Файл: Исследование психологических особенностей леворуких детей спортсменов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ СПОРТСМЕНОВ

2.1 Организация и методическое обеспечение исследования

Во второй главе отражены организация и проведение исследования психологических особенностей леворуких детей при занятии спортом, описаны диагностические средства, представлены и обобщены результаты исследования, осуществлен их анализ.

Экспериментальная часть исследования направлена на проверку предпосылок, обоснованных нами в теоретической части, о том, что психологические особенности леворуких детей влияют на достижение результатов в спорте. Наше исследование предполагает изучение психологических особенностей леворуких детей при занятии спортом.

Опираясь на теоретические предпосылки, изложенные нами в теоретической части исследования, мы определили следующие практические задачи:

1. Выявить лево- или праворукость детей спортсменов.

2. Определить уровень тревожности у леворуких детей при занятии спортом.

3. Проанализировать результаты анкеты на определение спортивных достижений у лево- и праворуких детей.

В исследовании приняли участие воспитанники СШОР №4. Общее количество испытуемых – 25 человек: 7 человек леворукие дети, 18 праворукие.

Состав испытуемых был выбран нами с учетом задачи нашего исследования – выявить психологические особенности леворуких детей при занятии спортом.

Опираясь на обоснование этой проблемы, подробно рассмотренной нами в теоретической части нашего исследования, мы можем утверждать, что для выполнения поставленных задач, нам необходимо определить и сравнить лево- или праворукость детей спортсменов, их уровень тревожности и проанализировать результаты анкеты на определение спортивных достижений двух групп детей: левшей и правшей.

Для выявления лево- или праворукости нами была выбрана система тестов, разработанная Князевой М. Г. и Вильдавским В. Ю., которая позволяет определить рукость (леворукость и праворукость) детей спортсменов.

Исследование тревожности ребенка, с помощью теста Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, общения с другими людьми позволяет определить степень тревожности, раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, в школе.


Анкета «спортивные достижения» использовалась нами с целью выявления того, как праворукость и леворукость влияет на достижения в соревнованиях по разным видам спорта.

Использование перечисленных методов позволяет осуществить исследование психологических особенностей леворуких детей при занятии спортом.
2.2. Исследование и анализ психологических особенностей леворуких детей спортсменов
Анализ результатов выявления лево- или праворукости по системе тестов Князевой М. Г. и Вильдавским В. Ю. детей, которые занимаются спортом, показал, что большую часть составляют праворукие дети. Результаты отображены на рисунке 2.1 и таблице 2.1.



Рис. 2.1. Результаты выявления рукости по системе тестов Князевой М. Г. и Вильдавским В. Ю.

Таблица 2.1. Тест на выявление право- и леворукости



Название задания

Левая рука

Кол-во чел

Обе руки

Кол-во чел

Правая рука

Кол-во чел

1

Рисование

+

6

+

1

+

18

2

Открывание неболь-

шой коробочки

+

8







+

17

3

Построй колодец из палочек (спичек)

+

7







+

18

4

Игра в мяч

+

7

+

2

+

16

5

Вырезание ножни-цами рисунка по контуру

+

7







+

18

6

Нанизывание бисе-

ра или пуговиц на

иголку с ниткой или шнурок

+

6







+

19

7

Выполнение враща-

тельных движений

+

6

+

1

+

18

8

Развязывание узелков

+

7







+

18

9

Построить из куби-

ков дом, ограду, т.п.

+

6

+

2

+

17

10

Данные о семейной леворукости

+

10







+

15


Анализируя полученные данные, мы можем констатировать, что:

1.Леворукостью обладают — 7 детей, что составляет 28%. Из этих 7 детей 2 в некоторых заданиях владеют обеими руками;

2.Праворукостью — 18 детей, что составляет 72%. Из которых 3детей также в некоторых заданиях могут владеть обеими руками;

На втором этапе мы исследовали тревожность с помощью теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Тест состоит в исследовании тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Детям предлагались рисунки с типичными жизненными ситуациями. На основании данных протокола мы вычисляли индекс тревожности детей (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). В результате получили показатели уровня тревожности (рис 2.2,таблица 2.2).

Таблица 2.2. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Праворукие дети

%

Леворукие дети

%

1.

16

1.

38

2.

19

2.

45

3.

56

3.

72

4.

27

4.

43

5.

20

5.

53

6.

47

6.

57

7.

24

7.

49

8.

53

8.

68

9.

27

9.

50

10.

48

10.

76

11.

26

11.

54

12.

50

12.

61

13.

30

13.

57

14.

21

14.

48

Рис.2.2. Данные исследования тревожности

Анализируя полученные данные, мы можем сделать выводы что:


1. Средний процент уровня тревожности у леворуких детей составляет 55%, что говорит о высоком тревожном уровне восприятия жизненных ситуаций.

2. Средний процент уровня тревожности у праворуких детей составляет 33%, что указывает на адекватность восприятия, контактность и открытость к общению.

На следующем этапе мы выявили уровень спортивных достижений у лево- и праворуких детей. Этот этап мы осуществили с помощью анкетирования. Её итоги отражены в таблице 2.3 и на рисунке 2.3, 2.4.

Таблица 3. Анкета на выявление уровня спортивных достижений



Ф.И.

Вид спорта

Достижение в спорте

Лево-рукость

Право-рукость

1

Жидков Илья

Бокс

3 в. разряд




+

2

Шонина Мария

Худ. Гимнастика

КМС




+

3

Колчина Вера

Баскетбол

2 в. разряд

+

+

4

Немов Никита

Баскетбол

3 в. разряд




+

5

Кротова Софья

Худ. Гимнастика

не имеет




+

6

Блохов Денис

Баскетбол

1 ю. разряд




+

7

Венин Марк

Баскетбол

2 в. разряд

+




8

Дубровский Артем

Лыжные гонки

1 в. разряд




+

9

Косьянов Дмитрий

Бокс

1в. разряд

+




10

Енин Виктор

Бокс

1 в. разряд

+




11

Рубинов Станислав

Футбол

3 в. разряд




+

12

Трунова Наталья

Худ. Гимнастика

1 в. разряд




+

13

Климова Марина

Худ. Гимнастика

2 в. разряд




+

14

Каратеева Ольга

Стрельба

КМС




+

15

Тричев Даниил

Лыжные гонки

3 в. разряд

+




16

Зыбин Николай

Стрельба

не имеет




+

17

Станько Елизавета

Худ. Гимнастика

1 в. разряд




+

18

Жданова Светлана

Стрельба

3 в. разряд




+

19

Птахин Владислав

Стрельба

2 ю. разряд




+

20

Зюзюкин Антон

Лыжные гонки

2 в. разряд




+

21

Волкова Евгения

Худ. Гимнастика

КМС




+

22

Евтеев Максим

Стрельба

не имеет




+

23

Зайцева Стефания

Баскетбол

2 в. разряд

+




24

Сомова Маргарита

Худ. Гимнастика

КМС




+

25

Ченцов Александр

Футбол

1 в. разряд

+







Рис.2.3.Спортивные достижения у леворуких детей в различных видах спорта

Р ис.2.4. Спортивные достижения у праворуких детей в различных видах спорта

Анализируя полученные данные, мы можем констатировать, что:

1.Мальчики и девочки, которые обладают леворукостью, наиболее высокий уровень спортивных достижений имеют в таких видах спорта, как бокс и командные игры (футбол, баскетбол), а также неплохие результаты в лыжных гонках.

2. Дети, которым присуще праворукость, показывают высокий уровнь спортивных достижений в стрельбе, художественной гимнастике, лыжных гонках, именно в этих видах спорта они достигнут хорошего результата.

На основании результатов нашего исследования, делаем следующие выводы: процент леворуких детей, которые занимаются спортом, составляет 28%. Выявлено, что у левшей больше развито правое полушарие, а у правшей — левое. Правополушарные дети схватывают образ целиком, детали им не интересны. Зависят от эмоционального настроя, если будет желание, то добьются всего и сделают всё, что захотят. Также леворукие дети отличаются общительностью, открытостью и непосредственностью в выражении своих эмоций и чувств. Наибольшие различия выявлены в эмоционально-волевой сфере леворуких и праворуких людей. Леворукие люди обладают меньшей эмоциональной устойчивостью, большей тревожностью, менее развитым чувством самоконтроля. В спорте достигают высоких достижений благодаря своим эмоциональным характеристикам, к которым можно отнести целеустремленность, энергичность, самоуверенность, а также стоит отметить, что эти дети высокого о себе мнения. Это именно тот набор качеств, который необходим при занятии спортом. Предпочитают командные виды спорта, в отличие от левополушарных, то есть праворуких детей, которые и в жизни, и в игре частенько выглядят, как индивидуалисты.

Таким образом, в результате нашего исследования и анализа полученных результатов мы подтверждаем нашу гипотезу: леворукие дети имеют психологические особенности, отличающие их от праворуких при занятии спортом.