ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
людей: свойств нервных процессов, вертированности, нейротизма, реак- тивности, тревожности. Классификация нервной деятельности по свой- ствам нервных процессов - силе, подвижности и уравновешенности бы- ла предложена И.П. Павловым. При этом под силой процессов возбуж- дения и торможения понимается степень их выраженности, что опреде- ляется силой и стойкостью возбуждающих или тормозных рефлектор- ных реакций. Уравновешенность нервных процессов определяется И.П.
Павловым как баланс силы возбуждения и силы торможения, подвиж- ность - быстрота перехода одного нервного процесса в другой. Крите- рии вертированности и нейротизма (эмоциональной подвижности) были предложены Г. Айзенком (Eysenk Н.,1967) в качестве базисных свойст- ва личности человека. Вертированность означает преимущественную зависимость реакций и деятельности человека от внешних непосредст- венных впечатлений (экстраверсия) или собственных мыслей, пред- ставлений и образов (интроверсия). Для интровертов характерны более высокий уровень неспецифической активации ЦНС и, соответственно, меньшая потребность в сенсорной информации из внешней среды для поддержания достаточной возбудимости коры головного мозга. Экстра- верты для поддержания оптимального ФС нуждаются в большем сен- сорном разнообразии. Реактивность - способность к активации нервной системы при действии раздражителя. У высокореактивных людей раз- дражители вызывают более сильные ответные поведенческие реакции, чем у низкореактивных. Показано, что у людей с высокореактивной психикой порог возбудимости структур, входящих в систему непродук- тивной активации, ниже, чем у людей с низкореактивной психикой. У таких людей происходит более раннее включение торможения системы продуктивной активации и ухудшение показателей их деятельности.
Доминирование второй системы активации может привести к полному выключению первой системы, что приводит чаще всего к отказу от вы- полнения задания и развитию неврозов.
Таким образом, уровень ФС определяется балансом между двумя системами активации; преобладание системы продуктивной активации способствует успешному выполнению работы, доминирование системы непродуктивной активации затрудняет деятельность, приводит к сни- жению резервов организма.
12
Павловым как баланс силы возбуждения и силы торможения, подвиж- ность - быстрота перехода одного нервного процесса в другой. Крите- рии вертированности и нейротизма (эмоциональной подвижности) были предложены Г. Айзенком (Eysenk Н.,1967) в качестве базисных свойст- ва личности человека. Вертированность означает преимущественную зависимость реакций и деятельности человека от внешних непосредст- венных впечатлений (экстраверсия) или собственных мыслей, пред- ставлений и образов (интроверсия). Для интровертов характерны более высокий уровень неспецифической активации ЦНС и, соответственно, меньшая потребность в сенсорной информации из внешней среды для поддержания достаточной возбудимости коры головного мозга. Экстра- верты для поддержания оптимального ФС нуждаются в большем сен- сорном разнообразии. Реактивность - способность к активации нервной системы при действии раздражителя. У высокореактивных людей раз- дражители вызывают более сильные ответные поведенческие реакции, чем у низкореактивных. Показано, что у людей с высокореактивной психикой порог возбудимости структур, входящих в систему непродук- тивной активации, ниже, чем у людей с низкореактивной психикой. У таких людей происходит более раннее включение торможения системы продуктивной активации и ухудшение показателей их деятельности.
Доминирование второй системы активации может привести к полному выключению первой системы, что приводит чаще всего к отказу от вы- полнения задания и развитию неврозов.
Таким образом, уровень ФС определяется балансом между двумя системами активации; преобладание системы продуктивной активации способствует успешному выполнению работы, доминирование системы непродуктивной активации затрудняет деятельность, приводит к сни- жению резервов организма.
12
Механизмы взаимодействия данных систем представляются сле- дующими. При активации структур, обеспечивающих развитие положи- тельных эмоций (зон положительного подкрепления), происходит мо- билизация первой системы активации и, как следствие, рост успешно- сти деятельности. При активации же структур, участвующих в форми- ровании отрицательных эмоций (зоны отрицательного подкрепления), происходит торможение первой системы активации за счет наличия прямых тормозных связей и снижение успешности деятельности. При- веденный возможный механизм взаимодействия между системами ак- тивации объясняет положительные эффекты малых и средних нагрузок на успешность деятельности, так как при таких нагрузках получение положительного результата высоковероятно, что приводит к развитию положительных эмоций и к активации первой системы. В то же время, при высоких нагрузках достижение положительного результата про- блематично, что сопровождается развитием отрицательных эмоций и снижением активности первой системы активации. Из вышеизложенно- го следует, что направленность влияний всех факторов на уровень ФС будет определяться тем, на какую из систем активации данный фактор оказывает преимущественное влияние. Например, оптимальная для данной деятельности сенсорная нагрузка будет вызывать положитель- ные эмоции и, следовательно, активировать продуктивную систему ак- тивации. При недостатке или излишней сенсорной нагрузке у человека будут развиваться отрицательные эмоции, связанные с низкой вероят- ностью достижения положительного результата, что приведет к доми- нированию непродуктивной системы активации и снижению успешно- сти деятельности.
Важнейшую роль в формировании ФС играет
здоровье человека.
Это фундаментальное понятие медицинской науки, нашедшее широкое применение в различных ее областях.
Определение здоровья содержалось уже в энциклопедическом сло- варе Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.Л. (1894): «Здоровье - состояние орга- низма, все части которого нормально развиты и правильно функциони- руют. Здоровье зависит от условий наследственности, влияний внешне- го мира на живой организм, правильного физического и умственного воспитания, окружающей среды и проч.».
13
Определение ВОЗ: «Здоровье - состояние полного физического, ду- ховного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Поскольку содержание понятий представляет собой совокупность существенных признаков предмета, этим понятием отражаемых, для понятия «здоровье» выделены следующие признаки:
1) Нормальность, адекватность процессов жизнедеятельности - об- менных процессов организма со средой, метаболических процес- сов в организме и процесса саморегуляции, что обеспечивает со- стояние гомеостаза.
2) Способность к полноценной адаптации к изменяющимся услови- ям существования, деятельности.
3) Нормальная реализация генетических программ индивидуума в развитии, поведении, адекватная их коррекция по мере накопле- ния индивидуального опыта.
4) Способность человека к социальной, трудовой деятельности.
5) Способность к духовному развитию
Отсюда понятие «здоровье» понимается как нормальное состояние организма, характеризующееся гомеостазом и адаптацией, обеспечи- ваемое саморегуляторными механизмами взаимосвязанных ФУС, и проявляющееся в реализации генетических программ индивидуума, трудоспособности и духовном развитии.
В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определе- ние болезни: «Болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повре- ждением структуры и функций организма под влиянием внешних или внутренних факторов при реактивной мобилизации и качественно свое- образных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов: болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособ- ляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больно- го».
По определению ВОЗ больной человек обращается к врачу и прини- мает лекарства 4-6 раз в год или чаще.
Предболезнь (или адаптивное астеническое состояние) - преходящее состояние организма, возникающее в ответ на непривычные, утомляю- щие или необычные воздействия.
14
Практически здоровым считают человека, у которого наблюдаю- щиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувст- вии и не отражаются на работоспособности.
При отсутствии исходных нарушений генетических программ или экстремальных воздействий среды обитания состояние здоровья во многом определяется образом жизни индивида.
Образ жизни - определенная структура форм жизнедеятельности индивида, в которой доминируют те или иные моменты его содержания.
При этом способ жизнедеятельности является продуктом взаимоот- ношения личности и общества (работник, рантье, пенсионер), а струк- тура форм жизнедеятельности - его реальным проявлением (спортивен, творчески активен, изобретателен, домосед, лежебока и пр.).
Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности личности, объединяющая нормы, ценности, смыслы деятельности и ее результаты, укрепляющая адап- тивные возможности организма, способствующие полноценному вы- полнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций.
Основными элементами здорового образа жизни студентов являются: культура учебного труда с элементами его научной организации; орга- низация режима питания, сна, пребывания на свежем воздухе, отве- чающая санитарно-гигиеническим требованиям; организация индивиду- ального целесообразного режима двигательной активности; содержа- тельный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность; преодоление вредных привычек (потребления алкоголя, курения, токси- комании); культура межличностного общения, поведения в коллективе, сексуального поведения, самоуправления и самоорганизации.
Для студентов содержание здорового образа жизни предполагает ряд его структурных компонентов:
1) целевой - понимание личностью поставленной задачи;
2) содержательно-операциональный - наличие системы знаний и оп- ределенной степени владения практическими умениями поддер- жания здорового образа жизни;
3) мотивационно-ценностный - иерархия ценностей личности в здо- ровом образе жизни;
15
4) программно-ориентировочный, обеспечивающий конструирова- ние и прграммирование характера жизнедеятельности;
5) эмоционально-волевой, необходимость проявления волевых уси- лий в реализации здорового образа жизни и эмоциональной оцен- ки достигнутого;
6) деятельностный, раскрывающий степень вовлечения личности в целостную систему здорового образа жизни;
7) оценочный, позволяющий дать интегративную оценку результа- тов формирования здорового образа жизни (когнитивную, эмо- циональную, поведенческую) и создающий возможность провес- ти коррекцию программ поведения.
Характер заботы студентов о своем здоровье связан с их личностны- ми особенностями. В исследованиях на студентах МПГУ были выделе- ны два типа отношений студентов к своему здоровью. Первый тип ориентирован, прежде всего, на усилия самой личности. К нему отно- сятся лица с хорошей самооценкой здоровья, со склонностью приписы- вать результаты своей деятельности собственным усилиям и способно- стям. Ко второму типу относятся в основном лица с плохой и удовле- творительной самооценкой здоровья, у которых внешние силы и обстоя- тельства играют ведущую роль, а собственным усилиям придается вто- ростепенное значение.
Установлено, что формирование адекватного отношения студентов к своему здоровью предполагает обращение не столько к когнитивной сфере, непосредственным мотивам сохранения здоровья, сколько к ком- понентам внутреннего мира личности, прежде всего к комплексу моти- вационных подструктур, определяющих ее общую направленность (мо- тивы отношения к труду, педагогической деятельности, обусловливаю- щие удовлетворенность работой, перспективу профессионального роста и мобильности; мотивы материального благополучия, боязнь неуспеха, что особенно значимо для лиц с повышенной тревожностью, со стрем- лением к расширению круга общения, достижению социального пре- стижа, повышения социального статуса, самосовершенствованию, по- вышению самооценки).
16
3. Краткая характеристика различных форм труда
Наиболее общими характеристиками труда является тяжесть и на- пряженность. Тяжесть труда характеризует физическую составляющую труда и определяется энергетическими затратами организма, мощно- стью внешней работы, массой и расстоянием перемещаемого груза, ха- рактером рабочих движений, а также выраженностью изменений веге- тативных функций (частоты сердечных сокращений, дыхания, величи- ны артериального давления и др.).
Принята классификация труда по тяжести, предусматривающая 4 группы:
I - легкий труд, когда энергозатраты составляют до 2,5 ккал/мин;
II - средний, когда энергозатраты составляют от 2,5-4,1 ккал/мин;
I I I - тяжелый, когда энергозатраты составляют от 4.1-6,0 ккал/мин;
I V - очень тяжелый, когда энергозатраты составляют больше 6,0 ккал/мин.
Напряженность труда отражает нагрузку на ЦНС, психические функции, характеризуется объемом воспринимаемой информации, плотностью поступающих сигналов, состоянием анализаторных систем, уровнем эмоционального напряжения и определяется степенью напря- жения внимания. По этому показателю труд делят также на 4 группы:
I - ненапряженный, требующий концентрации внимания до 25% времени работы;
II - малонапряженный, требующий концентрации внимания до
50% времени работы;
I I I - напряженный, требующий концентрации внимания до 75% времени работы;
IV - очень напряженный, требующий концентрации внимания больше 75% времени работы.
Любую разновидность труда можно оценить критериями тяжести и напряженности. Например, труд студентов по тяжести относится к I группе, а по напряженности — к III-IV.
Труд, требующий значительной мышечной активности (землекопы, лесорубы, косари, кузнецы, хоккеисты), характеризуется: а) повышенными энергетическими затратами;
17
б) стереотипностью, повторяемостью движений, что ведет к гипер- трофии в основном проксимальных мышечных групп конечно- стей и вспомогательной мускулатуры; в) социальной неэффективностью, выражающейся в том, что для достижения оправдывающей себя производительности требуется высокое, неоптимальное напряжение физических сил.
Механизированные виды труда, требующие средних или легких мышечных усилий (токари, фрезеровщики и др.), характеризуются: а) средними энергетическими затратами, меньшими мышеч-ными усилиями; б) определенной направленностью мышечных усилий; в) усложнением программы действий.
Механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев конечностей на дистальные. Последние имеют и большее коли- чество степеней свободы по сравнению с проксимальными, что обеспе- чивает большее разнообразие в двигательных актах и тонкую градацию мышечных движений для управления механизмами (станками) позволя- ет увеличить скорость и точность производственных движений.
Полуавтоматизированнные и автоматизированные виды труда
имеют следующие особенности. При полуавтоматизированном труде человек выключается из процесса собственно обработки предмета тру- да, который целиком выполняет механизм. Человек лишь обслуживает станок: подает заготовку, пускает механизм, снимает готовую деталь.
Для этой формы труда характерна монотонность (например, при штам- повке одних и тех же деталей). Работа не требует специальной квали- фикации, осуществляется за счет двигательного аппарата, его точности и скорости. Человек становится придатком машины. Автоматизация
резко меняет роль человека: он уже не просто дополняет механизм, но управляет этим механизмом, обеспечивает его бесперебойную работу
(например, наладчик). Человек имеет возможность обслуживать не- сколько механизмов. Труд его по содержанию более многообразен. Ос- новная черта этой формы труда — постоянная готовность к действию и срочность реакции. Такое функциональное состояние, отражающее формирование трудовой доминанты, направленной на предстоящую деятельность, А.А. Ухтомский назвал «оперативный покой». Сохране-
18
Механизированные виды труда, требующие средних или легких мышечных усилий (токари, фрезеровщики и др.), характеризуются: а) средними энергетическими затратами, меньшими мышеч-ными усилиями; б) определенной направленностью мышечных усилий; в) усложнением программы действий.
Механизация переводит мышечную активность с проксимальных звеньев конечностей на дистальные. Последние имеют и большее коли- чество степеней свободы по сравнению с проксимальными, что обеспе- чивает большее разнообразие в двигательных актах и тонкую градацию мышечных движений для управления механизмами (станками) позволя- ет увеличить скорость и точность производственных движений.
Полуавтоматизированнные и автоматизированные виды труда
имеют следующие особенности. При полуавтоматизированном труде человек выключается из процесса собственно обработки предмета тру- да, который целиком выполняет механизм. Человек лишь обслуживает станок: подает заготовку, пускает механизм, снимает готовую деталь.
Для этой формы труда характерна монотонность (например, при штам- повке одних и тех же деталей). Работа не требует специальной квали- фикации, осуществляется за счет двигательного аппарата, его точности и скорости. Человек становится придатком машины. Автоматизация
резко меняет роль человека: он уже не просто дополняет механизм, но управляет этим механизмом, обеспечивает его бесперебойную работу
(например, наладчик). Человек имеет возможность обслуживать не- сколько механизмов. Труд его по содержанию более многообразен. Ос- новная черта этой формы труда — постоянная готовность к действию и срочность реакции. Такое функциональное состояние, отражающее формирование трудовой доминанты, направленной на предстоящую деятельность, А.А. Ухтомский назвал «оперативный покой». Сохране-
18
ние состояния оперативного покоя - большой труд, который тем боль- ше, чем меньше вероятность появления запускающего раздражителя.
Длительное отсутствие сигнала о начале очередного действия на фоне гиподинамии ведет к снижению лабильности нервных центров и рас- пространению в них торможения.
Групповые (конвейерные) формы труда характеризуются синхро- низацией труда участников. Синхронизация — обязательный момент конвейерной формы деятельности —связана с тактом (интервалом вре- мени) работы конвейера и требует упрощения рабочих операций. Для человека характерна естественная вариабельность реакций. Поэтому четкий ритм конвейера в сочетании с упрощенными рабочими опера- циями представляет собой неблагоприятный фактор. Основой высокой производительности на конвейере является дифференциация труда и ав- томатизация двигательных навыков у человека. Последнее создает ус- ловия для развития гипокинезии.
Труд, связанный с дистанционным управлением, реализуется на различных пультах. Среди многообразия последних различают: а) пульты управления, требующие частых активных действий чело- века, при которых внимание часто переключается, а нервное на- пряжение разряжается в движениях, речи; б) пульты, требующие редких вмешательств, при работе на которых оператор постоянно находится в состоянии готовности без пере- ключения внимания и активизации двигательной сферы, что вы- зывает быстрое развитие утомления.
4. Умственный труд
К умственному труду относят работы, связанные с приемом и пере- работкой информации и требующие повышенной активности сенсорных систем, концентрации внимания, активации памяти, мыслительного процесса, эмоциональной сферы. Для большинства современных про- фессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема и раз- нородности информации, дефицит времени для принятия решений, воз- растание социальной значимости этих решений и личной ответственно- сти работника.
19
Длительное отсутствие сигнала о начале очередного действия на фоне гиподинамии ведет к снижению лабильности нервных центров и рас- пространению в них торможения.
Групповые (конвейерные) формы труда характеризуются синхро- низацией труда участников. Синхронизация — обязательный момент конвейерной формы деятельности —связана с тактом (интервалом вре- мени) работы конвейера и требует упрощения рабочих операций. Для человека характерна естественная вариабельность реакций. Поэтому четкий ритм конвейера в сочетании с упрощенными рабочими опера- циями представляет собой неблагоприятный фактор. Основой высокой производительности на конвейере является дифференциация труда и ав- томатизация двигательных навыков у человека. Последнее создает ус- ловия для развития гипокинезии.
Труд, связанный с дистанционным управлением, реализуется на различных пультах. Среди многообразия последних различают: а) пульты управления, требующие частых активных действий чело- века, при которых внимание часто переключается, а нервное на- пряжение разряжается в движениях, речи; б) пульты, требующие редких вмешательств, при работе на которых оператор постоянно находится в состоянии готовности без пере- ключения внимания и активизации двигательной сферы, что вы- зывает быстрое развитие утомления.
4. Умственный труд
К умственному труду относят работы, связанные с приемом и пере- работкой информации и требующие повышенной активности сенсорных систем, концентрации внимания, активации памяти, мыслительного процесса, эмоциональной сферы. Для большинства современных про- фессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема и раз- нородности информации, дефицит времени для принятия решений, воз- растание социальной значимости этих решений и личной ответственно- сти работника.
19
4.1. Разновидности умственного труда.
Операторский труд связан с управлением машинами, оборудовани- ем, технологическими процессами. Характеризуется высоким нервно- эмоциональным напряжением.
Управленческий труд осуществляют руководители учреждений, учителя, преподаватели. В данном виде труда доминируют факторы, связанные с необходимостью восприятия большого, иногда чрезмерно- го объема информации, возрастанием дефицита времени для ее перера- ботки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принимаемые решения. Для работы руководителей характерны необ- ходимость принятия нестандартных решений, нерегулярность нагрузки, периодическое возникновение конфликтных ситуаций.
Творческий труд (научные работники, писатели, художники) требу- ет многолетней подготовки, высокой квалификации, особых условий для реализации. Труд этой категории работников характеризуется соз- данием новых алгоритмов деятельности, нерегламентированным ее графиком, требует значительного объема памяти, напряжения внима- ния, мыслительной деятельности.
Труд медицинских работников связан с постоянным контактом с людьми, повышенной ответственностью, часто возникающим дефици- том информации для принятия решения, что обусловливает высокое нервно-эмоциональной напряжение (хирурги, анестезиологи, врачи ско- рой помощи).
Труд учащихся и студентов.
Студенчество - особая социальная группа, объединенная опреде- ленным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Для сту- денчества характерны: а) воздействие группы факторов, требующих на длительный период усиления активности адаптивных психических и физиологиче- ских механизмов; б) конфликт между социально и морально зависимым положением и физиологическими потребностями индивида, потребностью са- моутверждения и самореализации; в) сочетание условий, благоприятствующих выбору спутника жизни
20