Файл: Преподаватель Бабенко Татьяна Александровна Специальность 11. 02. 15 Инфокоммуникационные сети и системы связи Группа(ы) икс 31 Практическое занятие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«МИРЭА – Российский технологический университет»
РТУ МИРЭА
Колледж приборостроения и информационных технологий
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине (модуля, МДК) ОП.02 Электронная техника
Преподаватель Бабенко Татьяна Александровна
Специальность
11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи
Группа(ы) ИКС 31
Практическое занятие № 21 1 ТЕМА: Исследование JK-триггера
2 ЦЕЛИ РАБОТЫ:
- изучение работы триггеров.
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны уметь:
-
-применять интегральных схем средней степени интеграции; особенности построения устройств на реальной элементной базе
3 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- закончите предложения:
1) Триггер – это …
2) Установочные входы триггера устанавливают …
3) К – вход триггера …
4) По способу записи существуют триггеры …
5) Фронтом сигнала называется …
4 ПОЯСНЕНИЯ К РАБОТЕ
Триггеры относятся к цифровым схемам последовательностного типа, выходное состояние которых в любой момент времени определяется как сигналами на входах триггера, так и его предыдущим состоянием. Триггер является элементарной ячейкой памяти, а также служит основой для построения делителей частоты, счетчиков и регистров.
В каждый конкретный момент времени триггер может находиться только в одном из возможных устойчивых состояний, поддерживаемых за счет действия обратных связей.
Переход устройства из одного состояния в другое осуществляется под действием внешних управляющих сигналов.
Триггер имеет два выхода: прямой Q и инверсный Q .
Число входов зависит от структуры и функций, выполняемых триггером. В зависимости от алгоритма работы триггер может иметь установочные, информационные и управляющие входы. Установочные входы устанавливают состояние триггера независимо от состояния других входов. Входы управления разрешают запись данных, подающихся на информационные входы.
Приняты следующие обозначения входов триггеров:
- S (Set – установка) – вход установки триггера в единичное состояние по прямому выходу
Q;
- R (Reset – сброс)и – вход сброса триггера в нулевое состояние по прямому выходу Q;
- J (Jerk) – является входом установки триггера в единичное состояние;
-K (Kill) – является входом установки триггера в нулевое состояние;
-D (Data, Delay) – информационный вход. На него подается информация, предназначенная для записи в триггер;
-Т (Тoggle) – счетный вход;
-C (Clock) – вход синхронизации.
В зависимости от логической структуры различают триггеры с прямыми и инверсными входами. Триггеры с прямыми входами строятся на логических элементах 2 ИЛИ-НЕ
(активным сигналом является сигнал логической единицы). Триггеры с инверсными входами строятся на логических элементах 2 И- НЕ (активный сигнал – логический ноль).
Тип триггера определяется алгоритмом его работы и способом записи информации.
Примерная классификация представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. – Классификация триггеров
У асинхронных триггеров переключение (запись информации) происходит под действием информационных сигналов. Такие триггеры имеют только информационные входы.
У синхронных триггеров запись информации происходит под действием разрешающих сигналов синхронизации.
Синхронные триггеры со статическим управлением (управление по уровню синхросигнала, level-sensitive) принимают информационные сигналы все время, пока действует импульс синхронизации. Следовательно, за время действия импульса синхронизации переключение триггера может быть многократным.
Синхронные триггеры с динамическим управлением (управление по фронту синхросигнала, edge-sensitive) принимают только те информационные сигналы, которые были на информационных входах к моменту прихода синхронизирующего импульса. Динамический вход изображают на схемах треугольником.
Если вершина треугольника обращена в сторону микросхемы (прямой динамический вход), то триггер срабатывает по фронту входного импульса, если от нее (инверсный динамический вход) – по срезу импульса.
Фронтом сигнала называется переход цифрового сигнала из состояния «ноль» (нижний уровень) в состояние «единица» (верхний уровень) или наоборот.
5 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
5.1 Порядок выполнения работы:
5.1.1 Собрать схему JK-триггера:
Рисунок2
Исследовать работу синхронного JK-триггера в динамическом режиме. При подаче на входы J и K сигналов высокого уровня, а на вход синхронизации импульсов от генератора, триггер будет работать в режиме переключения с частотой в два раза ниже, чем частота
Рисунок 28
генератора. Для визуальной индикации подключить осциллограф к выходам генератора и триггера.
Состояние инверсного выхода Q
−
определить при помощи осциллографа.
Результаты опытов занести в таблицу 27.1
Таблица 27.1
J
K
С
Q
Q
−
0 0
0 1
1 0
1 1
5.1.3 Проверить работу JK-триггера в счетном режиме. Для этого на входы J и K подать сигналы логической «1» с выходных гнезд «Логический уровень», а на вход С-прямоугольные импульсы с частотой 1,6 кГц с выхода «Генератора импульсов». Нарисовать три осциллограммы на одном графике С(t), Q(t) Q
−
(t). Сначала вход осциллографа СН1 подключить к синхронизирующему входу С триггера, а вход СН2- к выходу Q (корпус осциллографа соединить с общей точкой модуля), затем переключить вход осциллографа СН2 к инверсному выходу Q
− триггера. Зарисовать осциллограммы сигналов синхронно друг под другом.
Убедиться, что сигналы Q
и Q
−
противоположны по знаку.
6 СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
6.1 Тема работы.
6.2 Цель работы.
6.3 Ответы на вопросы пункта 3 «Актуализация опорных знаний»
6.4 Схема цепи.
6.5 Таблица опытов.
6.6 Осциллограммы
6.7 Ответы на контрольные вопросы
6.8 Выводы по выполненной работе
6.9 Рефлексия
Отчет оформляется в тетради
7 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
7.1Какие виды логики Вы знаете?
7.2 Какие логические элементы исследуются в данной работе и к какому виду логики они относятся?
7.3 Перечислить основные параметры логических элементов.
8 ЛИТЕРАТУРА
8.1 Д.В.Игумнов, Основы полупроводниковой электроники, М: Горячая линия-Телеком,
2005, 392с.
Рефлексия
«Закончите некоторые из предложений»
1).А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________________
2).Больше всего мне понравилось__________________________________
3).Самым интересным сегодня на уроке было________________________
4).Самым сложным для меня сегодня было__________________________
Состояние инверсного выхода Q
−
определить при помощи осциллографа.
Результаты опытов занести в таблицу 27.1
Таблица 27.1
J
K
С
Q
Q
−
0 0
0 1
1 0
1 1
5.1.3 Проверить работу JK-триггера в счетном режиме. Для этого на входы J и K подать сигналы логической «1» с выходных гнезд «Логический уровень», а на вход С-прямоугольные импульсы с частотой 1,6 кГц с выхода «Генератора импульсов». Нарисовать три осциллограммы на одном графике С(t), Q(t) Q
−
(t). Сначала вход осциллографа СН1 подключить к синхронизирующему входу С триггера, а вход СН2- к выходу Q (корпус осциллографа соединить с общей точкой модуля), затем переключить вход осциллографа СН2 к инверсному выходу Q
− триггера. Зарисовать осциллограммы сигналов синхронно друг под другом.
Убедиться, что сигналы Q
и Q
−
противоположны по знаку.
6 СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
6.1 Тема работы.
6.2 Цель работы.
6.3 Ответы на вопросы пункта 3 «Актуализация опорных знаний»
6.4 Схема цепи.
6.5 Таблица опытов.
6.6 Осциллограммы
6.7 Ответы на контрольные вопросы
6.8 Выводы по выполненной работе
6.9 Рефлексия
Отчет оформляется в тетради
7 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
7.1Какие виды логики Вы знаете?
7.2 Какие логические элементы исследуются в данной работе и к какому виду логики они относятся?
7.3 Перечислить основные параметры логических элементов.
8 ЛИТЕРАТУРА
8.1 Д.В.Игумнов, Основы полупроводниковой электроники, М: Горячая линия-Телеком,
2005, 392с.
Рефлексия
«Закончите некоторые из предложений»
1).А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________________
2).Больше всего мне понравилось__________________________________
3).Самым интересным сегодня на уроке было________________________
4).Самым сложным для меня сегодня было__________________________
5).Сегодня на уроке я почувствовал________________________________
6).Сегодня я понял_______________________________________________
7).Сегодня я научился_____________________________________________
8).Сегодня я задумался_________ ___________________________________
9).Сегодняшний урок показал мне___________________________________
10). На будущее мне надо иметь в виду_______________________________