Файл: Методические указания обучающимся по теме практического занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рис. 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС.

Каждый уровень Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в своём составе имеет следующее:

•   координирующие органы управления;

•  постоянно действующие органы управления;

•   органы повседневного управления;

•   силы и средства;

•   системы связи, оповещения, информационного обеспечения;

•   резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы управления РСЧС таковы:

  • На федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве России.

  • Ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации).

  • На территориальном уровне, охватывающем территорию одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ.

  • На местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населённых пунктов, - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.

  • На объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, - объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (создаются при необходимости).



Основная задача данных органов управления - координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определённой периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС - немедленно.
Органы управления по делам ГОЧС таковы:

- На федеральном уровне - МЧС России, в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации - управления по делам ГОЧС.

- На региональном уровне - региональные центры по делам ГОЧС.

- На территориальном уровне - комитеты или главные управления, управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- На местном уровне - управления или отделы по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления.

- На объектовом уровне - отделы (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).

Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Региональные центры ГОЧС - полномочные представители МЧС России в регионах, подчиняются непосредственно министру Российской Федерации по делам ГОЧС.

В повседневной ситуации управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут быть использованы запасные, подвижные и вспомогательные пункты управления ГОЧС.

Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях и размещаются на пунктах управления ГОЧС.

Центральный командный пункт служит главным пунктом управления в системе МЧС России, из которого осуществляют устойчивое и непрерывное управление и контроль функционирования подсистем и звеньев РСЧС.


2. Задачи и состав и сил и средств РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся штатные и нештатные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, региональных центров ГОЧС, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле состояния окружающей природной среды, потенциально опасных объектов с целью предупреждения возникновения и ликвидации ЧС (табл. 1.3).

Таблица 1. Состав сил и средств РСЧС

Силы и средства наблюдения и контроля

Силы и средства ликвидации ЧС

Силы и средства МЧС России:

•   формирования и организации МЧС России

Силы и средства МЧС России:

•    соединения, части и подразделения войск ГО РФ;

•    формирования ПСС России

Силы и средства министерств, ведомств и территорий России:

•    формирования и организации ведомственных СНЛК за окружающей средой и прилегающими территориями;

•    формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ;

•    формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России;

•    формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России;

•    формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России;

•    формирования и организации геофизической службы Российской академии наук;

•    формирования и организации Росгидромета;

•    формирования и организации Минатома РФ;

•    другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.)

Силы и средства министерств и ведомств России:

•    ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, технические и иные формирования;

•    формирования ДПС ГИБДД МВД России;

•    формирования ВСМК;

•    формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

•    формирования Росгидромета;

•    формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России;

•    другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.)


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено, что к силам и средствам РСЧС относятся:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе формирований, подразделений, служб, учреждений и предприятий сети наблюдения и лабораторного контроля, состояния природной среды, сырья, продуктов питания, воды и прилегающих к ним территорий, подчинённые:

- МЧС России и

- федеральным органам исполнительной власти,

-Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»,

- органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

- органам местного самоуправления,

- организациям и общественным объединениям, осуществляющих в пределах своей компетенции:

  • наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

  • санитарно-карантинный контроль;

  • социально-гигиенический мониторинг;

  • медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы;

  • государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды;

  • государственный мониторинг атмосферного воздуха

  • государственный мониторинг радиационной обстановки

  • государственный мониторинг водных объектов

  • государственный мониторинг состояния недр;

  • сейсмический мониторинг,

  • мониторинг вулканической активности;

  • мониторинг медленных геодинамических процессов в земной коре и

  • федеральный надзор

  • карантинный фитосанитарный мониторинг;

  • контроль за химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой

  • контроль в сфере ветеринарии и карантина растений;

  • контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, биокормов и компонентов для их производства;

  • контроль за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;

  • мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

б) силы и средства ликвидации ЧС в составе подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных, аварийно-технические, противопожарных, лесопожарных формирований, подразделений, учреждений и предприятий:


- федеральных органов исполнительной власти,

- Государственной корпорации по атомной энергии,

- органов исполнительной власти субъектов РФ,

- органов местного самоуправления,

- организаций (объектов) и общественных объединений

- а также силы и средства МЧС России, Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава и других ведомств РФ, а также республик, краёв, областей, районов, городов.

Осуществляют в пределах своей компетенции:

  • тушение пожаров

  • осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС

  • предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий

  • организацию и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

  • ограничение негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления;

  • обеспечение безопасности работ по уничтожению химического оружия, работ по уничтожению или конверсии объектов по производству, разработке и уничтожению химического оружия, а также организацию работ по ликвидации последствий деятельности этих объектов;

  • авиационно-космический поиск и спасание;

  • обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;

  • обеспечение транспортной безопасности;

  • организацию и проведение работ по предупреждению и

  • ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;

  • осуществление аварийно-спасательных работ по оказанию помощи судам и объектам, терпящим бедствие на море;

  • обеспечение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота, а также проведение аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства;

  • обеспечение общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях;

  • осуществление мероприятий по предупреждению (ликвидации) последствий дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

  • осуществление мероприятий по ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунальльного хозяйства, сетей электросвязи;

  • защиту населения от инфекционных и паразитарных болезней, в том числе общих для человека и животных;

  • предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а такжe растений (сорняков) карантинного значения;

  • обеспечение общественного питания, бытового обслуживания и социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций ;

  • осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий радиационных аварий.