ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, планирование ассортимента продукции является важным этапом деятельности предприятия, поскольку подразумевает все виды деятельности, отвечающие за отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработку спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями потребителей.
Глава 2. Практические аспекты планирования ассортимента на предприятии ЗАО «Хлеб»
.1 Характеристика предприятия ЗАО «Хлеб»
11 апреля 1928 года пленумом ВКП(б) было принято решение о включении в план строительства на месте бывшего стекольного завода по адресу г. Тверь, Станционное шоссе, 33 первого хлебозавода с революционным названием «За пятилетку!».
Первая продукция - маленькие кирпичики ржаного хлеба и длинные серые булки - была изготовлена зимой 1929 года.
К началу 1953 года была завершена реконструкция хлебозавода и его полное восстановление в довоенных размерах. Но это было уже совершенно иное предприятие, развивающееся на принципиально новой технической основе с широким использованием средств механизации и нового оборудования.
В начале семидесятых годов на прилавки магазинов начали поступать не только ржаной обойный формовой и ржано-пшеничный формовой хлеб, но и столовый, украинский, в 1975 году прибавился вятский и забайкальский. В те же годы по генеральному плану развития города предприятие предполагалось снести. 80-е годы - это второй день рождения хлебозавода. Коллектив, возглавляемый нынешним генеральным директором Н.П. Болговой, отстоял и добился решения вопроса о капитальном ремонте завода. В конце восьмидесятых годов на предприятии произошли большие изменения, а именно: введен в эксплуатацию новый склад бестарного хранения муки, идёт реконструкция завода, компьютеризация рабочих мест, а также расширяется территория, ведётся большое строительство, развивается и модернизируется производство.
ЗАО «Хлеб» сегодня - это компактное, экономичное производство на основе прогрессивных технологий с современным технологическим оборудованием отечественного и зарубежного производства, что позволяет выпускать высококачественную продукцию, ассортимент которой сейчас составляет более 200 наименований.
В рыночных условиях коллектив ЗАО «Хлеб» пытается обеспечить производство высококачественной продукции и ее реализацию в условиях конкуренции. С этой целью проводится постоянная работа над ассортиментом продукции и разработкой новых видов изделий.
Сегодня ЗАО «Хлеб» - признанный лидер хлебобулочной отрасли Верхневолжья.
Организационная структура ЗАО «Хлеб» является линейно-функциональной и представлена на рисунке 2.1.1.
Рис. 2.1.1 - Организационная структура ЗАО «Хлеб»
ЗАО «Хлеб» занимает достаточно высокий уровень в производстве всех видов продукции и является самым большим производителем кондитерских изделий, тортов и пирожных Верхневолжья.
Так в 2013 году удельный вес ЗАО «Хлеб» в общем выпуске кондитерских изделий составлял 24%, а по региону - 25,1%; в общем выпуске тортов - 42,9%, по региону - 45,3%; в общем выпуске пирожных -57,6%, по региону -71,1%. (рис .2.1.2).
Рис. 2.1.2 Структура кондитерских изделий ЗАО «Хлеб»
Что касается объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий, то ЗАО «Хлеб» достиг желаемых результатов: так в 2013 году объем его производства был наибольшим среди других хлебозаводов Тверской и Московской областей.
По выпуску булочных и сдобных изделий ЗАО «Хлеб» находится на первом месте, его удельный вес в общем объеме производства булочных и сдобных изделий составил по хлебобулочным видам - 74,3%, по кондитерским - 67,3% , что на 9,4% и 11,2% соответственно больше, чем в 2012 году (рис. 2.1.3).
Рис. 2.1.3 Динамика производства булочных и сдобных изделий ЗАО «Хлеб» в 2012-2013 гг.
С помощью сплоченной работы отдела маркетинга, ЗАО «Хлеб» в 2013 году смогло достигнуть высоких показателей финансовых результатов деятельности (рис. 12).
Рис. 2.1.4 Динамика финансовых результатов деятельности ЗАО «Хлеб»
2.2 Планирование ассортимента продукции на ЗАО «Хлеб»
Планирование ассортимента продукции на ЗАО «Хлеб» проходит в три этапа:
- сбор информации относительно продукции предприятия;
- анализ затрат предприятия на производство продукции;
- анализ выполнения плана по ассортименту продукции.
Первый этап начинается с изучения потребительского спроса на продукцию предприятия. С этой целью маркетинговый отдел предприятия использует материалы и данные различного учета:
- выборочный учет движения товаров по ассортименту;
- учет остатков продукции по номенклатуре;
- учет продаж продукции;
- социологические опросы потребителей, с целью получения информации, которая необходима для выявления типологии потребителей и построения модели поведения предприятия на рынке.
Следует отметить, что социологические опросы отдел маркетинга ЗАО «Хлеб» проводит методом анкетирования (анкеты раздаются респондентам-покупателям в фирменных магазинах и передвижных точках).
Полный ассортимент продукции ЗАО «Хлеб» представлен в фирменной сети ООО «ТД „Хлеб“, состоящей из семи фирменных магазинов, кафе „Кондитерская на Станционной“, ресторана „Тверской“, а также в передвижных торговых точках, расположенных во всех районах города.
Всю необходимую информацию отдел маркетинга получает из данных бухгалтерского и оперативного учета.
На основании учтенной информации и полученных результатов исследования, отдел маркетинга устанавливает основные потребительские предпочтения или пожелания касательно продукции ЗАО «Хлеб».
Второй этап представляет собой анализ затрат предприятия на производство продукции, который проведится методом операционного рычага.
На предприятии ЗАО «Хлеб» производится 5 видов продукции:
) Хлебобулочные изделия;
) Торты и пирожные;
) Кондитерские изделия;
) Печенье;
) Прочие изделия.
Расходы предприятия представлены в таблице 5.
Таблица 2.2.1
Структура затрат ЗАО «Хлеб»
Исходя из данных табл. 2.2.1, рассчитаем валовую маржу:
ВМ = 14037,4 - 9132,7 = 4904,7 млн. руб.
На следующем этапе рассчитаем порог рентабельности, который получается в результате деления постоянных затратах на значение валовой маржи в % к выручке от реализации. При этом % валовой маржи составит:
(14037,4 - 9132,7)/14037,4 * 100 = 34,94%
Порог рентабельности составит:
(2747,5/34,94)*100 = 7863,4 млн. руб.
При таких условиях запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия ЗАО «Хлеб» составляет:
ЗФП = 14037,4 - 7863,4 = 6174,0 млн. руб.
Все произведенные расчеты представим в виде табл. 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Элементы операционного рычага
Таким образом, положительное число ЗФП свидетельствует о высокой результативности деятельности предприятия и нахождении его в зоне прибыли.
На третьем этапе производится анализ выполнения плана по ассортименту продукции предприятия с помощью метода наименьшего процента.
На предприятии ЗАО «Хлеб» производится 5
видов продукции, которые представлены следующей номенклатурой:
) Хлебобулочные изделия
• Линия «Здоровое питание»
• Хлеб ржано-пшеничный
• Элитные сорта хлеба
• Батонная группа
• Мелкоштучные и сдобные изделия
• Пироги с натуральными начинками
) Торты и пирожные
• Пирожные
• Бисквитные торты
• Песочные торты
• Медовые торты
• Комбинированные торты
• Торты-суфле
• Постные торты
• Воздушные торты
• Торты на заказ
) Кондитерские изделия
• Кексы
• Рулеты
• Куличи
) Печенье
• Сахарное печенье
• Овсяное печенье
• Сдобное печенье
) Прочие изделия
• Полуфабрикаты
• Сухари
• Баранки, сушки, крекер
• Пряники
• Вафли
• Пироги
• Лапша
• Консервированная продукция.
Рассмотрим выполение плана по каждому виду ассортимента.
Выполнение плана по ассортименту хлебобулочных изделий представлено в табл.7.
Таблица 2.2.3
Выполнение плана по ассортименту хлебобулочных изделий ЗАО «Хлеб» в 2013 году
Оценка по методу наименьшего процента для хлебобулочных изделий составляет:
Пасс = 5839 / 5833 * 100 = 100,1 %,
по методу среднего процента:
Пасс = 592661 / 592661 *100 = 100%.
План по ассортименту хлебобулочных изделий ЗАО «Хлеб» в 2012 году выполнен на 100 %.
Выполнение плана по ассортименту тортов и пирожных представлено в табл.8
Таблица 2.2.4
Выполнение плана по ассортименту тортов и пирожных ЗАО «Хлеб» в 2013 году
Оценка по методу наименьшего процента для тортов и пирожных составляет:
Пасс = 189402 / 189652 * 100 = 99,8 %,
по методу среднего процента:
Пасс = 1035183 / 1035433 *100 = 99,97%.
Учитывая незначительное отклонение выполнения плана по ассортименту тортов и пирожных ЗАО «Хлеб» в 2013 году, план можно считать выполненым.
Выполнение плана по ассортименту кондитерских изделий и печенья представлено в табл.9
Таблица 2.2.5
Выполнение плана по ассортименту кондитерских изделий и печенья ЗАО «Хлеб» в 2013 году
Оценка по методу наименьшего процента для кондитерских изделий и печенья составляет:
Пасс = 221223 / 231245 * 100 = 95,66 %,
по методу среднего процента:
Пасс = 2333442 / 2343464 *100 = 99,57%.
План по ассортименту кондитерских изделий и печенья ЗАО «Хлеб» в 2013 году выполнен, несмотря на незначительное отклонение от плана.
Выполнение плана по ассортименту прочих изделий представлено в табл.2.2.6.
Таблица 2.2.6
Выполнение плана по ассортименту прочих изделий ЗАО «Хлеб»
планирование ассортимент продукция хлебобулочный
Оценка по методу наименьшего процента для прочих изделий ЗАО «Хлеб» составляет:
по методу среднего процента:
Пасс = 3482051 / 3482051 *100 = 100%.
План по ассортименту прочих изделий ЗАО «Хлеб» в 2013 году выполнен.
Таким образом, осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие ЗАО «Хлеб» уделяет особое внимание процессу планирования, в частности планированию ассортимента продукции, который заключается в проведении исследований потребительских предпочтений, анализе затрат на производство продукции и выполнения плана по ассортименту.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенстованию планирования ассортимента продукции
Хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. Эти товары являются стратегическими, так как играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной независимости и безопасности страны.
На исследуемом предприятии планированию ассортимента уделяется достаточное внимание и можно делать вывод о высокой результативности деятельности предприятия и нахождении его в зоне прибыли, поэтому ЗАО «Челны-хлеб» следовало бы расширить ассортимент выпускаемой продукции или более усовершенстовать выпуск хлебобулочных изделий. Как известно большинство продуктов питания, в том числе и хлеб, портятся в результате воздействия на них воздуха, значит можно уменьшить скорость порчи хлеба, поместив его в вакуумную упаковку. Я бы предложила усоверешенстовать выпуск белого хлеба, т. к. он меньше хранится, чем ржаной и есть смысл увеличивать его срок хранения. С этой упаковкой, я надеюсь, реально продержать лидирующее монопольное положение на рынке около 2-2,5 лет, и, когда у конкурентов появятся коробки с более длительным сроком использования, необходимо будет претворять в жизнь какие-либо новые мероприятия по привлечению потребителей.
У меня есть следующие предложения:
При отправке в торговую сеть каждая партия хлеба сопровождается документом, в котором указываются дата и время выхода изделий из печи и соответствие изделий требованиям стандарта. Для снижения усушки хлеб, еще на помещенный в коробку,