Файл: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений.
1.1 Понятие содержание и суть процесса принятия управленческих решений.
1.2 Личностные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений.
1.3 Средовые факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений.
В соответствии с подразделением на творческие и формальные всё множество проблем, сопутствующих любому процессу принятия решений, условно делится на два класса: проблемы концептуального характера и проблемы формально-математического и вычислительного характера.
К концептуальным проблемам относятся сложные логические проблемы, которые невозможно решить с применением только формально-математических методов и ЭВМ. Часто эти проблемы уникальны в том смысле, что они решаются впервые и не имеют прототипов в прошлом.
Концептуальные проблемы обычно решаются на уровне руководителей с привлечением группы экспертов, в качестве которых выступают высококвалифицированные специалисты из различных областей науки и практической деятельности. При решении концептуальных проблем наибольший вес имеют не формально-математические методы, а эрудиция, опыт и интуиция людей. К числу концептуальных относятся, в частности, такие проблемы, как анализ и выбор целей, выявление совокупностей показателей, характеризующих следствия принятого решения, выбор из их числа критериев оптимальности, наилучший учет совокупности факторов.
Результаты управленческих решений могут порой перевернуть судьбы миллионов людей, поэтому принятие решений (т. е. выбор из множества альтернативных вариантов) — процесс длительный, трудоемкий и ответственный, требующий огромной подготовительной работы, на которую уходит масса сил и времени. Специалисты утверждают, что "если лицо, принимающее решение, опирается на личный опыт, интуицию или так называемую житейскую мудрость, оно часто принимает ошибочные, неправильные решения".
Принятие решений в менеджменте представляет собой "важный связующий процесс, который осуществляется непрерывно при выполнении каждой функции управления (планировании, организации деятельности, мотивации, контроле)". Принимаемые решения должны основываться на достоверной текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решение, с учетом предвидения его возможных последствий. Рациональное решение базируется на научном подходе, без скидок на ненадежный человеческий фактор.
Процесс принятия управленческого решения представляет собою также совокупность последовательных работ от выяснения сущности проблемы, которая требует принятия управленческого решения, к подробному ознакомлению ответственных лиц и исполнителей решение с содержанием этого решения, его целями и предусмотренными этим решением результатами.
Количество и содержание частей, на которые разделяют весь процесс принятия решения исследователи, устанавливаются соответственно определенным требованиям, касающимся любой части процесса. К таким требованиям целесообразно отнести конкретность результатов осуществления действий, предусмотренных каждым комплексом операций; относительная обособленность этих действий в комплексе всех действий из принятия решения и самостоятельная значимость результатов, полученных в процессе выполнения действий.
Согласно теории принятия решений, этот процесс состоит из нескольких этапов, каждый из которых преследует свои цели и выполняет определённые функции:
- диагностика проблемы или задачи, по которой необходимо принять решение;
- постановка цели принятия решения;
- анализ факторов, влияющих на принятие решения;
- разработка и определение альтернатив;
- оценка альтернатив;
- выбор оптимальной альтернативы;
- принятие решения.
Необходимость в принятии решений возникает при наличии проблем, выступающих как некие противоречия в деятельности организации. Например, анализ отчётности может служить инструментом для обнаружения и диагностики кризисных и позитивных тенденций в деятельности организации. диагностика проблемы подразумевает анализ информации по проблеме и смежным вопросам.
Следующий важный этап после определения проблемы – это постановка цели принятия решения, которая должна быть направлена на достижение более общих, глобальных целей управления. Конечными целями деятельности коммерческой организации являются: удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли, которые понимаются как обеспечение максимальной или требуемой эффективности деятельности. Однако достижение общей цели может потребовать принятие многих решений. Поэтому в соответствии с установленными причинами проблемы глобальные цели управления разделяются на всё более частные путём построения дерева целей и соответствующего дерева решений.
Этап анализа факторов, влияющих на принятие решения, разделяется на две относительно самостоятельные фазы – анализ личностных и ситуационных факторов, каждая из которых допускает использование множества способов анализа: психологический, технический, коммерческий, финансовый, и др., применяемые для обеспечения максимальной эффективности деятельности по решению поставленных перед исследователем задач.
Этап разработки альтернатив проводится для формирования исходного множества вариантов выбора. Как правило, сформулированная цель принятия решения может быть достигнута разными способами, из которых требуется выбрать наилучший или хотя бы достаточно хороший. Поэтому для осуществления самой задачи принятия решения необходимо наличие по меньшей мере двух альтернатив. Для разработки альтернатив используются специальные методы генерирования идей, такие как мозговая атака, синектика, морфологический анализ и другие.
Оценивание альтернатив – это процесс получения оценок всех или наиболее важных атрибутов (показателей эффективности или качества), характеризующих эти альтернативы. Существуют различные типы оценок, которые с успехом используются в анализе: частные и общие, объективные и субъективные, прямые и косвенные, количественные и качественные. Для более детальной оценки может использоваться способ моделирования возможных вариантов развития событий.
Выбор альтернативы осуществляется путём сравнения оценок альтернатив по различным атрибутам с учётом влияния неопределённых факторов и применением для этого методов принятия решений, помогающих обосновывать выбор наилучшего варианта из нескольких возможных.
Этап принятия решения является волевым актом, в котором лицо или группа, принимающая решение, принимает ответственность за выбранное решение и его последствие.
В ряде источников наряду с остальными этапами процесса принятия решения присутствует этап контроля. Контроль результатов обеспечивает достижение поставленной цели. Сущность контроля состоит в измерении реальных результатов и сравнении их с требуемыми значениями эффективности. Как один из способов определения эффективности выступает финансовый анализ, который располагает большим количеством приёмов и методов, применяемых в процессе непрерывного контроля.
Ситуация, однако, осложняется тем, что обеспечение рациональности принятия решений требует переработки таких массивов информации, которые порой превышают возможности решающей системы. Однако на практике задача несколько упрощается: в любом решении не все его элементы, способы и приемы одинаково влияют на его ход и эффективность. Кроме того, при любой сложности процесса можно выделить некоторое конечное число факторов и элементов, максимально определяющих успешность его развития. В этих условиях особенно важным становится этап анализа и учета совокупности факторов, так или иначе виляющих на принятие решения и дальнейшую его реализацию.
1.2 Личностные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений.
Как мы уже говорили, выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Для удобства и эффективности, факторы делятся на личностные и средовые.
Личностные факторы привносит лицо, принимающее решение, или группа лиц. Так, от стиля управления руководителя зачастую зависит и то решение, которое он выберет из равных альтернатив. Исследователи выделяют следующие личностные факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений и их эффективность:
- личностные оценки руководителя;
- поведенческие ограничения;
- культурные различия
Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Второй момент состоит в том, что принятие решения — это психологический процесс. Как утверждают психологи, человеческое поведение не всегда логично. Иногда человеком движет логика, иногда — эмоции и чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Одним из примеров абсолютно нелогичных действий являются интуитивные решения.
Чисто интуитивное решение — это "выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен". Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что называется озарением или шестым чувством, и есть интуитивные решения. Интуитивный подход характеризуется следующими чертами:
- субъект решения держит всю проблему в голове;
- по мере развития проблемы подход к её решению может радикально меняться;
- возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;
- может не соблюдаться последовательность этапов;
- качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего решение.
Интуитивный подход нe даёт хороших результатов, когда опыт менеджера небольшой, a предыдущие ситуации не соответствуют новой. Также на качество интуитивных решений может оказывать влияние недостаточно полное представление o текущей ситуации.
Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что «в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения".
Однако и при рациональном решении проблемы роль личности, принимающей решение, достаточно велика. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса, однако выбор информации и расстановка приоритетов совершаются конкретным человеком, поэтому субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в процессе принятия решения неизбежна.
Основа формирования всех управленческих решений — система ценностей ЛПР (лица, принимающего решение). Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор решения. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, в процессе принятия управленческого решения руководитель может остановиться на выборе альтернативы, обеспечивающей соблюдение социально-этических норм, но требующей больших временных затрат.
В соответствии с концепцией нерациональных решений, на их выбор оказывают влияние не только цели объекта управления, но и собственные интересы ЛПР. Помимо этого оказывается, что и ход, и результаты абсолютно всех этапов разработки и принятия УР в значительной мере зависят от личности того, или тех, кто участвовал в их подготовке. Действительно, руководители по-разному реагируют на существование и серьезность проблемы и диагностируют ее. Это, в частности, зависит от места работы, должности, опыта, личных пристрастий, сложившихся в коллективе отношений. Каждое решение характеризуется определенным уровнем фантазии, творчества, интеллекта и осмотрительности и т.д.
Попробуем проанализировать влияние личности ЛПР на разрабатываемые решения, по этапам процесса их разработки и принятия.
На этапе анализа и постановки проблемы ЛПР обычно опирается на объективные факты, аналитические данные. Но сама формулировка цели решения содержит в себе направление ее решения.
На этапе анализа факторов и ограничений влияние личности очевидно: учитываются не только объективно значимые, но и субъективные факторы. В силу особенностей психологии личности и характера руководители по-разному оценивают значимость проблемы, ограничения и альтернативные варианты. Это может оказать позитивное воздействие, если цели ЛПР не расходятся с целями организации. в противном случае могут быть намеренно проигнорированы важные объективные показатели в пользу личностно значимых выгод.
Разработка и оценка альтернатив также могут носить отпечаток личности ЛПР. Но основным этапом является этап непосредственного принятия решения: с этого момента ЛПР несет ответственность за последствия решения.
Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики, построены на фундаменте чьей-то системы ценностей.