Файл: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений.
1.1 Понятие содержание и суть процесса принятия управленческих решений.
1.2 Личностные факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений.
1.3 Средовые факторы, оказывающие влияние на процесс принятия управленческих решений.
Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. "Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации. В итоге вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности".
Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Решения министерства обороны о разработке исключительно сложного нового оружия зачастую изначально неопределенны. Причина в том, что никто не знает — как будет использовано оружие и произойдет ли это вообще, а также какое оружие может применить противник. Поэтому министерство часто не в состоянии определить, будет ли новое оружие действительно эффективным к тому времени, когда оно поступит в армию, а это может произойти, например, через пять лет. Однако на практике очень немногие управленческие решения приходится принимать в условиях полной неопределенности.
Можно сделать вывод о том, что чем больше факторов внешней среды влияют на принятие решений, тем сложнее найти оптимальный вариант решения и тем выше риск неверного решения.
Фактор времени. Ход времени обычно обусловливает изменения ситуации. Если они значительны, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация и допущения, на которых основаны решения, остаются релевантными и точными. Часто это затруднительно, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Кроме того, здравый смысл подсказывает, что решение следует принимать достаточно быстро для того, чтобы желательное действие сохранило свое значение. Поэтому учет фактора времени иногда заставляет руководителей опираться на суждение или даже интуицию, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ.
Подобным образом следует учитывать вероятность опережения решением своего времени. Многие компании вкладывали миллионы долларов в новые проекты, надеясь опередить конкурентов на рынке, и обнаруживали, что припозднившиеся и решившие подождать оказались в выигрыше.
Информационные ограничения. В начале главы мы рассматривали воздействие личных оценок на информацию, подчеркнув, что информация — это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Информация необходима для рационального решения проблем. Вся располагаемая информация по характеру отражения свойств объекта может быть отнесена к следующим трем видам:
- подсознательная информация — формируется на основе опыта предыдущих поколений, собственного опыта и знаний, полученных в процессе обучения, и т.п. С помощью воображения эта информация преобразуется в более или менее формализованный качественный или количественный результат прогноза. Такой подход используется при экспертном прогнозировании. В результате может быть получен качественный (хуже-лучше; больше-меньше и т.п.) или количественный прогноз, план;
- предметная информация — формируется путем описания процесса или состояния объекта. Предметное описание объекта прогнозирования позволяет получить результат прогноза с использованием формальных методов математической логики и логики предложений. Результат прогнозирования может иметь только качественный характер;
- формальные статистические данные — получают на этапе анализа объекта в процессе разработки управленческого решения. Они позволяют разрабатывать и проверять статистические гипотезы об адекватности прогнозных моделей, которые используют для получения прогнозов. Результатом прогнозирования-планирования на основе этих данных становятся количественные оценки.
Порой, однако, необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т.п.
Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.
Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, самое правильное для руководителя — отложить принятие решения. Здесь, правда, важно оговорить, что время не является критическим фактором и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации. Выгода и издержки по большей части субъективно оцениваются руководителем, что, в особенности, относится к оценке руководителем стоимости собственного времени и ожидаемых в результате принятия решения улучшений.
Также необходимо упомянуть и фактор взаимосвязи решений. Выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. При этом руководитель должен выбирать те решения, которые дают больший выигрыш. "Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на более высокие уровни власти".
На процессы принятия управленческих решений в организации влияют многие факторы, в том числе — внутренняя структура самой организации, ее направленность. Так, в организации, ориентированной на процесс производства, при принятии решения будут в первую очередь учитываться экономические факторы, а в организации, направленной на взаимоотношения, заботу или статусность в решении будут фигурировать социальные факторы.
Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее дорогостоящий аналог. Установка автоматической производственной линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение технологии может позволить фирме использовать неквалифицированных рабочих. В то же время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что рабочие разочаруются, вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучесть кадров и, возможно, снизится производительность.
Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. Необходим учет взаимозависимостей внутриорганизационных переменных и системный подход к процессу принятия решения. Этап анализа факторов, воздействующих на процесс принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша.
3.Кейс
Задача: «Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной "текучкой" начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе.
Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист, Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой "жилки", энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.
Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна приняла внешне спокойно.
Вторая кандидатура, Надежда, сотрудница 30 лет. В этом банке работает 3 года. Имеет высшее экономическое образование. И в этом году получила второе высшее - юридическое. По ее предложению были внедрены новые условия кредитования, что способствовало привлечению новых клиентов.»
4.Заключение
1.Я считаю, что предложение в сложившейся ситуации по вопросу о заместителе отела следует отдать молодой сотруднице Надежде.
2.Сточки зрения оптимизации банковской сферы и эффективности в решении важных проблем отдела в целом, Надежда является более перспективным сотрудником, претендующим на место заместителя начальника отдела. Ввиду не только экономического, но и юридического образования, у Надежды более объемный и разносторонний взгляд на продуктивную работу данного банковского подразделения. Внесенные по ее инициативе предложения уже повлияли на качество работы отдела и привлекли новых клиентов. Также, учитывается быстрый темп роста экономической науки, знания молодого специалиста всегда более актуальны свежи, чем старожилов отдела. Безусловно огромным минусом Надежды является отсутствие опыта и практики для применения этих знаний. Одновременно, Елена Николаевна, имея за плечами багаж опыта и приобретенных навыков, намного превосходит в этом вопросе свою юную конкурентку, также Елена Николаевна достаточно исполнительна. Татьяна Михайловна сама вносит свои опасения, говоря про творческую «жилку», энергичность и настойчивость в достижении поставленных задач. Также, я считаю, что прекрасное отношение Татьяны Михайловны и Елены Николаевны не должны повлиять на выбор, так как на первом месте в любой компании или отделе должны стоять целенаправленность и конечны качественный итог действий данной компании или отдела. Скорее всего отношение подруг испортятся, но это уже должно быть за пределами банковского отдела.
3. Заместителю начальника отдела прежде всего необходимо обладать такими качествами как:
- Системное мышление;
- Способность принимать решения;
- Творческое мышление;
- Коммуникабельность;
- Лидерство.
5.Список литературы
Источник:
http://lib.sale/teoriya-upravleniya-besplatno/113-problema-liderstva.html
https://vc.ru/flood/19417-leader-tricks
https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/149-psixologiya-upravleniya-lichnost-i-gruppa.html
https://studme.org/34147/menedzhment/psihologicheskie_vozdeystviya_kak_sredstva_realizatsii_vliyaniya_lidera