Файл: Курс Мои профессиональные намеренияПрофессиональное самоопределение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Курс
«Мои профессиональные
намерения»
Профессиональное самоопределение
старшеклассников

Цель профориентационной
деятельности:

актуализировать профессиональное
самоопределение учащихся специальной
организацией их деятельности,
включающей

получение знаний о себе,

о мире профессионального труда,

и их соотнесение в процессе профессиональных
проб.

Задачи:

повысить уровень психологической
компетентности учащихся, вооружив их
соответствующими знаниями и
умениями, расширив границы
самовосприятия, пробудив потребность
в самоусовершенствовании;

сформировать положительное
отношение к самому себе,
осознание своей индивидуальности,
уверенность в своих силах
применительно к реализации себя в
будущей профессиональной карьере.

Найти свою дорогу,
узнать своё место – в
этом всё для человека,
это для него значит
сделаться самим собой.
В.Г.Белинский

План презентации:
1.
Сущность профессионального самоопределения.
2.
Психологическая классификация профессий.
3.
Специфика профориентационной помощи старшеклассникам.
4.
Методики по диагностике профессиональной направленности.
5.
Составление творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

1.Сущность
профессионального
самоопределения

Профессиональное самоопределение
это процесс формирования
отношения личности к себе как к
субъекту будущей
профессиональной деятельности,
что в перспективе поможет
человеку адаптироваться в
условиях рыночной экономики

Понятие самоопределение соотносится с
такими модными понятиями, как
самоактуализация, самореализация,
самоосуществление.

А.Маслоу считает, что самоактуализация
проявляет себя «через увлечённость значимой
работой»

К.Ясперс связывает самореализацию с
«делом», которое делает человека.

С.Кон говорит, что самореализация проявляется
через труд, работу, общение.

П.Г.Щедровицкий отмечает, что «смысл
самоопределения» - в способности человека
строить самого себя, свою индивидуальную
историю, в умении постоянно
переосмысливать собственную сущность».


Что необходимо учащемуся для
выбора профессии?

Для выбора профессии учащемуся
необходимо ясное представление

о самом себе,

своих способностях, темпераменте,

умениях,

интересах,

притязаниях,

ограничениях и их причинах,

преимуществах, возможностях и
перспективах в различных
профессиональных сферах.

Профессиональное самоопределение
личности

Профессиональное самоопределение -
самостоятельное определение выбора
профессии, построение профессионального
плана и его реализация.

«Способность сделать профессиональный
выбор с учётом собственных ресурсов и
имеющейся информации; стремление к
получению новой информации и
планированию профессиональной карьеры; с
учётом зрелости интересов, реализма
предпочтений и в соответствии со
способностями – это есть профессиональная
зрелость»

2.Психологическая классификация
профессий

В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий, многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.

Особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными. Да и сам человек в течение жизни, изменяясь, может проявить желание сменить профессию или квалификацию.

Таким образом, человеку в течение жизни придётся переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием.

Для различения и «примеривания» каждым человеком
разных профессий используется четыръёхярусная
обзорная классификация по признакам, предметам, целям,
средствам и условиям труда.

Формула прфессии
Группы
По условиям труда.
БОНМ
Где работать?
Бытовые,
на Открытом воздухе,
Необычные,
Моральная ответственность
Отделы
По орудиям и
средствам труда.
РМАФ
Чем работать?
Ручной,
Механизированный,
Автоматизированный,
Функциональный труд.
Классы
По целям.
ГПИ
Что делать?
Гностические,
Преобразующие,
Изыскательные
Типы
По предмету труда.
ПТЧЗХ
С чем работать?
Природа,
Техника,
Человек,
Знак,
Художественный образ.


Три шага планирования
профессионального будущего
1.
Самонаблюдение.
2.
Сбор и оценка
информации.
3.
Принятие решения и
планирование достижения
цели.

Самонаблюдение

Обнаруживаем внутри себя
истинные причины своих
профессиональных
устремлений и
соответствующим образом
их оцениваем правильно
сформулировав свои
желания – «Я высказывания»:
«Я собираюсь..»,
«Я вижу свою
профессиональную цель в
том, чтобы…»,
«Я могу достичь успеха в…»,
«Я убеждён, что хочу…»,
«У меня есть то, что требуется
для…»,
«Мне хорошо быть…»,
«Я мечтаю…»,
«Мой успех связан…»

Сформулировав «Я
высказывания», вы можете
ответить себе на три
вопроса:
1.
Связаны ли мои желания с
предполагаемыми местами
работы или учёбы?
2.
Существуют ли иные
возможности
профессиональной карьеры,
иные места работы или
учёбы, которые
соответствуют моим
желаниям?
3.
Достаточно ли хорошо я
осведомлён о том, как будут
удовлетворяться мои
потребности в тех местах
работы или учёбы, которые я
предварительно выбрал?

Сбор и оценка информации.

О профессиях и содержании труда

О возможностях трудоустройства

О перспективах

Об обучении

О предприятиях

Основные источники информации:
1.
Средства массовой
информации;
2.
Книги и справочники о
профессиях и местах
учёбы;
3.
Организации и фирмы,
занимающиеся подбором
кадров и профориентацией;
4.
Личные контакты с
компетентными людьми;
5.
Интернет – ресурсы.

Принятие решения и планирование
достижения цели.

Определите цель.

Определите средства

Выработайте варианты

Оцените возможность неудачи каждого из вариантов

Примите решение

Обсудите его с авторитетным для Вас человеком

Примите окончательное решение

Десять шагов к цели:
1.
Назовите основные этапы
достижения цели.
2.
Определите какое время займёт
каждый этап.
3.
Какие конкретные шаги необходимы?
4.
Какая необходима дополнительная
подготовка?
5.
Сколько времени она займёт?
6.
Определите срок , когда Вы начнёте
действовать?
7.
Что Вы сделаете в первую очередь?
8.
На что Вы рассчитываете?
9.
Что вам нужно для эффективных
действий: информация, личная
встреча, помощь других людей,
уверенность в себе, время,
документы и фотографии, деньги,
«внешний толчок», знание законов,
соответствующий внешний вид, что-
то другое?
10.
Решите, что Вы будете делать
дальше: в случае успеха, в случае
неуспеха.


Формула выбора профессии
«Хочу»
Личные цели и ценности
(профессиональные интересы и
склонности)
«Могу»
Проблема человеческих возможностей
(физиологических, психических)
«Надо»
Потребности рынка труда
(пути и средства достижения цели)

Типичные ошибки при
выборе профессии
1.Незнание мира профессий
2.Незнание себя
3.Незнание правил выбора
профессии

Незнание мира профессий
1.
Практически все профессии непрерывно
меняют свой прежний облик, нередко за старым
названием скрывается совершенно новый
характер труда.
2.
Предубеждение в отношении престижности
профессии, ориентация сразу на профессии
высшей квалификации (менеджер, дипломат,
переводчик).
3.
Увлечение только внешней стороной
профессии (например человек хочет стать
юристом, потому что смотрит детективы).

Незнание себя
Неумение разобраться в себе, в
своих действительных
склонностях, неадекватная
оценка своих способностей;
Недооценка своих физических
возможностей, состояния своего
здоровья при выборе профессии;
Неумение соотнести свои
способности с требованиями
профессии.

Незнание правил выбора
профессии
1.
Отождествление учебного предмета с
профессией («Увлекаюсь географией –
стану геологом»);
2.
Перенос отношения к человеку на
профессию («Буду, как мама -
бухгалтером»);
3.
Выбор профессии за «компанию» -
неосознанная боязнь расстаться с
привычным окружением.

Создаём чёткий образ привлекающей
нас профессиональной сферы или
профессии

Отвечаем на следующие вопросы:
1.
На какой уровень образования я могу рассчитывать
(высшее, среднее, специальное, курсы или что-то ещё),
учитывая свою школьную успеваемость и
интеллектуальные возможности?
2.
Каким должно быть содержание профессии, чтобы было
интересно мне работать?
3.
Какое материальное вознаграждение я хочу получить за
свой труд – реальный минимум заработной платы?
4.
Какой образ жизни я хочу вести: напряжённый, когда
приходится уделять работе не только рабочее время, -
или свободный, позволяющий много времени отдавать
семье, друзьям и любимому делу.


3.Специфика
профориентационной помощи
старшеклассникам
Образовательно
-
возрастная
группа
Типичные ожидания клиента
Помощь профконсультанта
(основные акценты)
Учащиеся 8-9
классов
Проблема: куда пойти после 9-го класса?
Более конкректный интерес к
профессиям.
Появляется интерес к
профессиональным учебным
заведениям.
Выбор подготовительных курсов.
Интерес к профпригодности («К какой
професии подхожу?»)
Профкосультационная помощь
в выборе курсов и профиля
учебного заведения.
Помощь в самопознании.
Акцент на ценностно-
смысловых сторонах
профессионального труда.
Знакомство с особенностями
профессий и учебных
заведений
Учащиеся 10-11
классов
Выбор профессии.
Выбор учебного заведения.
Выбор подготовительных курсов.
Интерес к ценностно-смысловым и
нравственным аспектам будущей
трудовой деятельности.
Главное: стремление к более
конкретному выбору.
Основной акцент - на
ценностно-смысловой стороне
самоопределения (дискуссии,
обсуждение разных позиций).
Профориентационная помощь
конкретная.
Индивидуальный подход.
Проигрывание различных
вариантов выбора

4.Методики по диагностике
профессиональной направленности
учащихся
1.
Карта интересов.
2.
ДДО-20 Е.А.Климова «Я предпочту».
3.
Профессиональный тип личности.
4.
Опросник Леонгарда-Шмишека для
определения акцентуации.
5.
Опросник Айзенка для определения
темперамента
6.
Опросник Г Казанцевой для определения
самооценки.

Карта интересов

Методика, предложенная Е.А.Голомштоком,направлена на диагностику
профессиональных интересов школьника и широко используетсяв практике
профориентационной работы на протяжении многих лет.

Вопросник состоит из 90 вопросов.

Методика позволяет определиться с выбором 15 сфер деятельности: физика,
математика, автодело, компьютер и оргтехника, химия, биология, медицина,
география и экология, история, филология и журналистика, искусство,
педагогика, труд в сфере обслуживания, военное дело и МЧС, право.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, которые
содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них
окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то
следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них,
которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов.

При оценке направленности интересов учитываются сферы как с
наибольшим количеством положительных ответов, так и сферы с
наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом.

Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая
степень отрицания – от -12 до- 6, интерес отрицается – от -5 до -1, интерес
выражен слабо от +1 до +4, выраженный интерес – с +5 до +7, ярко
выраженный интерес от +8 до +12.