Файл: Объект исследования зао Хлеб.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
На сегодняшний день показателем успеха любого предприятия является лидирующие позиции на рынке и наличие положительных финансовых результатов его деятельности.

Наличие разнообразия продуктов, предлагаемых сегодня на рынке товаров и услуг, предоставляет покупателю возможность широкого выбора, что представляет собой разнообразный их ассортимент.

Актуальность данной курсовой работы в том, что одним из важных условий успешной деятельности предприятия на сегодняшний день является умение грамотно планировать ассортимент товара, которое предусматривает создание конкурентных преимуществ продукции предприятия, выявление возможностей вывода на рынок новых продуктов, а также управление жизненным циклом такого продукта. Планирование ассортимента товара помогает оптимизировать многие аспекты деятельности предприятия, такие как производство, его организацию и планирование, продажи, сбыт, повысить экономию и эффективность затрат, оптимизировать технологию продаж и закупок. Учитывая вышеизложенное, все большую значимость приобретают модели и методы экономического анализа, которые призваны решать проблемы бизнеса и предпринимательства, в частности методы планирования ассортимента товара.

Вопросам планирования ассортимента товара посвящено много трудов таких зарубежных ученных, как М.Бейкер, Д. Моррисон, Райс Эл, Траут Дж., Манн И., Гембл П., Стоун М., Вудкок Н., Андерсон К., Керр К.

В современной литературе вопросы планирования ассортимента товара представлены в трудах таких отечественных ученых, как Алешина И. В., Андреева О. Д., Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х., Завгородняя А. В., Ямпольская Д. О.

Таким образом, актуальность обсуждаемых вопросов делает их значимыми и важными, а также определяет круг вопросов, которые необходимо прояснить.

Объект исследования - ЗАО «Хлеб».

Предмет исследования - планирование ассортимента на предприятии.

Информационную базу данной работы составляют материалы периодических изданий, учебников, а также статистической отчетности предприятия ЗАО «Хлеб», с помощью которых были рассмотрены понятия «ассортимент», «планирование ассортимента», принципы, задачи и методы планирования ассортимента товара на предприятии.

Цель работы: изучение процесса планирования ассортимента.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятия «ассортимент», «планирование ассортимента»;


- ознакомиться с основными этапами и принципами планирования ассортимента;

- изучить основные методы планирования ассортимента товара;

- дать краткую характеристику предприятию ЗАО «Хлеб»;

- проанализироать выполнение плана по ассортименту на ЗАО «Хлеб».

В процессе работы использовались общенаучные методы системного анализа и анализа статистических данных.
Глава 1. Теоретические основы планирования ассортимента
.1 Понятие ассортимента, его виды
Ассортиментная политика любого предприятия является необходимым условием успешного функционирования этого предприятия на рынке, поскольку планирование и широкий ассортимнт продукции позволяют предприятию получать большую прибыль.

Товар - имеющая потребительскую стоимость продукция, производимая для продажи или обмена.

Под ассортиментом товара подразумевается потребительская продукция, объединенная по определенным видам, разновидностям и признакам.

Группировочные признаки товаров приведены на рис.1.1.


Рис. 1.1.1 Группировочные признаки товаров

Товарный ассортимент (номенклатура) представляет собой общую совокупность всех изделий, производимых предприятием.

Классификационно ассортимент товара подразделяется, как представлено на рис. 1.1.2.


Рис. 1.1.2 Классификация ассортимента товара
В буквальном смысле ассортимент товара представляет собой подбор товара по определенным признакам и свойствам и видам (рис.1.1. 3).



Рис. 1.1.3 Виды ассортимента
В зависимости от местонахождения, ассортимент товаров поразделяется на следующие, которые представлены в табл. 1.1.1.

Таблица 1.1.1


В зависимости от степени удовлетворения потребителей и характера их потребностей, ассортимент подразделяется на такие виды, которые представлены в табл.1.1 2.
Таблица 1.1.2


В основу хозяйственной деятельности предприятия положен процесс грамотного подбора и выбора номенклатуры производимой и продаваемой продукции, что должна соответствовать не только положению такой деятельности предприятия, но и покупательскому спросу. А также желаниям потребителей.



Главным принципом при формировании асоортимента товара должен выступать учет обеспечения этого ассортимента соответствию характеру спроса населения. Кроме того, формирование ассортимента должно учитывать пожелание покупателей в данном сегменте рынка товаров, поэтому весь предлагаемый ассортимент должен быть достаточно широк и глубок, что может быть определено разнообразной численностью ассортиментных групп по каждому наименованию товара.

Глубина ассортимента характеризуется как положительными, так и отрицательными моментами, при этом, глубина ассортимента выполняет ряд важных функций (рис.1.1. 4).


Рис.1.1. 4 Основные функции ассортимента
Несмотря на целый ряд положительных моментов, ассортимент товара может также влиять на:

- увеличение расходов на поддержание запасов;

- модификацию продукции;

- выполнение заказов;

- дифференциацию между двумя схожими ассортиментными позициями.

Таким образом, ассортиментом является определенная совокупность неких видов товара, которые можно разделить на группы в соотвествии с их признаками, где основным принципом выступает формирование номенклатуры товара согласно потребительскому спросу.
1.2 Планирование ассортимента: этапы и задачи
Планирование деятельности, которая направлена на целевой отбор продуктов с целью будущего производства или приведение продукта в соответствие с потребительскими установками, называется планированием ассортимента. При этом, искусство планирования ассортимента продукции заключается в умении руководителя (лица, отвечающего за производство/подажу) воплощать разнообразные возможности в товарах, что будут обладать потребительской ценностью и, в связи с этим, приносить максимальную прибыль предприятию.

Планирование ассортимента продукции призвано исполнять следующие задачи, которые представлены на рис. 1.2.1.



Рис. 1.2.1 Задачи планирования ассортимента
Планирование ассортимента продукции на предприятии проходит целый ряд этапов, что отвечают за своевременность и целосность создания ассортиментного плана (табл.1.2.1).

Таблица 1.2.1

Этапы планирования ассортимента товара



Очень важным является понимание того, что процесс планирования ассортимента товара является постоянным и непрерывным процессом, который сопровождает продукт на протяжении всего его жизненного цикла.

На процесс планирования ассортимента товара влияет целый ряд факторов, которые приведены на рис. 1.2.1.


Рис.1.2.2. Факторы влияния на процесс планирование ассортимента
Одним из главных факторов формирования ассортимента товара на предприятии является цена продукта (единици изделия), которая выступает в роли важного показателя уровня жизни населения.

Кроме того, следует учитывать и влияние других факторов, таких как социально-экономические, демографические, национально-бытовые и природно-климатические и др.

При планировании ассортимента товара следует соблюдать такие основные принципы, котрые приведены на рис.1.2.3.


Рис. 1.2.3 Принципы планирования ассортимента
Таким образом, планирование ассортимента продукции является важной частью общей политики предприятия, которая отвечает за отбор и оценку товара, его анализ и контроль выполения.
.3 Методы планирования ассортимента
С целью получения наилучших результатов в процессе планирования следует использовать методы планирования ассортимента (рис. 1.3.1).


Рис. 1.3.1 Методы планирования ассортимента
Вышеуказанные методы относятся к методам анализа, что предоставляют наиболее рациональный выбор ассортимента при стратегии планирования ассортимента для небольших предприятий, которые ограничеы в средствах и времени.

Самым популярным спеди вышеуказанных методов является метод операционного анализа, ключевым моментом которого является подразделение всех издержек на постоянные и переменные (табл.1.3.1).
Таблица 1.3.1


Таким образом, выручка от реализации (ВР) равна сумме постоянных (Ипост) и переменных (Ипер) издержек, а также прибыли (ЧП):
ВР = Ипер + Ипост + ЧП (1.3.1)
На начальном этапе рассчитывается валовая маржа (ВМ), как сумма выручки от реализации (ВР) за вычетом переменных затрат (Ипер):

ВМ = ВР - Ипер. (1.3.2)
Остаются условно-постоянные затраты и прибыль
, т.е. те величины, которыми можно управлять.

Следующим шагом является удаление еще и постоянных затрат. Равенство прибыли нулю соответствует безубыточности предприятия, которое можно определить как графическим, так и аналитическим способом.

В рамках осуществления операционного анализа существует возможность определить не только порог рентабельности всего предприятия, но и отдельного вида продукции или услуг.

Порог рентабельности получается в результате деления постоянных затрат на значение валовой маржи в % к выручке от реализации.
ПР = (Ипост / ВМ%) * 100% (1.3.3)
Предприятие начинает получать прибыль, когда фактическая выручка превышает пороговую. Чем больше это превышение, тем больше запас финансовой прочности предприятия и больше сумма прибыли. Запас финансовой прочности (ЗФП) - это разность между фактической (или планируемой) выручкой от реализации и порогом рентабельности:
ЗФП = ВР - ПР, (1.3.4)
где ЗФП - положительное число, что свидетельствует о результативности деятельности;

ЗФП - отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.

Также следует отметить важность такого метода, как анализ выполнения плана по ассортименту, который проводится способом наименьшего процента. Такой метод позволяет проанализировать выполнение плана по ассортименту и вовремя выявить фактические отклонения производства (продажи) товаров от запланированных.

При его применении определяется процент выполнения плана только по тем позициям ассортимента, по которым фактическое количество меньше запланированного. Наиболее распространенным способом оценки является исчисление среднего процента. Суть этого способа заключается в том, что в выполнение плана по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана и рассчитываетс с помощью формулы:
Пасс = Vфi/ Vплi (1.3.5)
где Пасс - выполнение плана по ассортименту, %;фi - фактический объем производства товаров i-ого вида в пределах плана, тыс.руб.;плi - плановый объем производства товаров i- ого вида.

Объем производства товаров, выпущенные сверх плана или не предусмотренных планом в расчет выполнения плана не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.

Используя такой подход предприятие может сформировать самый оптимальный ассортимент товара, включая его цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывая ограничения на ресурсы и финансовые возможности при выборе продукции и др.