Файл: Контрольная работа по дисциплине психологические основы профессиональной деятельности студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»

в г. Смоленске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Студент ___________________________

Специальность___________________________

зачетной книжки___________________________

Преподаватель___________________________

Смоленск 202__ год

Вариант 1.

1. Специфика предмета психологии как науки.

2. Охарактеризуйте психологические знания в античный период.

3. Какое из перечисленных определений предмета психологии является верным. Ответ обоснуйте.

а) наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм;

б) наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включения в социальные группы;

в) наука о закономерностях развития высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах.

4. Сопоставьте предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие « душа».

5. Структура психологии как науки.
В первом вопросе важно не просто перечислить основные проблемы, рассматриваемые в курсе дисциплины «Психология», но и проанализировать специфичность определения предмета дисциплины. Важно указать, что различные психологические направления выделяют свой предмет исследования. Укажите и обоснуйте предмет психологии.

Во втором вопросе следует указать, что античная философия восприняла от мифологии понятие души, с помощью которого, древние философы пытались выразить главное сущностное начало живой природы, рассматривая душу как причину жизни. Проанализируйте понятие души в трактовке Сократа. Назовите три начала человеческой души в истолковании Платона. В чем состоит особенность понимания души Аристотеля (в сравнении с платоновским)? Рассмотрите три вида души: растительную, животную и разумную.

В третьем вопросе важно сопоставить предлагаемые определения и выделить ключевые понятия, определяющие специфику предмета психологии.

В четвертом вопросе рекомендуется рассмотреть предмет психологии как изучение преимущественно ориентировочной функции душевных (психических) явлений, т.е. участие их в анализе проблемной (новой для субъекта) ситуации, построении внутреннего (мысленного) плана последующего действия. Сопоставьте предложенное вами определение предмета психологии и понятие души. Сформулируйте свою позицию относительно положение о том, что хотя понятие души не рассматривается в рамках психологических исследований, невозможно не постулировать сам факт и цели ее существования.


В пятом вопросе следует подробно рассмотреть психологию как науку, представляющую собой разветвленную систему научных дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные. Охарактеризуйте задачи общей психологии, психологии познавательных процессов, психологии личности, а так же специальных психологических дисциплин.

1. Специфика предмета психологии как науки.

Значение слова «психология»

Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.

Термин, «психология» образован от двух греческих слов:

а) psyche — душа, психика;

б) logos — знание, осмысление, изучение

В дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Во втором, наиболее распространенном значении слово «психология» относят к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного человека. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера.

Онлайн отчетность за 1600 р./год!

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.



 

Особенности психологии как науки

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.

2. В психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с помощью своего же сознания.

3. Ее практические следствия уникальные — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым изменяет себя.

4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания.

5. Собственной единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.

 

 

Направления психологии

Центральная категория

1.

Бихевиоризм

Поведение

2.

Гештальтпсихология

Целостные структуры психики

3.

Психоанализ

Бессознательное

4.

Гуманистическая психология

Личность, индивидуальность

5.

Когнитивная психология

Познавательные структуры

6.

Отечественная психология

Психика

 

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Психика многомерна. А.В.Петровский в качестве основания классификации отраслей психологии избрал психологическую сторону:

1. конкретной деятельности;

2. развития (изучает психические аспекты развития человека);

3. отношения человека к обществу (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах).


 

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

• психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;

• медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;

• педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;

• юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;

• инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;

• спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;

• отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

 

Понятие о принципах

Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического.

Разнообразие подходов к пониманию психического объясняется многообразием психологических школ, своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя.

Опираясь на философские, естественнонаучные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психического.

 

Общие принципы психологии

Принцип отражения
. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.