Файл: Психическое состояние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Психическое состояние — это временная, динамическая характеристика психической деятельности человека. Это понятие используется в психологии для условного выделения в психике человека относительно нестабильных, изменчивых ее аспектов в отличие от такой характеристики, как психическое свойство, указывающей на устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость.

Существует множество самых разнообразных психических состояний, различающихся между собой в разных отношениях. Вследствие этого нет единой универсальной их классификации. Поэтому в зависимости от исследовательской или практической задачи, а также от теоретических воззрений психологов выделяются разные основания их классификации.

Особое практическое значение имеет диагностика состояний человека при выполнении им трудовой деятельности. В психологии труда для обозначения изучаемых и диагностируемых там состояний используется термин "функциональные состояния". Этим подчеркивается, во-первых, отнесенность состояний к деятельности отдельных органов, физиологических систем и организма в целом, и во-вторых, указывается на то, что речь идет о состояниях в процессе выполнения деятельности. Специфичность этого аспекта исследований и диагностики состояний состоит в том, что они рассматриваются в отношении эффективности выполняемой им деятельности, их соотнесенности с возможностями человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять успешно определенный вид деятельности. Поэтому особое внимание уделяется состояниям утомления, монотонии, стресса, тревожности.

Проблема диагностики состояний в дифференциально-психологических и психодиагностических исследованиях занимает второстепенное место. Это обусловлено тем, что диагностика как прикладная наука основной своей целью ставит нахождение и измерение относительно стабильных свойств человека, позволяющих строить длительные прогнозы. В связи с этим диагностические методики подвергаются особой проверке на воспроизводимость диагностических результатов при повторном обследовании. Более того, часто функциональные состояния в диагностике рассматриваются как фактор, маскирующий или, напротив, способствующий проявлению индивидуальных черт. И в том, и в другом случае состояние снижает точность оценок последних, препятствует объективному диагнозу и прогнозу. Поэтому традиционно в книгах по психологическому тестированию и дифференциальной психологии нет разделов, посвященных психическим состояниям.

Главные трудности диагностики психических состояний связаны с их многоуровневостью и большим числом и разнообразием факторов, от которых они зависят. Рассматривая состояние как сложную системную реакцию человека на воздействие, психодиагносты разрабатывают разные методы их оценки. Обычно выделяют три их группы — физиологические, поведенческие и субъективные (В. П. Зинченко, Ю. К. Стрелков). Есть и другая классификация, предложенная А. Б. Леоновой, в которой выделяются физиологические и психологические методы.

В физиологических методах в качестве показателей функциональных состояний используются разные параметры работы центральной нервной системы, а также вегетативные сдвиги. В зависимости от характера функционального состояния разные физиологические индикаторы и их сочетания оказываются более пригодными по сравнению с другими. Так, электрическая активность мозга традиционно является прямым показателем уровня активации индивида. Напряженность и утомление, связанные с большими энергетическими затратами, проявляются в усилении газообмена и возрастании пульса. КГР используют для диагностики эмоциональных состояний. Главные трудности использования физиологических показателей связаны, во-первых, с проблемами установления эталонного уровня функционирования физиологических систем и нелинейностью их сдвигов; во-вторых, с необходимостью специальной аппаратуры и нередко сложной техники проведения измерений; в-третьих, с вариативностью физиологических параметров разных индивидов

К психологическим методам диагностики функциональных состояний относят оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. Показателями сдвигов в состоянии при этом выступают изменения количества, качества и скорости ее осуществления. Часто анализу подвергаются параметры реальной трудовой деятельности.

Однако, несмотря на то, что психические состояния влияют на успешность деятельности, по внешним проявлениям динамики ее эффективности нельзя сделать однозначных выводов о наличии того или иного состояния. Так, например, увеличение количества брака, снижение скорости работы могут объясняться многими причинами, не связанными с изменением психического состояния. Кроме того, в некоторых видах деятельности нельзя найти количественные показатели успешности.

Поэтому наиболее пригодными психологическими средствами диагностики психических состояний признаются специальные короткие функциональные пробы, характеризующие эффективность различных психических процессов при выполнении некоторых задач. В качестве таковых могут использоваться практически любые методики для оценки восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических функций.