Файл: Кафедра нормальной физиологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и вступлению в брак; г) студенческий период оказывает в дальнейшем очень большое влияние как на духовное, так и на физическое здоровье, а также на здоровье их потомства; д) социальная значимость этой группы населения для перспектив развития общества.
Характерные черты умственного труда студентов:
- одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени процессами; изучение многих предметов за короткий срок,
- частое и быстрое переключение внимания и деятельности с одно- го объекта или предмета на другой, постоянная переадаптация,
- восприятие и переработка разнообразной и многочисленной ин- формации, которая часто сопровождается высоким эмоциональ-
ным напряжением
- острый дефицит времени для переработки этой информации и для принятия ответственных решений,
- чувство повышенной ответственности за принимаемые решения и частое возникновение состояния нервно-психического напряже- ния,
- необходимость сохранения интенсивности и напряженности вни- мания, памяти, мышления, эмоций,
- выполнение значительной части работы в вечернее и ночное вре- мя,
- малое участие двигательной сенсорной системы в трудовой дея- тельности (работа выполняется большей частью сидя, не требует больших физических усилий),
- сочетание интенсивной мыслительной деятельности и высокого эмоционального напряжения при решении производственно- учебных задач,
- совмещение нескольких видов деятельности (учебной, трудовой и
ДР-)-
21

Рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достига- ет 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии — 15-16 часов.
Неудивительно, что труд студентов ряд исследователей по тяжести от- носят к 1 категории (легкий), а по напряженности к 4 (очень напряжен- ный труд).
Труд учащихся и студентов требует напряжения памяти, устойчиво- сти и концентрации внимания. Обучение часто сопровождается возник- новением стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
В зависимости от того, на какие системы или процессы падает на- грузка, различают: зрительно напряженные работы, работы с напряже- нием внимания, эмоционально и психо-интеллектуально напряженные работы, интеллектуально-творческие работы.
Умственный труд имеет ряд особенностей, отличающих его от физи- ческого труда. Для умственного труда характерна большая нагрузка на афферентные системы, поставляющие большой объем различной ин- формации; необходимость переработки этой информации. Часто возни- кает необходимость принимать конкретные (нестандартные) решения и корректировать деятельность в процессе ее выполнения. Для умствен- ного труда характерна постоянная смена обстановочной афферента-
ции. При этом меняются и функциональные системы, из которых скла- дывается трудовая деятельность.
Принятие решения. — наиболее ответственная стадия трудового процесса. Здесь проявляются интеллектуальные возможности человека.
Например, врач принимает решение, оформляемое в виде диагноза. По ходу лечения осуществляется наблюдение за состоянием больного, уточняется диагноз, осуществляется коррекция лечения, его способов и средств.
Научно-технический прогресс, наряду с положительными эффекта- ми, обрушил на современного человека, в том числе на учащихся, ог- ромный спектр отрицательных воздействий (Ю. П. Лисицин, 1987). Не- прерывный рост научной и социально-политической информации, огра- ниченное время на ее переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного материала, пере- гружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности.
В особенно сложном положении оказываются студенты начальных кур-
22

сов, попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в ву- зе в новые специфические социальные отношения и условия деятельно- сти, часто и в новой климатической среде. Поступление в вуз у боль- шинства студентов влечет за собой изменения в их образе жизни: их привычных жизненных стереотипов, условий для самостоятельной ра- боты, режима и качества питания, смену места проживания. Значитель- ная часть студентов вынуждена проживать в общежитии. В условиях современного города студенты много времени затрачивают на дорогу
(1/5 из них тратит на дорогу 2 ч и более). Многие студенты вынуждены совмещать учебу с работой, причем студенты заняты, как правило, ма- локвалифицированным достаточно тяжелым трудом, часто в вечернее и ночное время. Все это ведет к нарушению режима дня. Установлено, что
1/3 студентов имеет возможность принимать горячую пищу только 1 раз в день. Такой образ жизни нельзя назвать здоровым.
У студентов вечерней формы обучения негативные последствия ин- тенсификации учебного процесса выражены еще в большей степени.
Для успешного обучения эти студенты вынуждены за счет дополни- тельного волевого напряжения мобилизовать резервы организма, т. к. на занятия они приходят уже в значительной мере сниженном функцио- нальном состоянии.
Переход из благоприятных условий семьи и школы к студенческому образу жизни следует рассматривать как весьма напряженный период, вызывающий в организме студентов выраженные адаптационные изме- нения. Адаптация к комплексу новых факторов - сложный многоуров- невый социально-психологический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. Постоянное умственное и психо-эмоциональное напряжение, нарушение режима труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Адаптация к студенческому образу жизни имеет фазовый характер. Период острой адаптации приходится на 1-2 курсы. Его продолжительность зависит от индивидуальных возможностей и особенностей организма. В процессе адаптации сначала наблюдается активная мобилизация, а затем может наступить истощение физических резервов организма, особенно в пер- вые годы обучения. Анализ заболеваемости студентов показывает рост
23
острой патологии нервной системы, анализаторной сферы, желудочно- кишечного тракта, системы дыхания именно на 1-2 курсах. К 3 курсу формируется период устойчивой адаптации, характеризующийся опре- деленным напряжением адаптационных механизмов. Выход из этого со- стояния возможен в трех направлениях: 1) реадаптация - нормализация процессов жизнедеятельности; 2) улучшение здоровья; 3) ухудшение здо-
ровья, выход в патологию (Рис. 3).
К 4-5 курсам количество острых заболеваний снижается, но возрас- тает количество хронических.
Ухудшение здоровья студентов за период обучения в вузе в значи- тельной степени обусловлено неблагоприятным воздействием социаль- но-гигиенических факторов среды, генетической предрасположенно-
24

стью, а также нездоровым образом жизни. В процессе учебной деятель- ности студенты с определенной периодичностью оказываются в зоне риска.
Риск - это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности исхода деятельности и возможности неблагоприят- ных последствий в случае неуспеха. Как правило, риски возникают в период проведения контролирующих мероприятий - опросов, коллок- виумов, зачетов, экзаменов. Факторы риска - это неадекватные состоя- ния, ведущие к явлениям напряженного функционирования адаптаци- онных механизмов с возможностью развития стресса и психосоматиче- ских заболеваний.
Среди факторов риска студенческого образа жизни главными явля- ются следующие:
- психо-эмоциональное напряжение;
- гипокинезия;
- нерегулярный характер питания;
- ограничение времени отдыха и сна;
- вредные привычки.
Ведущее место среди факторов риска 86% студентов называют
1   2   3   4   5   6   7

Г. Селье разработал гипотезу общего
адаптационного синдрома (ОАС). ОАС - отражение усилий организма приспособиться к изменившимся условиям за счет включения вырабо- тавшихся в процессе эволюции механизмов защиты. Для ОАС харак- терны следующие неспецифические изменения (по Селье):
1) увеличение и повышение активности коркового слоя надпо- чечников, секретирующего гормоны глюкокортикоиды;
2) уменьшение (сморщивание) вилочковой железы и лимфатиче- ских желез;
3) точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника.
В развитии стресса выделяют три стадии:
I. Стадия тревоги: воздействие нового, угрожающего фактора вы- зывает ориентировочную реакцию (повышение возбудимости ЦНС, ак- тивацию центров автономной нервной системы, сенсорных процессов) и мобилизацию адаптационных возможностей организма. Возрастает секреция медиаторов и гормонов (см ниже), обеспечивающих адапта- цию к стрессу посредством усиления функций органов и активации об- мена веществ с ускорением процессов катаболизма - распада сложных
34
веществ до простых с образованием энергии. Значительное общее уве- личение функций клеток с повышенным расходом энергетических ре- сурсов является фактором риска. Сопротивляемость организма может снижаться ниже нормы, возможно развитие болезней, болезненных со- стояний и патологических процессов (например, язвенных изменений в
ЖКТ, артериальной гипертензии). При тяжелых стрессорах в связи с ог- раниченностью резервов организма может наступить смерть.
II. Стадия сопротивления (резистентности): при достаточности ре- зервов уровень сопротивляемости растет, стабилизируется поддержание параметров гомеостаза, адаптация становится устойчивой, признаки тревоги практически исчезают. Сопротивляемость организма возрастает выше нормы. Активация транскрипции ДНК в рабочих тканях и органах приводит к синтезу необходимого белка - происходит формирование
структурного следа процесса адаптации. Основными гормонами, обес- печивающими поддержание фазы сопротивления являются глюкокор- тикоиды, секретируемые корой надпочечников. В связи с этим на дан- ной стадии наблюдается увеличение объема коркового слоя надпочеч- ников.
III. Стадия истощения: истощение резервов организма, дистрофия клеток, в том числе уменьшение коры надпочечников, повреждение клеточных мембран. Это сопровождается отклонением параметров го- меостаза от нормы и расстройством механизмов регуляции. Наблюдает- ся нарушение жизнедеятельности организма, появление необратимых признаков тревоги, в итоге наступает гибель организма (см. Рис. 3).
При кратковременных стрессах организм адаптируется с помощью уже имеющихся программ реагирования.
Длительные стрессы вызывают адаптационные перестройки функ- циональных систем, иногда крайне тяжелые и неблагоприятные для че- ловека.
При длительном стрессе в первой стадии выделяют: а) период активизации адаптационных защитных форм реагирова- ния; он характеризуется наличием стенических эмоций, повы- шенной работоспособностью; продолжительность этого периода
- минуты, часы.
35

б) период ухудшения состояние человека, снижение работоспособ- ности; при наличии выраженной мотивации происходит сверхмо- билизация резервов организма, но это перенапряжение чревато обострением скрытых заболеваний, появлением болезней стресса
(сосудистых, воспалительных, психических). Два первых периода при различных стрессах длятся до 11 суток. в) период неустойчивой адаптации продолжительностью 20 - 60 су- ток; предшествует развитию стадии сопротивления стрессу.
Г. Селье ввел также понятия положительный стресс (эустресс) и от- рицательный (дистресс). Эустресс возникает при кратковременном дей- ствии стрессора, чаще связан с возникновением положительных эмоций или относительно слабых стрессоров, вызывает умеренную мобилиза- цию адаптирующих механизмов и улучшение физиологических и пси- хических функций. Дистресс возникает при длительных воздействиях стрессоров, вызывает мобилизацию и расход слишком большого коли- чества адаптационных резервов, ухудшение функций организма. Он может привести к срыву процессов адаптации и развитию патологии.
Нейро-гуморальные механизмы стресса включают в себя активацию нескольких регуляторных систем, которые получили название стресс-
реализующих. Основными стресс-реализующими системами являются симпато-адреналовая и гипоталамо-гипофизарно-кортикоидная, управ- ляемыми гипоталамусом - одной из ключевых регуляторных структур
ЦНС. Гипоталамус осуществляет оценку уровня важнейших констант крови, регулирует активность центров автономной нервной системы и желез внутренней секреции.
К симпато-адреналовой системе относят мозговое вещество надпо- чечников в совокупности с симпатическими центрами, стимулирующи- ми его секрецию. Вторая стресс-реализующая система включает в себя гипоталамус, гипофиз и управляемые ими эндокринные железы, в пер- вую очередь, корковое вещество надпочечников. Гипоталамо- гипофизарная система регуляции функционирует следующим образом.
Специализированные нейросекреторные клетки гипоталамуса выделяют в кровь управляющие гормоны - либерины (стимулирующие) и стати-
ны (ингибирующие), которые через кровь регулируют выделение трой-
ных гормонов передней доли гипофиза (аденогипофиза). Тропные гор-
36
моны в свою очередь стимулируют секрецию периферических желез внутренней секреции. При избыточной концентрации гормона перифе- рической железы он действует на клетки гипоталамуса, продуцирующие либерин или клетки гипофиза, секретирующие соответствующий троп- ный гормон и уменьшает их активность (Рис. 4).
При развитии стресса информация о действии стрессора через сен- сорные системы достигает гипоталамуса. В его нервных сетях возраста- ет выработка медиатора норадреналина, регулирующего активность стресс-реализующих систем. Сначала, на первой стадии стресса (стадии тревоги), происходит активация симпато-адреналовой системы. Возбу- ждение от симпатических центров по нервным волокнам достигает моз- гового слоя надпочечников и вызывает выброс в кровь гормонов кате-
холаминов - норадреналина (10 - 20%) и адреналина (80 - 90%). Адре-
37