Файл: Методические указания обучающимся по теме практического занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС.
Каждый уровень Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в своём составе имеет следующее:
• координирующие органы управления;
• постоянно действующие органы управления;
• органы повседневного управления;
• силы и средства;
• системы связи, оповещения, информационного обеспечения;
• резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующие органы управления РСЧС таковы:
-
На федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве России. -
Ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации). -
На территориальном уровне, охватывающем территорию одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ. -
На местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населённых пунктов, - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления. -
На объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, - объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (создаются при необходимости).
Основная задача данных органов управления - координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определённой периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС - немедленно.
Органы управления по делам ГОЧС таковы:
- На федеральном уровне - МЧС России, в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации - управления по делам ГОЧС.
- На региональном уровне - региональные центры по делам ГОЧС.
- На территориальном уровне - комитеты или главные управления, управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- На местном уровне - управления или отделы по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления.
- На объектовом уровне - отделы (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).
Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Региональные центры ГОЧС - полномочные представители МЧС России в регионах, подчиняются непосредственно министру Российской Федерации по делам ГОЧС.
В повседневной ситуации управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут быть использованы запасные, подвижные и вспомогательные пункты управления ГОЧС.
Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях и размещаются на пунктах управления ГОЧС.
Центральный командный пункт служит главным пунктом управления в системе МЧС России, из которого осуществляют устойчивое и непрерывное управление и контроль функционирования подсистем и звеньев РСЧС.
2. Задачи и состав и сил и средств РСЧС
К силам и средствам РСЧС относятся штатные и нештатные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, региональных центров ГОЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле состояния окружающей природной среды, потенциально опасных объектов с целью предупреждения возникновения и ликвидации ЧС (табл. 1.3).
Таблица 1. Состав сил и средств РСЧС
Силы и средства наблюдения и контроля | Силы и средства ликвидации ЧС |
Силы и средства МЧС России: • формирования и организации МЧС России | Силы и средства МЧС России: • соединения, части и подразделения войск ГО РФ; • формирования ПСС России |
Силы и средства министерств, ведомств и территорий России: • формирования и организации ведомственных СНЛК за окружающей средой и прилегающими территориями; • формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ; • формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России; • формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России; • формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России; • формирования и организации геофизической службы Российской академии наук; • формирования и организации Росгидромета; • формирования и организации Минатома РФ; • другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) | Силы и средства министерств и ведомств России: • ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, технические и иные формирования; • формирования ДПС ГИБДД МВД России; • формирования ВСМК; • формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; • формирования Росгидромета; • формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России; • другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) |
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что к силам и средствам РСЧС относятся:
а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий сети наблюдения и лабораторного контроля, состояния природной среды, сырья, продуктов питания, воды и прилегающих к ним территорий, подчинённые:
- МЧС России и
- федеральным органам исполнительной власти,
-Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»,
- органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
- органам местного самоуправления,
- организациям и общественным объединениям, осуществляющих в пределах своей компетенции:
-
наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; -
контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; -
санитарно-карантинный контроль; -
социально-гигиенический мониторинг; -
медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы; -
государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды; -
государственный мониторинг атмосферного воздуха -
государственный мониторинг радиационной обстановки -
государственный мониторинг водных объектов -
государственный мониторинг состояния недр; -
сейсмический мониторинг, -
мониторинг вулканической активности; -
мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и -
федеральный надзор -
карантинный фитосанитарный мониторинг; -
контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой -
контроль в сфере ветеринарии и карантина растений; -
контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, биокормов и компонентов для их производства; -
контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания; -
мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
б) силы и средства ликвидации ЧС в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технические, противопожарных, лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий:
- федеральных органов исполнительной власти,
- Государственной корпорации по атомной энергии,
- органов исполнительной власти субъектов РФ,
- органов местного самоуправления,
- организаций (объектов) и общественных объединений
- а также силы и средства МЧС России, Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава и других ведомств РФ, а также республик, краёв, областей, районов, городов.
Осуществляют в пределах своей компетенции:
-
тушение пожаров -
осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС -
предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий -
организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы; -
ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления; -
обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов; -
авиационно-космический поиск и спасание; -
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений; -
обеспечение транспортной безопасности; -
организацию и проведение работ по предупреждению и -
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; -
координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации; -
осуществление аварийно-спасательных работ по оказанию помощи судам и объектам, терпящим бедствие на море; -
обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота, а также проведение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства; -
обеспечение общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях; -
осуществление мероприятий по предупреждению (ликвидации) последствий дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; -
осуществление мероприятий по ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунальльного хозяйства, сетей электросвязи; -
защиту населения от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе общих для человека и животных; -
предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а такжe растений (сорняков) карантинного значения; -
обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций ; -
осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий.