Файл: Знай свои права. Соблюдай.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







ТЕМА: Знай свои права. Соблюдай.

Не нарушай.

ЦЕЛЬ. Закрепить знания учащихся о правах ребёнка, учить

применять их в жизненных ситуациях;

сформировать представление о правонарушениях,

познакомить с видами правонарушений;

учить высказывать своё мнение;

воспитывать отрицательное отношение к нарушениям

норм морали и прав человека.

МЕТОДЫ: ПРИЁМЫ:

Беседа Активизация жизненного

Метод наглядности опыта

Рассказ Тестирование

Игра

ЛЕКСИКА ДЛЯ УСВОЕНИЯ: правонарушение, проступок,

преступление, Декларация, Конвенция,

неприкосновенность.

ОБОРУДОВАНИЕ. Плакаты – части «карты» для поиска клада.

ТИП УРОКА: изучение нового материала.
Ход урока.
1.Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы кладоискатели.

Нам не просто клад найти,

Испытанья ждут в пути.

Чтоб подсказки все собрать,

Нужно дружно отвечать!

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без сияющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

(М.Знобищева)

2. Мотивация учебной деятельности.

Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:

* Что люди могут делать и что не могут?

* Что они обязаны делать и что не обязаны?

* На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь казалась монотонна и скучна. И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой; с помощью различных религий; путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… В конце концов людям удалось разрешить эти проблемы и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека»


( 1959 г.). Если в точности соблюдать всё, что в ней указано, то порядок на земле восстановится. Правда, только в этом случае, если соблюдать… А немного позднее, в 1989 году вышла Конвенция по вопросам прав ребёнка. Сегодня мы не раз будем возвращаться к этим важным законам.
3. Актуализация опорных знаний.

Свои права должны мы знать

И никогда не забывать!

(После ответов детей вывешивается первая часть «карты», на которой написаны права детей.)

- О каких правах ребёнка говорится в Конвенции?

(Ответы детей.)

* Право на жизнь.

* Право на охрану здоровья.

* Право на любовь и заботу.

* Право на образование.

* Право на свободное высказывание своей мысли, вероисповедание, совести.

* Право на полноценное питание и чистую воду.

* Право на защиту от эксплуатации детского труда.

* Право на отдых и развлечения.

* Право на защиту от насильства, неприкосновенность личности.

* Особая забота о детях – инвалидах.
Игра «Свободный микрофон».

- Какие бы ещё права вам бы хотелось, чтобы внесли в Конвенцию по вопросам прав ребёнка?

(Ответы детей.)
4. Сообщение темы и задач мероприятия.

Сегодня мы с вами поговорим о нарушении прав ребёнка и о правонарушениях, которые происходят среди ваших сверстников.
5. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1) Беседа о нарушениях прав ребёнка.

Мир сказок всем задаст вопрос,

Поверьте, будет он не прост.

(После ответов детей вывешивается вторая часть «карты», на которой написана пословица:

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!)

- О каких нарушениях прав говорится в данных сказках?

( Работа по иллюстрациям к сказкам: Ш.Перро «Золушка», А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Ш.Перро «Красная Шапочка», русская народная сказка «Гуси – лебеди», Г.Х. Андерсен « Снежная королева».)
Викторина по сказкам:

* Вспомните сказки, в которых было нарушено право человека на жизнь и личную неприкосновенность. (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.).

* Какие литературные герои могут пожаловаться, что было нарушено их право на неприкосновенность жилища?

(Л.Н. Толстой «Маша и три медведя», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», Андерсен «Дюймовочка», русские народные сказки: «Ледяная избушка», «Теремок».)
*Герои каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? (В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Бременские музыканты», русская народная сказка: «Колобок».)
* В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом? (А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Джанни Родари «Приключения Чипиллино», Г.Х. Андерсен «Снежная королева».)

* В каких сказках нарушено право на отдых и досуг, была эксплуатация труда детей? (Ш.Перро «Золушка», С.Я.Маршак «12 месяцев».)

- Кого призывать на помощь, если по отношению к вам происходит нарушение прав?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2) Знакомство с понятием «Правонарушение».

Одно из сложных без сомнения

Задание – правонарушение.

Что плохо и что хорошо ?

Должны мы постараться –

Во всём, ребята, разобраться!
(После ответов детей вывешивается третья часть «карты», на которой написано определение понятия «Правонарушение».)
Рассказ учителя с элементами беседы.

- Как вы думаете, как появилось слово «Правонарушение»?

Слово «Правонарушение» состоит из двух слов – право и нарушение.

Правонарушение – антиобщественный поступок, причиняющий вред обществу и другим людям.

- Какие правонарушения чаще всего происходят среди ваших сверстников?

(Ответы детей.)

*Нарушение прав неприкосновенности личности. (Дерутся, обзываются.)

- Что можно посоветовать тем детям, которые выясняют отношения при помощи кулаков?

*Нарушение прав неприкосновенности собственности. (Берут без разрешения, воруют.)

- Что можно посоветовать тем детям, которым трудно удержаться, чтобы не взять чужие вещи?

*Подслушивают, подсматривают в чужие дневники, тетради.

*Нарушают дисциплину в школе.

*Нарушают правила дорожного движения.

- Как вы думаете, все эти правонарушения можно назвать проступками или преступлением?

- Чем проступок отличается от преступления?

- Можно ли сказать, что проступок – младший брат преступления?

- Как вы понимаете пословицу: «От проступка до преступления – один шаг?»

Разбор ситуаций:

Бывает так, что кто-то из ваших самых лучших друзей предлагает вам совершить некоторые поступки, и вы не знаете, как поступить, например: закурить или взять что – то в магазине, если нет по близости продавцов, если ругают взрослые за плохие оценки – убежать из дома, или подшутить над соседями – позвонить в квартиру и убежать … Согласиться – совершить правонарушение, отказаться – обидится друг и перестанет с вами дружить.


- Какие бы дали советы, как можно выйти из данной ситуации?
6. Закрепление и осмысление знаний учащихся.

1) Игра «Весёлые человечки».

А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Весёлые человечки», но не забывайте о правилах, которые мы разобрали на уроке.

Повернитесь друг к другу, приготовьте правую руку.

Весёлые человечки увидели друг друга, улыбнулись, поздоровались и пошли вместе гулять. Вдруг увидели друг у друга красивую игрушку – забрали скорей!... (?)

Многие дети не захотели забирать, а попросили на время поменяться и поиграть. Вместе было весело, а потом они поссорились и … подрались!... (?)

Я очень рада, что не все дети подрались, а вместе вернулись с прогулки, поблагодарили друг друга за то, что вместе было весело, попрощались и разошлись по домам.

2) Вот теперь, дети, мне нужна ваша честность и откровенность. Мы проведём тестирование. Вам не нужно подписывать ваши листочки, необходимо лишь обвести выбранный ответ.


  1. Взял (украл) бы я красивую ручку у своего одноклассника, если бы знал, что не попадусь?

  2. Если бы у меня была возможность отомстить моим обидчикам при помощи друзей – старшеклассников, сделал бы я это?

  3. Если бы не было машин, побежал бы я через дорогу на красный сигнал светофора?

  4. Если бы у меня появилась возможность застрелить лося, продать мясо и купить то, о чём я так долго мечтал, так, чтобы никто не узнал, сделал ли я это или нет?

  5. Если бы мои друзья предложили мне подшутить над жильцами подъезда – поджечь почтовые ящики или бросить дымовую шашку, сделал бы я это или нет?


3) Работа над пословицей:

Таится в мудростях секрет

А мы должны найти ответ!

(Вывешивается четвёртая часть «карты», на которой написаны высказывания.)

Есть замечательные слова: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – почнешь судьбу».

- Как вы их понимаете?

Один из самых известных французских писателей ХVII века, философ-просветитель Вольтер сказал:«Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны».

- Как вы понимаете эти слова?

7. Итог урока.

Встань смелее в красный круг,

Оглянись скорей вокруг.

Повернись к доске спиной

И шагай скорей со мной.


7 шагов пройди вперёд,

И направо поворот.

5 шагов ты пройдёшь

И бесценный клад найдёшь!
Очень трудный путь прошли

И сокровища нашли.

(Разворачивается лист – плакат, на котором написаны мудрые советы. Учащиеся хором их читают.)

СПОР УМЕЙ РЕШИТЬ УМОМ,

А НЕ В ДРАКЕ С КУЛАКОМ.

ЗАВИСТЬ, ЗЛОСТЬ – ЭТО БЕДА,

НЕ БУДЬ ГРУБЫМ НИКОГДА.

НЕ ХАМИ, НЕ ОБЗЫВАЙСЯ –

ЛУЧШЕ ЧАЩЕ УЛЫБАЙСЯ.

БРАТЬ ЧУЖОЕ ТЫ НЕ СМЕЙ,

И ПОДСЛУШИВАТЬ У ДВЕРЕЙ.

СУМЕЙ ДРУГУ НЕ ПОДДАТЬСЯ –

ОТ ПРОСТУПКА ОТКАЗАТЬСЯ.

ПРАВИЛ ДОРОЖНЫХ –

ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ НЕСЛОЖНО.

ЕСЛИ ИХ НЕ СОБЛЮДАТЬ –

МОГУТ ЛЮДИ ПОСТРАДАТЬ.

ЕЩЁ ОДИН СОВЕТ ПРОСТОЙ –

ЧИСТ БУДЬ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ!

Проблемная задача:

- Ребята, а являются ли данные советы сокровищем? Выскажите своё мнение.