Файл: Интеграция экологического образования в курсе информатики дергачева Наталья Алексеевна, учитель информатики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Дергачева Наталья Алексеевна, учитель информатики
Филиал МОУ ВМР
«Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Сенной
Вольского района Саратовской области" - ООШ с. Ключи
электронная почта: pavlinova1991@mail.ru
В данной статье рассматриваются вопросы экологического воспитания обучающихся на уроках информатики.
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а так же воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, а главное формирование эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание школьников.[1,с.29]
В этих условиях становится очевидной необходимость воспитания поколения высоконравственных и образованных людей, способных решать сложные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды. Необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения.[2]
Экологическое образование включает в себя организацию учебной деятельности, предполагающую формирование знаний об окружающей среде, через природу, внутри природы, для природы.
Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающие ответственное отношение человека к окружающей среде.
Главная задача экологического образования и воспитания школьников – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. [2]
В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки информатики. Так как этот предмет дает возможность эффективно применять современные технологии для целей воспитания, в том числе и для воспитания экологической культуры. Современные интерактивные, информационно коммуникационные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения.
На уроках информатики при изучении темы «Деловая графика» можно решить задачи экологического воспитания.
Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. Табличные процессоры дают возможность получать самые различные формы диаграмм и графиков. [3,с.118]
На уроке информатики ребята выполняли практическую работу для ознакомления, по каким адресам больше всего несанкционированное размещение отходов в Саратовской области города Вольск. Для этого используем геоинформационную систему (ГИС) «Экологическая карта Саратовской области». Для этого:
- открываем «Экологическую карту Саратовкой области»;
-оптимизируем масштаб карты так, чтобы просматривались границы нашего района;
-устанавливаем флажок на «Несанкционированное размещение отходов»;
- в электронную таблицу вводим информацию: «Адрес», «НРО №», «Площадь, м2», Объем, м3»;
-по введенным данным построим гистограмму;
-делаем вывод по диаграмме.
Вывод. Ежегодно сотни квадратных метров на территории Саратовкой области превращаются в свалки. Огромные траты уходят на обнаружение, ликвидацию и отчетность о проделанной работе. [4,с.69]
Продолжая работу по «Экологической карте Саратовской области» выполняем следующую практическую работу.
-
устанавливаем флажок на «Особо охраняемые природные территории»; -
в электронную таблицу вводим информацию: «Название», «Площадь, га», -
заполняем информацией ячейки, -
вычисляем суммарную площадь охраняемых территорий нашего города, -
определить размеры территории всего города (информацию находим в электронных справочниках), -
вычисляем, какую часть всей площади составляют охраняемые территории Вольска, -
по введенным данным построим круговую диаграмму, -
делаем выводы по диаграмме.
Вывод. Официально особо охраняемыми природными территориями признана ничтожно малая часть окружающего мира. Поэтому наша задача – взять защиту природы в свои руки. [4,с.70]
Электронные таблицы могут оказаться полезными и для научных целей. С их помощью можно строить компьютерные математические модели, проводить вычислительные эксперименты.
Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. [3,с.127]
Объектами математического моделирования могут быть природные объекты, например, месторождение полезных ископаемых, водохранилище, изменение погодных условий в определенной географической точке, изменение со временем численности определенных популяций.
Таким образом, экологическое воспитание учащихся на уроках информатики многообразно. Наша задача состоит в том, чтобы помочь нашим ученикам овладеть экологическими знаниями и научить их жить в гармонии с собой и окружающей природой.
Литература
-
Дежникова Н. С. и др.Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Уч. пос. – М.: Пед. России, 2009 -
Федосов А.Ю., Рашитова М. Ш. Воспитание экологической культуры в школьном курсе информатики [Электронный ресурс] URL: http://ito.su/main.php?pid=26&fid=6939 -
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика// Учебник для 9 класса/М.. 2019. – с. 118-119, с.127-128 -
Давлетова И. «Деловая графика»//журнал «Магариф» №1 2017. С.68-70