Файл: Преподаватель Ефимов Михаил Юрьевич, медицинский психолог, магистр прикладной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Преодоление трудностей называния
— анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;
— смысловое обыгрывание в контекстах различного типа слов, обозначающих предметы, действия и разнообразные признаки предметов;
— классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;
— упражнения по толкованию слов с конкретным, абстрактным и переносным значением.

4. Организация развернутого высказывания: — составление рассказа по серии сюжетных картинок
• — пересказ текстов, сначала по подробному плану, затем — по свернутому, затем — без плана;
• — развернутые диалоги на внеситуативные темы
(профессиональные, общественные и т.д.);
• — отработка образцов коммуникативной и повествовательной письменной речи (поздравительные открытки, письма, изложения, сочинения на заданную тему и т.п.).

Результаты первого этапа обучения
Отмечается некоторое расширение объема восприятия речи на слух. Больные начинают понимать не только отдельный развернутый вопрос, но и простой сюжетный текст. Становится возможным показ предметов и частей тела не только по отдельным названиям, но и по сериям из 2-3 слов. Увеличивается активный словарь и в связи с этим уменьшаются трудности, обусловленные элементами амнестической афазии. Более точным становится представление о смысловой и звуковой структуре слова. В отрабатываемых словах уменьшается число перестановок, пропусков, литеральных парафазий на основе персевераций и антиципаций. Увеличиваются возможности повторной речи, что непосредственно связано с расширением объема восприятия звучащей речи и укреплением акустических следов.

Пересказ и чтение
Аналогичные улучшения отмечаются при пересказе текстов и особенно при составлении рассказа по серии последовательных картинок. Больные начинают понимать прочитываемый текст, в письме под диктовку уменьшается количество ошибок по типу нарушения последовательности звукоряда слова. Вместе с тем остаются выраженными трудности восприятия на слух развернутой монологической речи. В экспрессивной речи, как правило, имеются поиски малочастотных слов, искажения их звуковой структуры. Те же изменения отмечаются и в письменной речи.

Результаты второго и третьего этапов обучения
Улучшается понимание развернутой монологической речи, в том числе и «по радио».
Менее выраженным становится отчуждение смысла слова. Больные начинают удерживать на слух серии названий из 3-х, 4-х элементов.
Практически восстанавливается словарный состав речи. Лексический дефицит значим на этом этапе лишь в отношении редко употребляемых слов, сложных по смысловой и звуковой структуре.


Развёртывание фразы и пересказ
Собственная фраза становится более развернутой.
Усложняется ее синтаксическая структура.
Встречаются фразы различных синтаксических моделей, в том числе с придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами. Больным становится доступным пересказ текста и составление рассказов на заданную тему (количество необходимых внешних опор — картинок, вопросов, пунктов плана — в значительной мере сокращается).

Письменная речь
Положительные результаты отмечаются и в письменной речи. Больные свободно пишут под диктовку и «от себя». В связи с этим расширяются коммуникативные возможности письменной речи
(письма родственникам, друзьям, ведение дневника и т.д.). Значительно уменьшается число ошибок в письме. Тем не менее остаются выраженными отдельные трудности понимания сложных текстов монологического типа, воспринятых на слух, трудности запоминания номеров телефонов.

Остаточные затруднения
В экспрессивной речи — редкие затруднения в продуцировании малочастотных слов, а также отдельные искажения звуковой структуры в длинных, сложных по звуковому составу словах. Не в полной мере обычно восстанавливается способность к запоминанию редко используемых имен собственных, номеров телефонов и т.д. В письменной речи — редкие затруднения, ошибки единичны. В целом состояние речевой функции, как правило, позволяет считать практически доступными основные виды речевой коммуникации.
По Шкловскому В.М., Визель Т.Г.

Контактная информация
Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру +7 812 467-47-90 или написав по адресу
client@ipmp-spb.ru
Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от
29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О
лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».