Файл: Интеграция экологического образования в курсе информатики дергачева Наталья Алексеевна, учитель информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Дергачева Наталья Алексеевна, учитель информатики

Филиал МОУ ВМР

«Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Сенной

Вольского района Саратовской области" - ООШ с. Ключи

электронная почта: pavlinova1991@mail.ru
В данной статье рассматриваются вопросы экологического воспитания обучающихся на уроках информатики.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а так же воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, а главное формирование эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание школьников.[1,с.29]

В этих условиях становится очевидной необходимость воспитания поколения высоконравственных и образованных людей, способных решать сложные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды. Необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения.[2]

Экологическое образование включает в себя организацию учебной деятельности, предполагающую формирование знаний об окружающей среде, через природу, внутри природы, для природы.

Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающие ответственное отношение человека к окружающей среде.

Главная задача экологического образования и воспитания школьников – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. [2]

В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки информатики. Так как этот предмет дает возможность эффективно применять современные технологии для целей воспитания, в том числе и для воспитания экологической культуры. Современные интерактивные, информационно коммуникационные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения.


На уроках информатики при изучении темы «Деловая графика» можно решить задачи экологического воспитания.

Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. Табличные процессоры дают возможность получать самые различные формы диаграмм и графиков. [3,с.118]

На уроке информатики ребята выполняли практическую работу для ознакомления, по каким адресам больше всего несанкционированное размещение отходов в Саратовской области города Вольск. Для этого используем геоинформационную систему (ГИС) «Экологическая карта Саратовской области». Для этого:

- открываем «Экологическую карту Саратовкой области»;

-оптимизируем масштаб карты так, чтобы просматривались границы нашего района;

-устанавливаем флажок на «Несанкционированное размещение отходов»;

- в электронную таблицу вводим информацию: «Адрес», «НРО №», «Площадь, м2», Объем, м3»;

-по введенным данным построим гистограмму;

-делаем вывод по диаграмме.

Вывод. Ежегодно сотни квадратных метров на территории Саратовкой области превращаются в свалки. Огромные траты уходят на обнаружение, ликвидацию и отчетность о проделанной работе. [4,с.69]

Продолжая работу по «Экологической карте Саратовской области» выполняем следующую практическую работу.

  1. устанавливаем флажок на «Особо охраняемые природные территории»;

  2. в электронную таблицу вводим информацию: «Название», «Площадь, га»,

  3. заполняем информацией ячейки,

  4. вычисляем суммарную площадь охраняемых территорий нашего города,

  5. определить размеры территории всего города (информацию находим в электронных справочниках),

  6. вычисляем, какую часть всей площади составляют охраняемые территории Вольска,

  7. по введенным данным построим круговую диаграмму,

  8. делаем выводы по диаграмме.

Вывод. Официально особо охраняемыми природными территориями признана ничтожно малая часть окружающего мира. Поэтому наша задача – взять защиту природы в свои руки. [4,с.70]

Электронные таблицы могут оказаться полезными и для научных целей. С их помощью можно строить компьютерные математические модели, проводить вычислительные эксперименты.

Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. [3,с.127]

Объектами математического моделирования могут быть природные объекты, например, месторождение полезных ископаемых, водохранилище, изменение погодных условий в определенной географической точке, изменение со временем численности определенных популяций.

Таким образом, экологическое воспитание учащихся на уроках информатики многообразно. Наша задача состоит в том, чтобы помочь нашим ученикам овладеть экологическими знаниями и научить их жить в гармонии с собой и окружающей природой.
Литература

  1. Дежникова Н. С. и др.Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Уч. пос. – М.: Пед. России, 2009

  2. Федосов А.Ю., Рашитова М. Ш. Воспитание экологической культуры в школьном курсе информатики [Электронный ресурс] URL: http://ito.su/main.php?pid=26&fid=6939

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика// Учебник для 9 класса/М.. 2019. – с. 118-119, с.127-128

  4. Давлетова И. «Деловая графика»//журнал «Магариф» №1 2017. С.68-70