Файл: Исследование психологических особенностей леворуких детей спортсменов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ СПОРТСМЕНОВ
2.1 Организация и методическое обеспечение исследования
Во второй главе отражены организация и проведение исследования психологических особенностей леворуких детей при занятии спортом, описаны диагностические средства, представлены и обобщены результаты исследования, осуществлен их анализ.
Экспериментальная часть исследования направлена на проверку предпосылок, обоснованных нами в теоретической части, о том, что психологические особенности леворуких детей влияют на достижение результатов в спорте. Наше исследование предполагает изучение психологических особенностей леворуких детей при занятии спортом.
Опираясь на теоретические предпосылки, изложенные нами в теоретической части исследования, мы определили следующие практические задачи:
1. Выявить лево- или праворукость детей спортсменов.
2. Определить уровень тревожности у леворуких детей при занятии спортом.
3. Проанализировать результаты анкеты на определение спортивных достижений у лево- и праворуких детей.
В исследовании приняли участие воспитанники СШОР №4. Общее количество испытуемых – 25 человек: 7 человек – леворукие дети, 18 праворукие.
Состав испытуемых был выбран нами с учетом задачи нашего исследования – выявить психологические особенности леворуких детей при занятии спортом.
Опираясь на обоснование этой проблемы, подробно рассмотренной нами в теоретической части нашего исследования, мы можем утверждать, что для выполнения поставленных задач, нам необходимо определить и сравнить лево- или праворукость детей спортсменов, их уровень тревожности и проанализировать результаты анкеты на определение спортивных достижений двух групп детей: левшей и правшей.
Для выявления лево- или праворукости нами была выбрана система тестов, разработанная Князевой М. Г. и Вильдавским В. Ю., которая позволяет определить рукость (леворукость и праворукость) детей спортсменов.
Исследование тревожности ребенка, с помощью теста Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, общения с другими людьми позволяет определить степень тревожности, раскрыть внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, в школе.
Анкета «спортивные достижения» использовалась нами с целью выявления того, как праворукость и леворукость влияет на достижения в соревнованиях по разным видам спорта.
Использование перечисленных методов позволяет осуществить исследование психологических особенностей леворуких детей при занятии спортом.
2.2. Исследование и анализ психологических особенностей леворуких детей спортсменов
Анализ результатов выявления лево- или праворукости по системе тестов Князевой М. Г. и Вильдавским В. Ю. детей, которые занимаются спортом, показал, что большую часть составляют праворукие дети. Результаты отображены на рисунке 2.1 и таблице 2.1.
Рис. 2.1. Результаты выявления рукости по системе тестов Князевой М. Г. и Вильдавским В. Ю.
Таблица 2.1. Тест на выявление право- и леворукости
№ | Название задания | Левая рука | Кол-во чел | Обе руки | Кол-во чел | Правая рука | Кол-во чел |
1 | Рисование | + | 6 | + | 1 | + | 18 |
2 | Открывание неболь- шой коробочки | + | 8 | | | + | 17 |
3 | Построй колодец из палочек (спичек) | + | 7 | | | + | 18 |
4 | Игра в мяч | + | 7 | + | 2 | + | 16 |
5 | Вырезание ножни-цами рисунка по контуру | + | 7 | | | + | 18 |
6 | Нанизывание бисе- ра или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок | + | 6 | | | + | 19 |
7 | Выполнение враща- тельных движений | + | 6 | + | 1 | + | 18 |
8 | Развязывание узелков | + | 7 | | | + | 18 |
9 | Построить из куби- ков дом, ограду, т.п. | + | 6 | + | 2 | + | 17 |
10 | Данные о семейной леворукости | + | 10 | | | + | 15 |
Анализируя полученные данные, мы можем констатировать, что:
1.Леворукостью обладают — 7 детей, что составляет 28%. Из этих 7 детей 2 в некоторых заданиях владеют обеими руками;
2.Праворукостью — 18 детей, что составляет 72%. Из которых 3детей также в некоторых заданиях могут владеть обеими руками;
На втором этапе мы исследовали тревожность с помощью теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Тест состоит в исследовании тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Детям предлагались рисунки с типичными жизненными ситуациями. На основании данных протокола мы вычисляли индекс тревожности детей (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). В результате получили показатели уровня тревожности (рис 2.2,таблица 2.2).
Таблица 2.2. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена
Праворукие дети | % | Леворукие дети | % |
1. | 16 | 1. | 38 |
2. | 19 | 2. | 45 |
3. | 56 | 3. | 72 |
4. | 27 | 4. | 43 |
5. | 20 | 5. | 53 |
6. | 47 | 6. | 57 |
7. | 24 | 7. | 49 |
8. | 53 | 8. | 68 |
9. | 27 | 9. | 50 |
10. | 48 | 10. | 76 |
11. | 26 | 11. | 54 |
12. | 50 | 12. | 61 |
13. | 30 | 13. | 57 |
14. | 21 | 14. | 48 |
Рис.2.2. Данные исследования тревожности
Анализируя полученные данные, мы можем сделать выводы что:
1. Средний процент уровня тревожности у леворуких детей составляет 55%, что говорит о высоком тревожном уровне восприятия жизненных ситуаций.
2. Средний процент уровня тревожности у праворуких детей составляет 33%, что указывает на адекватность восприятия, контактность и открытость к общению.
На следующем этапе мы выявили уровень спортивных достижений у лево- и праворуких детей. Этот этап мы осуществили с помощью анкетирования. Её итоги отражены в таблице 2.3 и на рисунке 2.3, 2.4.
Таблица 3. Анкета на выявление уровня спортивных достижений
№ | Ф.И. | Вид спорта | Достижение в спорте | Лево-рукость | Право-рукость |
1 | Жидков Илья | Бокс | 3 в. разряд | | + |
2 | Шонина Мария | Худ. Гимнастика | КМС | | + |
3 | Колчина Вера | Баскетбол | 2 в. разряд | + | + |
4 | Немов Никита | Баскетбол | 3 в. разряд | | + |
5 | Кротова Софья | Худ. Гимнастика | не имеет | | + |
6 | Блохов Денис | Баскетбол | 1 ю. разряд | | + |
7 | Венин Марк | Баскетбол | 2 в. разряд | + | |
8 | Дубровский Артем | Лыжные гонки | 1 в. разряд | | + |
9 | Косьянов Дмитрий | Бокс | 1в. разряд | + | |
10 | Енин Виктор | Бокс | 1 в. разряд | + | |
11 | Рубинов Станислав | Футбол | 3 в. разряд | | + |
12 | Трунова Наталья | Худ. Гимнастика | 1 в. разряд | | + |
13 | Климова Марина | Худ. Гимнастика | 2 в. разряд | | + |
14 | Каратеева Ольга | Стрельба | КМС | | + |
15 | Тричев Даниил | Лыжные гонки | 3 в. разряд | + | |
16 | Зыбин Николай | Стрельба | не имеет | | + |
17 | Станько Елизавета | Худ. Гимнастика | 1 в. разряд | | + |
18 | Жданова Светлана | Стрельба | 3 в. разряд | | + |
19 | Птахин Владислав | Стрельба | 2 ю. разряд | | + |
20 | Зюзюкин Антон | Лыжные гонки | 2 в. разряд | | + |
21 | Волкова Евгения | Худ. Гимнастика | КМС | | + |
22 | Евтеев Максим | Стрельба | не имеет | | + |
23 | Зайцева Стефания | Баскетбол | 2 в. разряд | + | |
24 | Сомова Маргарита | Худ. Гимнастика | КМС | | + |
25 | Ченцов Александр | Футбол | 1 в. разряд | + | |
Рис.2.3.Спортивные достижения у леворуких детей в различных видах спорта
Р ис.2.4. Спортивные достижения у праворуких детей в различных видах спорта
Анализируя полученные данные, мы можем констатировать, что:
1.Мальчики и девочки, которые обладают леворукостью, наиболее высокий уровень спортивных достижений имеют в таких видах спорта, как бокс и командные игры (футбол, баскетбол), а также неплохие результаты в лыжных гонках.
2. Дети, которым присуще праворукость, показывают высокий уровнь спортивных достижений в стрельбе, художественной гимнастике, лыжных гонках, именно в этих видах спорта они достигнут хорошего результата.
На основании результатов нашего исследования, делаем следующие выводы: процент леворуких детей, которые занимаются спортом, составляет 28%. Выявлено, что у левшей больше развито правое полушарие, а у правшей — левое. Правополушарные дети схватывают образ целиком, детали им не интересны. Зависят от эмоционального настроя, если будет желание, то добьются всего и сделают всё, что захотят. Также леворукие дети отличаются общительностью, открытостью и непосредственностью в выражении своих эмоций и чувств. Наибольшие различия выявлены в эмоционально-волевой сфере леворуких и праворуких людей. Леворукие люди обладают меньшей эмоциональной устойчивостью, большей тревожностью, менее развитым чувством самоконтроля. В спорте достигают высоких достижений благодаря своим эмоциональным характеристикам, к которым можно отнести целеустремленность, энергичность, самоуверенность, а также стоит отметить, что эти дети высокого о себе мнения. Это именно тот набор качеств, который необходим при занятии спортом. Предпочитают командные виды спорта, в отличие от левополушарных, то есть праворуких детей, которые и в жизни, и в игре частенько выглядят, как индивидуалисты.
Таким образом, в результате нашего исследования и анализа полученных результатов мы подтверждаем нашу гипотезу: леворукие дети имеют психологические особенности, отличающие их от праворуких при занятии спортом.