Файл: Методические указания обучающимся по теме практического занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, затопление, а также крушение, т.е. авария транспортных средств);

- экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере).

Большинство ЧС характеризуется внезапностью возникновения, динамичностью развития, скоростью нарастания действия поражающих факторов и другими неблагоприятными условиями.

Поражающие факторы различных ЧС оказывают неблагоприятное воздействие на людей, животных и окружающую среду, вызывая поражение и гибель людей, ущерб окружающей среде, ухудшение санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановки. Влияние поражающих факторов ЧС на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности воздействия.

Поражающие факторы чрезвычайной ситуации - явления механического, термического, радиационного, химического, биологического, 'психоэмоционального и иного характера, являющиеся источником чрезвычайной ситуации и приводящие к поражению людей, сельскохозяйственных животных, объектов народного хозяйства, а также окружающей среды.

Среди многочисленных поражающих факторов можно выделить основные:

динамические (механические) факторы возникают в результате непосредственного действия избыточного давления воздуха во фронте ударной волны (отбрасывания человека скоростным напором о внешние предметы, действия вторичных снарядов и др.) и приводят к возникновению различных ранений и травм;

термические факторы образуются в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) и приводят к возникновению термических ожогов, общего перегревания организма (при действии низких температур возможны общее переохлаждение организма и отморожения);

радиационные факторы возникают при авариях на радиаци-онно опасных объектах и при применении ядерного оружия (в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиваться острая и хроническая лучевая болезнь и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов);

химические факторы - действие аварийно-опасных химических веществ на людей при химических авариях или применении химического оружия - вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения;

биологические (бактериологические) факторы
 - действие токсинов, бактерий и других биологических агентов, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, - могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям;

психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами психического и неврологического характера.

Медицинская наука всегда уделяла большое внимание изучению поражающих факторов источников ЧС, особенно механизму их воздействия на людей и окружающую среду, поскольку эффективные способы и методы предупреждения и лечения различных поражений можно изобрести и внедрить, только если известна причина этих поражений.

При катастрофах на население могут воздействовать одновременно или последовательно различные поражающие факторы. В этом случае возможно наложение одного вида поражающего фактора на другой, частично или полностью перекрывающее радиус поражения и усложняющее тяжесть обстановки.

Территории, на которых одновременно или последовательно воздействовали два вида поражающих факторов катастроф или более, возникли массовые поражения людей, животных, растений и вышли из строя здания и сооружения, принято называть очагами комбинированного поражения.

Очаги комбинированного поражения наиболее часто могут возникать вследствие природных или техногенных катастроф, сопровождающихся разрушением ёмкостей (хранилищ), содержащих химически опасные вещества (например, хлорсодержащие, аммиачные и цианистые вещества), при авариях на атомных электростанциях, когда возможно сочетанное воздействие различных поражающих факторов (взрывная волна, радиационное и световое излучение, токсические химические вещества и др.).

В зависимости от сочетания видов поражающих факторов катастроф варианты очагов комбинированного поражения могут быть следующими:

•   очаг комбинированного травматологического и химического поражения;

•   очаг комбинированного травматологического и радиационного поражения;

•   очаг комбинированного травматологического и инфекционного (биологического) поражения;

•   очаг комбинированного химически опасного вещества и инфекционного (биологического) поражения;



•   очаг комбинированного радиационного поражения.
2-ой учебный вопрос

Определение, задачи и основные принципы построения и функционирования РСЧС (Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) 
Важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны (ГО). В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу.

И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени

Однако на практике действия ГО в крупно-масштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и впоследствии (в 1994 г) переименованный в МЧС РФ, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землятресение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ЕЕ аббревиатура осталась прежней – РСЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики.


Среди многочисленных задач, выполняемых РСЧС, основными являются следующие:

  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

  • проведение комплекса мероприятий по локализации и ликвидации ЧС;

  • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования в ЧС организаций и объектов производственного, социального и иного назначения независимо от их организационно-правовых форм;

  • подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

  • сбор, обработка, и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС

  • организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций ;

  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Наряду с вышеперечисленными задачами РСЧС решает ряд других задач.

  • Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС

  • Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС и проведение гуманитарных акций

  • Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситyаций, проведение гуманитарных акций.


Все основные задачи, которые решает РСЧС, делятся на две группы: задачи по предупреждению ЧС и задачи по ликвидации ЧС (рис. 1.1).


Рис. 1. Основные задачи РСЧС
Основные принципы организации и функционирования ГО

  • ГО организуют на территории РФ по территориально-производственному принципу (территориальный принцип заключается в организации ГО на территории субъектов РФ согласно административному делению нашей страны, производственный принцип - в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте народного хозяйства).

  • Подготовка и функционирование ГО осуществляются заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  • ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны как на единственную возможность мобилизации усилий, направленных на ликвидацию последствий очагов массовых поражений в любом месте их возникновения.

  • Основной организационный принцип ГО - постоянная и мобилизационная готовность спасательных формирований. На основе этого принципа создают формирования постоянной готовности, способные немедленно развернуться в очаге поражения, а в случае необходимости дополнительно мобилизуют (развертывают) нештатные формирования предприятий и объектов народного хозяйства.

  • Важнейший принцип организации и функционирования ГО - надежное управление всеми звеньями ее структурной системы.




Организация деятельности единой системы основана на следующих принципах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

  • мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситyаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

  • планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий (акваторий) и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситyаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;

  • ликвидация чрезвычайных ситyаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях (акваториях) которых сложилась чрезвычайная ситуация (при недостаточности этих сил и средств, привлекаются федеральные силы и средства);

  • силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в установленном порядке.


Организация РСЧС
Организационная структура РСЧС

Согласно определению РСЧС - организационная система, объединяющая и координирующая действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС (рис. 1.2).

Структура единой системы представлена функциональными и территориальными подсистемами, действующими на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.