Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение_______
Обучение и воспитание в России в 19-20 веках являются предметом изучения истории педагогики и образования, а также интересуют современных педагогов, исследователей и общественников. В этот период происходили значительные изменения в политической, экономической, культурной и социальной жизни страны, которые отражались на развитии образовательной системы, педагогической мысли и практики. В реферате будут рассмотрены основные этапы, направления и проблемы обучения и воспитания в России с конца 18 до начала 21 века.
Цель реферата - дать общее представление о характере и особенностях обучения и воспитания в России в 19-20 веках.
Задачи реферата:
-
изучить исторический контекст развития образования в России в 19-20 веках; -
выделить основные типы и формы учебных заведений, уровни и ступени образования, программы и методы обучения и воспитания; -
проанализируем достижения и проблемы образования в России в 19-20 веках.
Обучение и воспитание в России в 19-20 веке.
В 19 веке Россия переживала сложный период своей истории, связанный с социальными противоречиями, экономическим отставанием, национальными движениями и внешнеполитическими конфликтами. Все эти факторы влияли на развитие образования в стране, которое требовало реформ и модернизации. В этом веке были проведены две крупные реформы образования: в 1802-1804 гг. и в 1863-1864 гг. Первая реформа была направлена на создание единой системы государственного управления образованием, установление нормативных основ обучения и воспитания, развитие сети учебных заведений разных типов и уровней. Вторая реформа была связана с демократизацией образования, расширением доступа к нему для разных слоев населения, усилением связи образования с наукой и практикой, улучшением качества обучения и воспитания. Однако обе реформы не решали всех проблем образования в России, а также сталкивались с сопротивлением консервативных сил и церкви.
В 19 веке в России существовали разные типы и формы учебных заведений, которые можно классифицировать по следующим признакам: ступень образования (начальное, среднее, высшее), тип образования (общее, профессиональное, специальное), форма собственности (государственные, частные, общественные), конфессиональная принадлежность (православные, католические, мусульманские и др.), пол учащихся (мужские, женские, смешанные), язык обучения (русский, местные национальные языки, зарубежные языки). Ниже приведем краткое описание некоторых видов учебных заведений по ступеням образования:
Начальное образование было доступно для детей от 7 до 12 лет и давало им основы грамотности, арифметики, географии, истории и религии. Самыми распространенными типами начальных школ были:
-
Церковно-приходские школы - открыты при православных церквях и монастырях для детей крестьянского и мещанского сословия. Обучение было бесплатным или недорогим, но качество знаний было низким. Программа школы была ограничена изучением Закона Божия, церковного пения, письма и чтения на русском и церковнославянском языках, арифметики и основ географии и истории. Церковно-приходские школы не давали учащимся возможности продолжить образование в средних и высших учебных заведениях, а также не учитывали интересы и потребности детей разных национальностей и вероисповеданий. -
Государственные школы - открыты при губернских и уездных городах для детей чиновничьего и купеческого сословия. Обучение было платным или полуплатным и длилось 4 года. Программа школы включала изучение русского языка и литературы, зарубежных языков (французского, немецкого), математики, физики, химии, географии, истории и религии. Государственные школы давали право поступать в средние учебные заведения. -
Земские школы - открыты при сельских общинах для детей крестьянского сословия. Обучение было бесплатным или недорогим и длилось 3 года. Программа школы включала изучение русского языка и литературы, арифметики, географии, истории и религии. Земские школы не давали право поступать в средние учебные заведения, а только в учительские семинарии или ремесленные училища.
Среднее образование в России в 19 веке было доступно для детей от 12 до 18 лет и давало им общее гуманитарное и естественнонаучное образование, а также подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Самыми распространенными типами средних школ были:
-
Гимназии - открыты при губернских городах для детей дворянского и чиновничьего сословия. Обучение было платным и длилось 8 лет. Программа гимназии включала изучение классических языков (латинского и греческого), русского языка и литературы, зарубежных языков (французского, немецкого, английского), математики, физики, химии, биологии, географии, истории, философии, права и религии. Гимназии давали полный аттестат зрелости, который давал право поступать в любое высшее учебное заведение. -
Реальные училища - открыты при крупных промышленных центрах для детей купеческого и мещанского сословия. Обучение было платным или полуплатным и длилось 6 лет. Программа включала изучение русского языка и литературы, зарубежных языков (французского, немецкого), математики, физики, химии, биологии, географии, истории, экономики, техники и религии. Реальные училища давали неполный аттестат зрелости, который давал право поступать только в технические или коммерческие высшие учебные заведения. -
Лицеи - открыты при столичных городах для детей дворянского сословия. Обучение было платным и длилось 6-11 лет. Программа включала изучение классических языков (латинского и греческого), русского языка и литературы, зарубежных языков (французского, немецкого, английского), математики, физики, химии, биологии, географии, истории, философии, права и религии. Лицеи давали полный аттестат зрелости, который давал право поступать в любое высшее учебное заведение. В Российской империи существовало 7 лицеев, самым известным из которых был Императорский Царскосельский лицей (позже Александровский лицей), в котором учился А. С. Пушкин.
Высшее образование в России в 19 веке было доступно только небольшой части населения, преимущественно дворянского сословия. В начале века в России действовало только 4 университета: Московский, Дерптский (Юрьевский), Казанский и Харьковский. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения, которое разработало новый устав университетов и учебных заведений. По этому уставу, университеты делились на 4 факультета: философский, юридический, медицинский и физико-математический. Университеты получили относительную автономию и право избирать своих ректоров и профессоров. В течение века были открыты еще 8 университетов: Санкт-Петербургский, Александровский (в Гельсингфорсе), Виленский, Святого Владимира (в Киеве), Новороссийский (в Одессе), Варшавский, Томский и Николаевский (в Саратове). К концу века в России действовало 10 университетов с общим числом студентов около 30 тысяч человек. Высшее образование в России в 19 веке было ориентировано на подготовку государственных чиновников и специалистов для различных отраслей экономики и культуры. В университетах развивались различные научные направления и школы, такие как неевклидова геометрия Н.И. Лобачевского, химия Д.И. Менделеева, физиология И.П. Павлова, история Н.М. Карамзина и С.М. Соловьева, литературоведение В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова и др.
Таким образом, можно сказать о том, что образование в России в 19 веке было более централизованным и единообразным, но также более доступным для разных слоев населения.
Образование в России в 20 веке прошло через несколько этапов, связанных с социально-политическими изменениями в стране. Можно выделить следующие периоды:
-
Образование в советский период (1917–1991). Этот период характеризуется созданием единой системы образования, основанной на идеях социализма и коммунизма. Образование стало бесплатным, обязательным и доступным для всех слоев населения. Были ликвидированы аналфабетизм и неграмотность. Были разработаны новые учебные планы и программы, отражающие советскую идеологию и научно-технический прогресс. Были созданы различные типы школ: общеобразовательные, профессионально-технические, специализированные, интернаты и др. Высшее образование стало массовым и разнообразным по направлениям и специальностям. В 1980-х годах в советской системе образования начались реформы, направленные на демократизацию и гуманизацию образования, развитие творческих способностей учащихся и студентов, усиление связи образования с производством и наукой. В этот период были созданы следующие типы и формы учебных заведений: общеобразовательные школы (семилетние, десятилетние, средние), профессионально-технические училища, специализированные школы (музыкальные, художественные, спортивные и др.), интернаты для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, вечерние и заочные школы для работающих подростков и взрослых. Высшее образование было представлено университетами, институтами, академиями, высшими школами различных профилей. Уровни и ступени образования были следующими: начальное общее образование (1–3 классы), основное общее образование (4–8 классы), среднее общее образование (9–10 классы), среднее специальное образование (после 8 или 10 класса), высшее образование (после 10 класса или среднего специального образования). Программы и методы обучения и воспитания были основаны на принципах социалистического реализма, научности, пропаганды коммунистических идей, развития трудовых навыков и физической культуры. -
Образование в перестроечный период (1985–1991). Этот период характеризуется продолжением реформ в образовании, связанных с процессами гласности и перестройки в стране. Образование стало более открытым для внешнего мира, появилась возможность изучать зарубежную литературу, языки, культуру. Были созданы новые типы школ: лицеи, гимназии, колледжи, школы с углубленным изучением предметов. Высшее образование стало более автономным и самоуправляемым, появилась возможность выбора специальности и формы обучения. Были разработаны новые стандарты и требования к качеству образования. Уровни и ступени образования остались прежними. Программы и методы обучения и воспитания были направлены на демократизацию и гуманизацию образования, развитие творческих способностей и индивидуальности учащихся и студентов, усиление связи образования с производством и наукой. -
Образование в постсоветский период (1992–настоящее время). Этот период характеризуется адаптацией системы образования к новым социально-экономическим условиям в стране. Образование стало более разнообразным и конкурентоспособным, появилось много частных и негосударственных учебных заведений. Была проведена реформа образования, направленная на приведение системы образования в соответствие с международными стандартами и требованиями рынка труда. Была введена двухуровневая система высшего образования: бакалавриат и магистратура. Был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт, определяющий требования к содержанию и результатам образования. Были разработаны новые модели финансирования и управления образованием. Было расширено участие России в международных программах и проектах по образованию. Были созданы условия для развития непрерывного образования и дистанционного обучения.
Образование в России в 20 веке прошло через сложный и противоречивый путь развития, связанный с социально-политическими изменениями в стране. Оно отражало идеологию и ценности разных режимов и эпох, а также адаптировалось к новым потребностям и вызовам общества. Образование стало более массовым, доступным, разнообразным и качественным, более открытым для внешнего мира, для обмена опытом и знаниями, более автономным и самоуправляемым, для развития творческих способностей и инициативы, более соответствующим международным стандартам и требованиям рынка труда, для повышения конкурентоспособности и мобильности, более непрерывным и дистанционным, для обеспечения постоянного обновления знаний и навыков.
Достижения и проблемы образования в России в 19-20 веках.
В 19-20 веках Россия прошла сложный и противоречивый путь развития образования, который был связан с политическими, социальными и культурными процессами в стране и в мире. В этом периоде образование в России достигло значительных успехов, но также столкнулось с серьезными проблемами. Одним из достижений образования в России в 19-20 веках было расширение доступа к образованию для разных слоев населения. В 19 веке появились новые типы учебных заведений, такие как народные школы, реальные училища, женские курсы и высшие педагогические институты, которые давали возможность получать образование не только дворянству и духовенству, но и крестьянству, горожанам, женщинам и представителям национальных меньшинств. Это способствовало повышению уровня грамотности и культуры населения, а также формированию новых социальных групп, таких как интеллигенция, рабочие и крестьянские лидеры. В начале 20 века были проведены реформы начального образования, направленные на всеобщее и бесплатное образование для всех детей. Высшая школа расширила свою сеть и разнообразие, появились новые университеты, институты и частные курсы. К 1917 году уровень грамотности населения России достиг 56%, а число студентов выросло до 200 тысяч. Другим достижением считается развитие научной и педагогической мысли. В 19 веке Россия дала миру множество выдающихся ученых и педагогов, таких как М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др., которые сделали значительный вклад в развитие различных наук и образовательных теорий и практик. Они создавали новые концепции и методы обучения, разрабатывали учебные программы и планы, издавали учебники и журналы, организовывали экспериментальные школы и лаборатории, проводили научные исследования и эксперименты. Они также занимались просветительской деятельностью, популяризацией науки и образования среди населения, защитой прав и интересов учащихся и учителей. В 20 веке Россия продолжала поддерживать высокий уровень научной деятельности и инноваций, особенно в области естественных наук, техники и медицины. Российские ученые и педагоги также активно участвовали в международном научном и образовательном сотрудничестве, изучали иностранные языки и культуры, участвовали в международных конференциях и симпозиумах, публиковали свои работы в зарубежных журналах и изданиях. Они также
привлекали внимание к российской науке и образованию, демонстрируя свои достижения и инновации, а также защищая свои интересы и позиции на международной арене. Они также способствовали развитию межкультурного диалога и взаимопонимания, а также распространению российского языка и культуры в мире. Еще одним важным достижением является создание множества высококачественных учебных заведений различных типов и профилей. В 19 веке Россия имела развитую и разнообразную систему образования, включающую разные типы и уровни учебных заведений, такие как классические гимназии, реальные училища, народные школы, духовные семинарии, женские курсы, высшие педагогические институты, университеты, академии наук и искусств и др. Эти учебные заведения отличались высоким качеством образования, квалифицированным преподавательским составом, современным оборудованием и библиотеками, развитой научной и культурной жизнью. В 20 веке Россия продолжала расширять и модернизировать свою сеть учебных заведений, адаптируя их к потребностям экономики и общества. Появились новые типы и профили учебных заведений, такие как политехнические институты, сельскохозяйственные училища, коммерческие институты, народные университеты, вечерние и заочные школы и др. Эти учебные заведения обеспечивали подготовку кадров для развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и транспорта, а также повышение квалификации и переподготовку работников.
Однако образование в России в 19-20 веках также сталкивалось с серьезными проблемами, которые сдерживали его развитие и эффективность. Одной из проблем было финансирование образования. В 19 веке большая часть расходов на образование ложилась на плечи местных органов власти, церкви и частных лиц, что приводило к большим различиям в качестве и доступности образования по регионам и сословиям. Государство выделяло незначительные средства на образование, которые не покрывали даже зарплату учителей. В 20 веке оно увеличило свою роль в финансировании образования, но это также сопровождалось централизацией и бюрократизацией управления образованием, а также политическим и идеологическим контролем над распределением средств. Образование стало зависеть от колебаний экономической и политической ситуации в стране, что не способствовало его стабильности и развитию. Другой проблемой являлось