Файл: Особенности организации стартапа в сфере оказания услуг по рекламной фотографии на примере фотосалона «Colorless».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 2
В связи с отсутствием опыта в этом роде деятельности, отечественные деятели рекламы не создавали ничего нового, а просто копировали имеющиеся образцы с Запада. При первых попытках работы в области рекламной фотографии абсолютно не задумывались о смысловом послании, фотографии, как правило, были яркими, с целью удивить. Если достать архивные журналы, буклеты, то можно увидеть, что абсолютно не понятно, что рекламируют и какая основная цель этого фото. На них можно было увидеть и обнажённых молодых дев, и различные предметы, абсолютно не имеющие отношения к данной продукции.
Все приходит с опытом, и, конечно, понимание работы в сфере рекламы приходит и к нашим деятелям, понимание того, что фотограф, занимающийся коммерческой фотографией, должен не только обладать определенным профессионализмом и знаниями композиции и постановки, но и умением выделить и подать основную идею. Он должен обладать неординарным мышлением, сочетающим в себе эстетическое восприятие и идеологическое понимание. Особый взгляд на вещь, которую мы видим на прилавке каждый день, и способность убедить нас с помощью фотографии, что она особенная, – вот основная цель рекламного фотографа.
С рекламной фотографией мы сталкиваемся в нашей жизни повсеместно. В магазинах и метро, в журналах и на рекламных дорожных щитах, в брошюрах и листовках, которые бросают в наш почтовый ящик. По наблюдениям на европейском рынке 2/3 визуальной рекламы основано на фотографическом снимке. Так произошло потому, что фотоснимок обладает подсознательным убеждающим воздействием, ведь реальность, запечатленная с помощью фотокамеры, несет силу факта. Вспомним старую поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В начале XX века в рекламе предпочитали использовать рисованное изображение. С одной стороны, это было связано с тем, что созданное руками изображение ценилось выше, с другой - потому что в восприятии людей рисунок был явлением эстетическим в большей степени, нежели фотография. К тому же в использовании снимков виделось что-то наглое, вульгарное - все равно как выставлять напоказ голое тело. Однако постепенно рекламисты заметили, что нарисованная картинка проигрывает в убедительности тому же сюжету, но снятому на фотопленку. В журналах мод в начале XX века все еще господствовали рисунки изящных барышень.
С 30х годов в моду входит фотография. Сегодня каталог одежды с рисованными персонажами выглядит анахронизмом.
Документальная точность фотографических изображений открыла широчайшие возможности использования фотографии в самых различных областях человеческой деятельности.
Современная рекламная фотография имеет свои особенности. Это не просто красивая и качественная картинка - это изображение, которое делает покупателю выгодное предложение. Это снимок, на котором рекламируемый продукт показан с позиций реальных потребностей и желаний покупателя, иногда простых и ясных, иногда смутных, неопределенных, подсознательных.
Российская реклама находится еще в детском возрасте, хотя возраст младенческий у нее уже прошел. В отличие от США или Франции, где опыт рекламы нарабатывался более 100 лет, у нас на протяжении 70 лет не было такой области коммерции. В условиях постоянного дефицита товаров в рекламе просто не было необходимости: все и так, без всякого «предложения», быстро раскупалось. Это сейчас мы выбираем, какую марку телевизора купить, а в советское время покупатель довольствовался просто наличием телевизора в продаже.
Конечно, когда в стране появился рынок, и насыщение товарами породило конкуренцию, возникла необходимость в рекламе. В этот период отечественные рекламисты, как правило, копировали образцы западной имиджевой рекламы. Хорошим тоном считалось сделать что-то яркое, необычное и… непонятное сердцу и уму простого человека. О том, что реклама должна нести ясное послание, обращенное к покупателю, мало кто задумывался. Разумеется, фотография как один из основных визуальных элементов шла вслед нелепому и раскрашенному во «все цвета радуги» стилю российской рекламы. Посмотрите первые выпуски российских каталогов рекламной фотографии. Вы увидите множество красивых карточек, часто даже с обнаженными моделями, но тщетно будете спрашивать себя, причем тут реклама? Что вообще рекламировали эти снимки? Из самих фотографий вы этого, к сожалению, не поймете.
Постепенно осознание того, какой может быть рекламная фотография, приходит к фотографам и рекламистам. Оказывается, специфика рекламы требует от фотографа не только знания композиции и профессионализма в постановке света и работе с моделями. Ему необходимо уметь с помощью всех этих средств материализовать конкретную рекламную идею. Он должен мыслить идеологически, а не только эстетически. Он должен предлагать агентству или рекламодателю визуальные образы, быть не исполнителем, а творцом изобразительных решений. Техническое и творческое мастерство для фотографа, конечно, является обязательным, но помимо этого необходимо развивать специфическое рекламное виденье и образ мышления.
Рекламная «картинка» бывает разной - от изображения продукта до изображения эмоций, вызываемых этим продуктом, от конкретики до полной абстракции. Она может вызывать позитивные эмоции, а может шокировать. Она может мотивировать, но может и подавлять. Она может провоцировать, наконец. Через визуальный канал информации она может задействовать и другие чувства, тем самым выходя за пределы сугубо визуального образа. Это все вместе это создает послание, визуальное послание.
1.3 Векторы современной рекламной фотографии
В каждой современной рекламе, какой бы она не была, мы всегда можем увидеть различия: направленность, стиль. Назовем их векторами современной рекламы.
Документализм — это удачно схваченный кадр, выражающий идею или эмоцию. На такой фотографии всегда видно фактуру, материал.
Документализм создает эффект присутствия, жизнь на документальных фотографиях, кажется, всегда чуточку более конкретной и определенной, как в старом кино сороковых-пятидесятых годов.
Очень важен ракурс: ведь фотограф в документализме - тоже участник сценки, и его позиция имеет большое значение.
Композиция обязательно должна быть реальной, однако постановочность самой сцены никого не смущает. Лучшие «документальные фотографии» были срежиссированы специально для съемки. Важно, что это не монтаж на техническом уровне, а живая сценка.
Реализм - как в пьесах Островского или на жанровых картинах передвижников. Роль фотографа - поймать или создать «момент» и за счёт удачного ракурса усилить и драматизировать его.
Например, девушка в красном белье с рекламы дамского белья Wacoal - вовсе не гламурная, а именно неуловимо документальная. Да, она красива и лежит на диване в «постановочной» позе. Но у нее живое лицо, она не выглядит ни неприступной, ни вызывающей - просто лежит на диване и улыбается. Сюрреализм - плод болезненно-изысканных умов, официальное рождение которого приходится на середину двадцатого века.
Каждый элемент композиции на картинах Сальвадора Дали или Босха вполне реален и даже мог бы существовать в природе. Но их комбинация совершенно немыслима и невозможна.
Сюрреализм обращается одновременно к сознанию и бессознательному, иногда композицию сюрреалистического произведения можно расшифровать с помощью символов.
Зритель может присутствовать при этой игре ума, наблюдать за ней, вдохновляться. Но он не может даже помыслить войти внутрь этого мира и найти для себя точку наблюдения.
Впрочем, в рекламе сюрреалистические композиции могут быть адресованы «образованной» публике, которая готова к интеллектуальной игре.
Вот простой случай: невидимая дама, от которой остались только туфельки и собачка с поводком. Фото из рекламы сети обувных магазинов Rack Room Shoes.
Или вот эта милая фотография из рекламы магазинов Lorgans, продающих мебель в стиле 30-70-х годов. Картинка смахивает на иллюстрацию к «Алисе»: большой стол и четыре малюсеньких стульчика - тоже сюрреализм. Главное в сюрреализме - «умышленность», даже если получается она непредумышленно, как, например, это солнце, которое выглядит как крыша машины в рекламе Volkswagen.
Или вот этот искусительный огрызок - вероятно, бывшее яблоко, нарисованное Магриттом, на зависть Сальвадору Дали, который хотел съесть всё, что рисовал.
«Басня» — это наглядная иллюстрация креативного брифа, простая и легко поддающаяся пересказу.
Используется традиционный для европейской культуры прием аллегории. Каждый элемент должен быть нарисован конкретно и узнаваемо, сочетание этих объектов составляет сюжет, который легко может быть расшифрован даже не слишком искушённым зрителем.
Такая реклама доставляет зрителю чистую и бесхитростную радость узнавания, разгадки.
Дикобраз в шлеме, золотые украшения, льющиеся в бокалы богемского стекла, кот, свернувшийся в кофейной чашке, - такими бывают обложки книг (например, почти всех книг петербургского издательства «Амфора»).
Фотография типа «басня» наиболее типична для рекламы предметов обстановки, мебели, недорогих марок машин.
Если в басне есть экстрим, она превращается в поп-арт. В качестве иллюстрации — вот эта корова на мотоцикле из рекламы Roads and Trafic Authority.
Фэшн - фотография в духе модного журнала. Постановочная, причем нарочито постановочная.
Вектор фэшн очень актуален в наше время. В свою очередь он состоит из трех векторов: гламур, трэш, стерильность.
Посмотрим на первый фэшн-вектор - гламур. Если вспомнить классификацию стилей Вёфлина, то фэшн, наряду с поп-артом, пожалуй, наиболее близок к рококо и барокко. Вещи выглядят и рекламируются шикарно, сексуально.
Неоромантизм в основе мироощущения романтизма лежит обостренное чувство контраста и бесконечной двойственности мира: жизнь близка к смерти, ночь близка дню, детство - старости, любовь рифмуется с кровью...
Этот контраст можно подчеркнуть композицией. Например по периметру тен пафон борьбы а в перспективе манящий свет.
Очень часто в неоромантических изображениях встречается свет, исходящий с небес или из какого-нибудь маленького источника, например, из окошка, причем кругом темно. Сюжеты могут быть самые разные; если это автомобильная реклама, то машина будет стоять в гордом одиночестве посреди пустыни или на обрыве.
А вот фотографии, в которых неоромантизм наиболее оправдан: эта реклама приглашает нас в пожарные.
Гиперреализм в современной фотографии также имеет предшественников в живописи - этот стиль родился в 60-е годы в США. Его последователи стремились свести к минимуму авторский почерк и вернуться к реальности жизни.
Но для этого им приходилось изображать гипертрофированную реальность. Художники рисовали нищих, ужасы жизни, страдающих людей, мусор повседневности. Зрители смотрели на такие картинки, чтобы «пощекотать нервы».
Свою аудиторию такой стиль найдет всегда, так как негативные сообщения всегда быстрее пробуждают эмоциональный ответ у зрителя. Этот эффект находит применение в рекламе.
Неприятный стиль: утрированно-мрачный, преувеличенно детализированный способ и в то же время какой-то искусственный. Ведь если иллюзия реальности будет пол условной той, зритель сам окажется втянут внутрь неприятных событий, что для рекламы всё-таки нежелательно.
Композиция и свет акцентируют самое обычное, скучное или неприятное: мусор, морщины, прыщи, объедки, помойки... Эпилептоидное, придирчивое искусство.
Почему же все это находит применение в рекламе? Это способ припугнуть зрителя, разрушить условность рекламы
Комикс — это рисованный или «раскадрованный» сюжет, изобретение американской газетной культуры тридцатых годов.
В комиксе с героями обязательно должно что-то происходить, чтобы зритель содрогнулся или умилился происходящему.
Опасность использования комиксов в рекламе состоит в том, что иногда зритель, увлёкшись интригой, не запоминает, что именно рекламируется.
По мнению Огилви, самое сильное влияние на большинство людей оказывали плакаты с использованием реалистичных иллюстраций или фотографий. Абстрактные или символические иллюстрации не передавали достаточно эффективно заложенное в них сообщение. Рекламный плакат должен доносить основное сообщение не только словами, но и посредством графических средств представления информации.
Результаты исследований показывают, что рекламный плакат донесет сообщение до адресата быстрее, если вы используете в нем насыщенные, чистые цвета. Не используйте при создании иллюстраций к плакатам композиции из смешанных цветов. Никогда не используйте при оформлении плаката больше трех элементов и располагайте их на белом фоне. И самое главное: используйте шрифт максимального размера (без засечек) и сделайте так, чтобы название бренда можно было заметить с первого взгляда.
Если придерживаться этих простых правил, то можно создать рекламные плакаты, способные выполнить свою работу, в течение максимально короткого времени.
Правильно составленная композиция, состоящая из фотографии, рисунка и живописи будет наиболее эффективна для донесения до потребителя информации о товаре или услуге.