Файл: Контрольная работа по дисциплине психологические основы профессиональной деятельности студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К концу XX в. осознается необходимость построения единой картины мира, в которой были бы синтезированы как результаты научного познания природы и человека, так и плоды тысячелетнего духовного опыта. Лидером в этом процессе, как и всегда было в истории научного познания, выступают физики. Вслед за физикой в научной психологии также стало приходить осознание необходимости перестройки мировоззрения и выхода к многомерному пониманию человека.

С учетом всего изложенного психологи приходят к пониманию психологии как науки о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Предмет психологии, определяемый как область душевных явлений и понятие « душа»


₽Дистанционное обучение охранеВ режиме On-line! Скидки для групп от 5 человек! Получите график обучения на сайте!Лицензия № 18832Дистанционное обучениеПрограммыКонтактыУзнать больше et-education.ru

₽1 клик - и до 12 беспл. уроков ваши

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» -- одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Психология -- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем -- психическом -- мире человека. Термин означает учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике. Психология возникла на основе многовековых размышлений о душе. Душа, по мысли Декарта, принадлежит только мыслящим существам, то есть людям; животные же - не более чем своеобразные живые машины, действующие на основе принципов механики; животные способны к ощущениям, но не понимают, что они ощущают. Итак, душа была приравненной к сознанию, к тому, что непосредственно осознаёт человек. В этой логике единственным методом исследования души может выступать «взгляд внутрь себя», отслеживание жизни собственных идей, своего внутреннего мира.

Если душа - объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем.

Во-первых, что такое душа? Если это - некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности переживаний, мышления и др., то она не может быть объектом психологии, оказываясь, лишь понятием. «Почему человек мыслит?» - задаемся вопросом и отвечаем: «Потому что у него есть душа»: а могли бы сказать: «Так захотела природа» или просто: «Так получилось». В этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип, но не как объект науки. А существует ли душа как реальность? Если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить её невозможно; невозможно и экспериментировать с ней. Если вместо «душа» мы будем говорить «психика», то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать её существование как самостоятельной реальности так же сложно.


В человеке живут желания, чувства, эмоции, побуждающие его к деятельности; он может представить себе то, чего никогда не видел; может вспомнить то, что давно уже исчезло из его жизни. Иными словами, есть мир, и есть то, как этот мир живёт в людях - в образах, мыслях, отношениях, то есть мир психических явлений, субъективная реальность. А коль скоро эта субъективная реальность существует, то можно попытаться понять, что она собой представляет, как возникает, развивается, умирает, в чём проявляется, что определяет её существование и как это происходит. Субъективная реальность у каждого своя, если же предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться их обнаружить, то есть открыть закономерности, которым следует её развитие и существование. Если мы говорим, что «ощущение горького вкуса вызывает неприятное чувство», то мы устанавливаем причинную связь между известным «ощущением» и известным «чувством». В психической жизни мы замечаем известную закономерность, т.е. психические явления следуют друг за другом, повинуясь известным законам, определяя постоянную связь между явлениями.

Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает своё понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определённых аспектов того, что понимается под психической.

В нашей повседневной жизни мы достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек хороший психолог», - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми.

Психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Воспользуемся примером, чтобы пояснить это.

Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознаёт и не помнит себя. Однако развитие его идёт быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он начинает познавать мир; начинает действовать в нём; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства приходят к нему, и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного «Я». Где-то, в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребёнку средствами для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.



Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда задали себе вопросы: что это за силы, которые дают мне силы творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа моего разума, каким законам подчиняется моя внутренняя, душевная, жизнь? Ведь познать нечто - значит овладеть этим «нечто», научится им управлять. При этом, познавая себя, человек будет себя изменять.