовательное, иерархическое и смешан- ное. Последовательное квантование предусматривает последователь- ную смену во времени отдельных «квантов», трудовых операций, когда удовлетворение одной потребности приводит к формированию сле- дующей. В процессе трудовой деятельности подобный тип квантования наблюдается при осуществлении конвейерных операций, обучении игре на музыкальных инструментах, работе на компьютере.
Иерархическое квантование производственного процесса преду- сматривает удовлетворение нескольких «промежуточных» потребно- стей для достижения основной цели — удовлетворения ведущей по- требности. Примером может служить поведение студентов в период обучения. Для удовлетворения ведущей потребности — получения оп- ределенной специальности — студенты должны удовлетворить ряд
«промежуточных» потребностей — успешно освоить предметы и сдать экзамены по нескольким дисциплинам.
Смешанный тип квантования включает в себя трудовые процессы, при которых на определенных этапах последовательное квантование строится по иерархическому типу, и наоборот. Так художник, работая над полотном, сначала грунтует холст, потом делает карандашный ри- сунок узловых компонентов картины (последовательное квантование), затем красками воспроизводит главные участки сюжета, после чего — второстепенные (иерархическое квантование). Нередко художник пи- шет несколько этюдов в поисках наибольшей выразительности цен-
6
По характеру организации системное квантование трудовой деятель- ности можно разделить на последовательное, иерархическое и смешан- ное. Последовательное квантование предусматривает последователь- ную смену во времени отдельных «квантов», трудовых операций, когда удовлетворение одной потребности приводит к формированию сле- дующей. В процессе трудовой деятельности подобный тип квантования наблюдается при осуществлении конвейерных операций, обучении игре на музыкальных инструментах, работе на компьютере.
Иерархическое квантование производственного процесса преду- сматривает удовлетворение нескольких «промежуточных» потребно- стей для достижения основной цели — удовлетворения ведущей по- требности. Примером может служить поведение студентов в период обучения. Для удовлетворения ведущей потребности — получения оп- ределенной специальности — студенты должны удовлетворить ряд
«промежуточных» потребностей — успешно освоить предметы и сдать экзамены по нескольким дисциплинам.
Смешанный тип квантования включает в себя трудовые процессы, при которых на определенных этапах последовательное квантование строится по иерархическому типу, и наоборот. Так художник, работая над полотном, сначала грунтует холст, потом делает карандашный ри- сунок узловых компонентов картины (последовательное квантование), затем красками воспроизводит главные участки сюжета, после чего — второстепенные (иерархическое квантование). Нередко художник пи- шет несколько этюдов в поисках наибольшей выразительности цен-
6
тральных образов и лишь после этого переносит наиболее удачное ре- шение на основное полотно (иерархическое квантование).
В зависимости от доли физического и умственного компонентов в реализации стадий самого действия различают следующие формы тру- да:
1) труд, требующий значительной мышечной активности;
2) механизированные виды труда, требующие средних или легких мышечных усилий;
3) полуавтоматизированные и автоматизированные виды труда;
4) групповой (конвейерный) труд;
5) труд, связанный с использованием дистанционного управления;
6) умственный (интеллектуальный) труд.
Для характеристики любого вида трудовой деятельности используют ряд показателей: эффективность, продуктивность, успешность деятель- ности и цена адаптации.
Эффективность труда подразделяется на эффективность обучения и эффективность выполнения. Эффективность обучения оценивают продолжительностью необходимой тренировки для успешного выпол- нения задания. Измеряют эффективность обучения числом проб, кото- рые необходимы для достижения заданного критерия усвоения. Обычно критерий усвоения равен 75% положительных проб (правильных отве- тов), однако для ряда задач необходимый уровень критерия усвоения приравнивается к 100%. Такой высокий показатель эффективности обу- чения требуется в профессиональной деятельности, например, диспет- черов воздушного движения, когда даже одна ошибка приводит к непо- правимым последствиям. Эффективность выполнения включает в се- бя число правильных ответов и измеряется точностью и скоростью вы- полнения задачи. Однако одинаковой эффективности можно достичь за счет разных энергетических затрат организма.
Продуктивность труда зависит от эффективности деятельности и от энергетических затрат организма, необходимых для достижения данной эффективности. Так, например, при утомлении по мере роста затрат ор- ганизма и при постоянном уровне эффективности продуктивность дея- тельности снижается. Следовательно, чем выше эффективность и ниже
7
В зависимости от доли физического и умственного компонентов в реализации стадий самого действия различают следующие формы тру- да:
1) труд, требующий значительной мышечной активности;
2) механизированные виды труда, требующие средних или легких мышечных усилий;
3) полуавтоматизированные и автоматизированные виды труда;
4) групповой (конвейерный) труд;
5) труд, связанный с использованием дистанционного управления;
6) умственный (интеллектуальный) труд.
Для характеристики любого вида трудовой деятельности используют ряд показателей: эффективность, продуктивность, успешность деятель- ности и цена адаптации.
Эффективность труда подразделяется на эффективность обучения и эффективность выполнения. Эффективность обучения оценивают продолжительностью необходимой тренировки для успешного выпол- нения задания. Измеряют эффективность обучения числом проб, кото- рые необходимы для достижения заданного критерия усвоения. Обычно критерий усвоения равен 75% положительных проб (правильных отве- тов), однако для ряда задач необходимый уровень критерия усвоения приравнивается к 100%. Такой высокий показатель эффективности обу- чения требуется в профессиональной деятельности, например, диспет- черов воздушного движения, когда даже одна ошибка приводит к непо- правимым последствиям. Эффективность выполнения включает в се- бя число правильных ответов и измеряется точностью и скоростью вы- полнения задачи. Однако одинаковой эффективности можно достичь за счет разных энергетических затрат организма.
Продуктивность труда зависит от эффективности деятельности и от энергетических затрат организма, необходимых для достижения данной эффективности. Так, например, при утомлении по мере роста затрат ор- ганизма и при постоянном уровне эффективности продуктивность дея- тельности снижается. Следовательно, чем выше эффективность и ниже
7
энергетические затраты организма, тем продуктивность выше. Кроме того, одна и та же эффективность деятельности у разных людей дости- гается с различными изменениями уровня функционального состояния организма. Так, один человек, выполнив задание, быстро восстанавли- вается, а у другого человека после выполнения той же работы с той же эффективностью восстановление показателей функционирования орга- низма к норме происходит медленнее. Поэтому для описания затрат ор- ганизма при выполнении работы было введено понятие «цена адапта-
ции» или «физиологическая цена» — затраты организма, которые бы- ли необходимы для выполнения определенной деятельности. В описан- ном выше примере цена адаптации была выше у второго человека. Сле- довательно, чем ниже цена адаптации, тем меньше неблагоприятных последствий для организма вызвало выполнение данной деятельности и тем быстрее человек сможет начать выполнение новой работы.
Введение понятий продуктивности деятельности и цены адаптации привело к выделению еще одного понятия, описывающего деятельность
— успешность деятельности. Она зависит от всех выше приведенных показателей, является интегративным показателем, наиболее полно ха- рактеризующим все аспекты выполняемой работы. Чем выше эффек- тивность и продуктивность деятельности и чем ниже цена адаптации, тем выше успешность деятельности.
2. Роль функционального состояния в трудовой деятельности.
Для любой деятельности человека существует определенный уро- вень активации ЦНС. По представлению Е.Н. Соколова (1980), его можно рассматривать как фон, на котором реализуется данная деятель- ность. В связи с этим Е.Н. Соколов предложил использовать термин функциональное состояние (ФС) как общее состояние множества струк- тур головного мозга индивида, создающее условия протекания процес- сов во всей ЦНС. С позиций современной психофизиологии ФС рас- сматривается как фоновая активность нервных центров, при которой реализуется конкретная деятельность.
Однако часто используется и другой, более широкий подход к опре- делению ФС, поскольку ФС проявляется на различных уровнях функ- ционирования организма (физиологическом, биохимическом, поведен-
8
ции» или «физиологическая цена» — затраты организма, которые бы- ли необходимы для выполнения определенной деятельности. В описан- ном выше примере цена адаптации была выше у второго человека. Сле- довательно, чем ниже цена адаптации, тем меньше неблагоприятных последствий для организма вызвало выполнение данной деятельности и тем быстрее человек сможет начать выполнение новой работы.
Введение понятий продуктивности деятельности и цены адаптации привело к выделению еще одного понятия, описывающего деятельность
— успешность деятельности. Она зависит от всех выше приведенных показателей, является интегративным показателем, наиболее полно ха- рактеризующим все аспекты выполняемой работы. Чем выше эффек- тивность и продуктивность деятельности и чем ниже цена адаптации, тем выше успешность деятельности.
2. Роль функционального состояния в трудовой деятельности.
Для любой деятельности человека существует определенный уро- вень активации ЦНС. По представлению Е.Н. Соколова (1980), его можно рассматривать как фон, на котором реализуется данная деятель- ность. В связи с этим Е.Н. Соколов предложил использовать термин функциональное состояние (ФС) как общее состояние множества струк- тур головного мозга индивида, создающее условия протекания процес- сов во всей ЦНС. С позиций современной психофизиологии ФС рас- сматривается как фоновая активность нервных центров, при которой реализуется конкретная деятельность.
Однако часто используется и другой, более широкий подход к опре- делению ФС, поскольку ФС проявляется на различных уровнях функ- ционирования организма (физиологическом, биохимическом, поведен-
8
ческом, психологическом), а также может быть изменено под влиянием самой деятельности. Под ФС человека понимают интегральный
комплекс маличных характеристик тех функций и качеств челове-
ка, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение дея-
тельности. Из этого определения следует, что уровень ФС влияет на успешность выполнения человеком той или иной деятельности. Каждо- му виду поведения соответствует свой уровень ФС. При этом повыше- ние уровня ФС не обязательно ведет к возрастанию эффективности дея- тельности, а может приводить и к ее снижению. Зависимость успешно- сти деятельности от ФС носит колоколообразный характер (Рис. 2).
Максимально высокой успешности можно достичь только при опре- деленном уровне ФС. Он получил название оптимум ФС или состояние функционального комфорта. Деятельность, реализующаяся на фоне оп- тимума ФС, характеризуется максимальными показателями эффектив-
9
комплекс маличных характеристик тех функций и качеств челове-
ка, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение дея-
тельности. Из этого определения следует, что уровень ФС влияет на успешность выполнения человеком той или иной деятельности. Каждо- му виду поведения соответствует свой уровень ФС. При этом повыше- ние уровня ФС не обязательно ведет к возрастанию эффективности дея- тельности, а может приводить и к ее снижению. Зависимость успешно- сти деятельности от ФС носит колоколообразный характер (Рис. 2).
Максимально высокой успешности можно достичь только при опре- деленном уровне ФС. Он получил название оптимум ФС или состояние функционального комфорта. Деятельность, реализующаяся на фоне оп- тимума ФС, характеризуется максимальными показателями эффектив-
9
ности и продуктивности, минимальной ценой адаптации, таким обра- зом, достигается наибольшая успешность. При другом уровне ФС дан- ная деятельность возможна, но будет менее успешной.
Уровень ФС зависит от успешности деятельности и ряда других фак- торов:
1) мотивации - чем выше мотивация, тем выше уровень ФС.
2) содержания труда - вида задания, его сложности, скорости вы- полнения, которые детерминируют определенный уровень ФС.
Показано, что мотивация в большей степени определяет уровень
ФС при легких заданиях; при сложной деятельности ведущее зна- чение во влияниях на ФС приобретает трудность самого задания: чем выше сложность работы, тем выше уровень ФС.
3) величины сенсорной нагрузки, под которой понимают объем ин- формации, получаемой организмом в ходе выполнения задания, и которая связана как с самой деятельностью, так и с окружающей обстановкой. Величина сенсорной нагрузки колеблется в преде- лах от полного отсутствия информации (сенсорная депривация) до перенасыщения. Для каждого вида деятельности показан свой оптимум сенсорной нагрузки, отклонения от которого приводят к изменению уровня ФС. При этом крайние изменения величины сенсорной нагрузки, как в сторону ее избытка, так и в сторону де- привации, вызывают резкую активизацию ФС, приводящую к по- вышению напряженности в организме, к развитию информацион- ных стрессов, что в свою очередь может повлечь развитие невро- зов, нарушение цикла сон-бодрствование и т.д. Частным случаем сенсорной депривации является монотонная сенсорная нагрузка, которая приводит к снижению уровня ФС, выходу ФС из зоны оптимума соответствующей деятельности, что резко снижает ее успешность.
4) исходного уровня ФС, сохранившегося от предшествующей дея- тельности субъекта.
5) индивидуальных особенностей человека. Отмечено, что люди с сильными типами высшей нервной деятельности (сангвиники, хо- лерики) обнаруживают меньшую устойчивость ФС, чем люди со слабым типом (меланхолики). Таким образом, уровень ФС гене-
10
Уровень ФС зависит от успешности деятельности и ряда других фак- торов:
1) мотивации - чем выше мотивация, тем выше уровень ФС.
2) содержания труда - вида задания, его сложности, скорости вы- полнения, которые детерминируют определенный уровень ФС.
Показано, что мотивация в большей степени определяет уровень
ФС при легких заданиях; при сложной деятельности ведущее зна- чение во влияниях на ФС приобретает трудность самого задания: чем выше сложность работы, тем выше уровень ФС.
3) величины сенсорной нагрузки, под которой понимают объем ин- формации, получаемой организмом в ходе выполнения задания, и которая связана как с самой деятельностью, так и с окружающей обстановкой. Величина сенсорной нагрузки колеблется в преде- лах от полного отсутствия информации (сенсорная депривация) до перенасыщения. Для каждого вида деятельности показан свой оптимум сенсорной нагрузки, отклонения от которого приводят к изменению уровня ФС. При этом крайние изменения величины сенсорной нагрузки, как в сторону ее избытка, так и в сторону де- привации, вызывают резкую активизацию ФС, приводящую к по- вышению напряженности в организме, к развитию информацион- ных стрессов, что в свою очередь может повлечь развитие невро- зов, нарушение цикла сон-бодрствование и т.д. Частным случаем сенсорной депривации является монотонная сенсорная нагрузка, которая приводит к снижению уровня ФС, выходу ФС из зоны оптимума соответствующей деятельности, что резко снижает ее успешность.
4) исходного уровня ФС, сохранившегося от предшествующей дея- тельности субъекта.
5) индивидуальных особенностей человека. Отмечено, что люди с сильными типами высшей нервной деятельности (сангвиники, хо- лерики) обнаруживают меньшую устойчивость ФС, чем люди со слабым типом (меланхолики). Таким образом, уровень ФС гене-
10
тически детерминирован и строго индивидуален, так же, как и его изменения в связи с вышеперечисленными факторами.
6) регуляторов ФС, под которыми понимают специальные воздейст- вия, изменяющие уровень ФС. К регуляторам ФС относят ряд фармакологических препаратов (транквилизаторы, ноотропные средства), а также немедикаментозные средства (гипноз, рефлек- сотерапия, аутотренинг и т.д.).
Изменение уровня ФС происходит за счет изменения активности мо- дулирующих систем мозга (неспецифических систем активации голов- ного мозга). Таких систем на современном этапе выделяют как мини- мум две. Первая система - система продуктивной активации (А I) -
обеспечивает повышение активации деятельности организма с одно- временным ростом успешности деятельности. Нейрофизиологическим субстратом данной системы являются неспецифические ядра таламуса, ретикулярная формация среднего мозга и симпато-адреналовая система
(совокупность симпатических центров и регулируемого ими мозгового вещества надпочечников, секретирующего гормоны адреналин и норад- реналин).
Вторая система - система непродуктивной активации (А II) - обес- печивает активацию, связанную с развитием отрицательных эмоцио- нальных состояний, не сопровождающихся ростом успешности. Нейро- физиологическим субстратом данной системы являются структуры эмоциогенных зон мозга - лимбической системы (миндалевидный ком- плекс, гипоталамус) и гипофиз.
Результат взаимодействия между данными системами определяется величиной нагрузок, испытываемых человеком при выполнении той или иной деятельности. При малых и средних нагрузках вторая система ока- зывает на первую активирующее влияние и тем самым способствует ус- пешному выполнению деятельности. При высоких нагрузках уровень возбуждения во второй системе достигает критических значений, в ре- зультате чего она оказывает на первую систему тормозное влияние, что приводит к снижению успешности деятельности и росту значений цены адаптации.
Взаимодействие систем продуктивной и непродуктивной активации зависит также от психофизиологических индивидуальных особенностей
11
6) регуляторов ФС, под которыми понимают специальные воздейст- вия, изменяющие уровень ФС. К регуляторам ФС относят ряд фармакологических препаратов (транквилизаторы, ноотропные средства), а также немедикаментозные средства (гипноз, рефлек- сотерапия, аутотренинг и т.д.).
Изменение уровня ФС происходит за счет изменения активности мо- дулирующих систем мозга (неспецифических систем активации голов- ного мозга). Таких систем на современном этапе выделяют как мини- мум две. Первая система - система продуктивной активации (А I) -
обеспечивает повышение активации деятельности организма с одно- временным ростом успешности деятельности. Нейрофизиологическим субстратом данной системы являются неспецифические ядра таламуса, ретикулярная формация среднего мозга и симпато-адреналовая система
(совокупность симпатических центров и регулируемого ими мозгового вещества надпочечников, секретирующего гормоны адреналин и норад- реналин).
Вторая система - система непродуктивной активации (А II) - обес- печивает активацию, связанную с развитием отрицательных эмоцио- нальных состояний, не сопровождающихся ростом успешности. Нейро- физиологическим субстратом данной системы являются структуры эмоциогенных зон мозга - лимбической системы (миндалевидный ком- плекс, гипоталамус) и гипофиз.
Результат взаимодействия между данными системами определяется величиной нагрузок, испытываемых человеком при выполнении той или иной деятельности. При малых и средних нагрузках вторая система ока- зывает на первую активирующее влияние и тем самым способствует ус- пешному выполнению деятельности. При высоких нагрузках уровень возбуждения во второй системе достигает критических значений, в ре- зультате чего она оказывает на первую систему тормозное влияние, что приводит к снижению успешности деятельности и росту значений цены адаптации.
Взаимодействие систем продуктивной и непродуктивной активации зависит также от психофизиологических индивидуальных особенностей
11