Файл: Олимпиада по функциональной грамотности Глобальные компетенции Вариант Изменение климата при чем тут метан Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Олимпиада по функциональной грамотности
Глобальные компетенции
Вариант 1. Изменение климата: при чем тут метан?
Введение
По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата, метан, который является парниковый газом, удерживает тепло и нагревает планету интенсивнее, чем углекислый газ. Наибольший рост выбросов метана за последние годы наблюдается в Африке и на Ближнем Востоке, в Южной Азии и Океании. Некоторые специалисты считают, что c метановыми выбросами бороться не следует.
При подготовке к национальной экологической олимпиаде команда школьников изучала влияние метана на глобальное потепление.
Задание 1/7
Команда школьников – участников экологической олимпиады использовала при подготовке информацию Интернета. Ребята изучили инфографику «Наш воздух и наш климат» и таблицу «Глобальные выбросы метана и возможности их снижения».
Г
лобальные выбросы метана и возможности их снижения
Источники | Возможности сбора и переработки метана | |
Нефтяная и газовая отрасли промышленности | Выбросы во время обычных работ или непредвиденных ситуаций | Модернизация технологий и оборудования. Улучшение практики проведения работ с применением технологий сокращения выбросов. |
Свалки | Выделение метана в процессе разложения органических отходов в условиях воздействия анаэробных бактерий, для которых свалки являются обычной средой обитания | Добыча метана с применением ряда скважин и вакуумных систем, доставляющих собранный газ к местам его применения (т.е., производство электроэнергии). |
Угольные шахты | Метан выделяется из действующих и заброшенных подземных угольных шахт и открытых карьеров при добыче угля | Дегазация, проводимая путем бурения скважин и сбора метана при эксплуатации шахт. Снижение количества метана в вентиляционных установках, при этом метан подвергается окислению и используется в различных процессах и (или) для производства электроэнергии. |
Сельское хозяйство | Метан выделяется при разложении навоза (животноводство) и помета (птицеводство), хранящегося или обрабатываемого в анаэробной среде (т.е. при отстое в заливах, прудах, емкостях или ямах). | В закрытых анаэробных заливах проводят сбор выделяемого биогаза, который доставляется в определенный пункт для доставки в какой-либо работающий на газе аппарат (например, в двигатель). Переработка органических отходов в специальных системах со сбором и дальнейшим применением метана |
Ниже представлены факты и суждения. С некоторыми из них школьники познакомились, работая с инфографикой и таблицей, некоторые были новыми для них.
Какое из представленных ниже суждений школьники могли найти одновременно в двух источниках информации – и в инфографике, и в таблице? Отметьте один ответ.
| Суждения | |
1 | На современном этапе не существует технологий, которые приведут к снижению выбросов метана | |
2 | Люди добывают метан, работая в угольных шахтах и карьерах | |
3 | Свалки, которые возникают при утилизации отходов, являются источником метановых выбросов | |
4 | Метан может оставаться в атмосфере до 12 лет | |
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ принимается полностью: отмечен ответ 3и никакие другие |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задание 2 / 7
Работая с докладом «Роль метана в изменении климата», школьники познакомились с мнениями представителей Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Группа исследователей обратила внимание на то, что метан исчезает из атмосферы в течение 12 лет, вступая в химические реакциис природными веществами. На этом основании был сделан вывод: борьба с современными выбросами метана теряет смысл.
Источник информации: http://www.vernadsky.ru/files/Publishing/rol_metana_v_izmenenii_klimata.pdf
Школьники решили оспорить мнение экспертов. Они опирались на изученные источники – инфографику «Наш воздух и наш климат» и таблицу «Глобальные выбросы метана и возможности их снижения».
Запишите вывод, противоположный по смыслу мнению экспертов, и два аргумента, которые могли бы привести школьники для его обоснования.
Ответ:
|
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Ответ принимается полностью. Записан противоположный по смыслу вывод (в любой формулировке), сущность которого – «борьба с современными выбросами метана имеет смысл», и приведены любые два аргумента, которые соотносятся с требованием задания и с описанной ситуацией, допустим: 1) использована фактическая информация из источников 1 и 2 или любая другая верная информация, которая раскрывает необходимость борьбы с выбросами метана, например: - информация о вреде, который причиняют выбросы метана природной среде, здоровью и жизни людей; - информация о кумулятивном (накопительном эффекте), который связан с различными видами выбросов и пр. 2) использовано логическое опровержение высказывания, например: - «расходование» метана вовсе не означает его отсутствия в атмосфере и / или отсутствие его воздействия на климат в течение 9-12 лет. Могут быть приведены иные аргументы. |
1 | Ответ принимается частично. Записан вывод и приведен один любой аргумент. |
0 | Ответ не принимается. Записан только вывод. Приведенные аргументы не соответствуют ситуации и / или требованию задания. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задание 3 / 7
Некоторые члены команды увлеклись проблемой метановых выбросов. Они нашли информацию о метановом топливе и поняли, что переход автомобильного транспорта на метановое топливо может способствовать решению экологических проблем.
Познакомьтесь с текстом «Внедряем метановое топливо» и выполните задание.
Внедряем метановое топливо
Правительства многих стран прибегают к различным способам стимулирования перехода автомобильного транспорта на метановое топливо. В эпоху высоких цен на традиционное топливо природный газ (метан) становится наиболее реальной альтернативой привычному бензину и дизелю. Дело в том, что его октановое число составляет 105 единиц, он прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя и практически не снижает КПД мотора.
Кроме того, метан экологичен и безопасен. Так, выбросы углекислого газа у автомобиля на метане почти в три раза меньше, чем у бензинового, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными машинами. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в девять раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха.
Что касается безопасности использования метана, то достаточно знать лишь пару важных цифр. Например, нижний предел температуры самовоспламенения метана составляет 650 градусов по Цельсию, в то время как у дизеля она достигает 320, а у бензина— 250 градусов.
Но самое большое преимущество природного газа—это его стоимость. Цена метана—одна из самых низких по сравнению с другими видами топлива для двигателей внутреннего сгорания. Стоимость 1 куб. м. газа в среднем по России составляет 16 рублей. Причем кубометр метана эквивалентен по расходу одному литру бензина.
Источник информации: https://www.autonews.ru/news/5cd29ee59a7947406e8a1f7a
Какие факты из представленных ниже служат объяснением того, что переход на данный вид топлива благоприятен для состояния окружающей среды? Отметьте все верные ответы.
| Факты | |
1 | Метановое топливо является одним из самых дешевых видов топлива для двигателей внутреннего сгорания | |
2 | Объем выбросов углекислого газа значительно больше у двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине, чем у метановых | |
3 | Температура самовоспламенения метана выше, чем бензинового и дизельного топлива | |
4 | Дизельное топливо возгорается при 3200 С, бензиновое топливо - при 2500 С | |
5 | Метановые выбросы почти не содержат соединений серы | |
6 | Метановое топливо становится альтернативой привычному бензиновому и дизельному | |
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ принимается полностью: отмечены ответы 2, 5 и никакие другие |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задание 4 / 7
Ребята узнали, что в разных странах используются различные способы поощрения перехода автотранспорта к использованию метанового топлива. Введение одних мер приносит результаты практически сразу (краткосрочные меры) и эффект от них проявится в ближайшее время. Результатов от введения других мер придется ждать довольно долго (долгосрочные меры).
Какие из мер, представленных в таблице, являютсякраткосрочными, а какие - долгосрочными? Обратите внимание: некоторые меры вообще не предназначены для достижения поставленной цели (пометьте их в соответствующей графе).
| Мера | Краткосрочная | Долгосрочная | Не предназначена для достижения цели |
1 | Беспошлинный ввоз импортного оборудования для автозаправочных станций | | | |
2 | Освобождение владельцев автотранспорта на метановом топливе от платежей за парковку летом 2019 г. | | | |
3 | Запрет на строительство новых заправочных станций без блока заправки метаном | | | |
4 | Выдача автомобильных прав нового образца | | | |
5 | Рекламная акция «Купи автомобиль на метановом топливе в июне по сниженной цене» | | | |
6 | Льготная программа по обслуживанию автомобилей на метановом топливе на 2020 – 2035 гг. | | | |
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Ответ принимается полностью: верно заполнены все 6 строк - «не предназначены» «краткосрочное»» «долгосрочное» «не предназначены» «краткосрочное» «долгосрочное» |
1 | Ответ принимается частично: верно заполнены любые 4 или 5 строк. Неверных ответов нет. |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задание 5/7
Работая в интернете, школьники познакомились не только с высказываниями ученыхо глобальном потеплении. Они прочитали мнения пользователей социальных сетей по этойпроблеме – комментарии, оставленные ими к научным статьям или к обсуждениям на форумах.
Установите соответствие между высказываниями ученых и мнениями пользователей по проблеме глобального потепления. К каждому высказыванию ученого из первого столбца подберитемнение пользователя из второго столбца, котороеэтому высказыванию соответствует. Обратите внимание, что не всем приведенным высказываниям ученых соответствуют мнения пользователей, и что некоторые мнения пользователей могут не совпадать с ни с одним из приведенных высказываний ученых.
Высказывания ученых | Мнение пользователя |
А) Причинами глобального потепления среди прочих являются выбросы метана в атмосферу | 1) «Глобальное потепление/похолодание–это природа, астрономический цикл». |
Б) На изменения климата влияют естественные причины. | 2) «Больше всего от глобального потепления пострадает сельское хозяйство». |
В) Глобального потепления не происходит. | 3) «Хватит врать! У нас как было летом + 30°С, а зимой - 20°С в среднем, так и есть». |
Г) Деятельность человека способствует глобальному изменению климатических условий | |
Укажите под каждой буквой, обозначающей высказывание ученых, цифру соответствующегоему мнения пользователей. Если соответствующего мнения нет, поставьте под буквой цифру 0.
А | Б | В | Г |
0 | 1 | 3 | 0 |
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Ответ принимается полностью: указано 0, 1, 3, 0 |
1 | Ответ принимается частично: верно указаны любые 3 соответствия. Неверных ответов нет. |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует. |