Файл: Олимпиада по функциональной грамотности Глобальные компетенции Вариант Изменение климата при чем тут метан Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Олимпиада по функциональной грамотности

Глобальные компетенции

Вариант 1. Изменение климата: при чем тут метан?

Введение

По данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата, метан, который является парниковый газом, удерживает тепло и нагревает планету интенсивнее, чем углекислый газ. Наибольший рост выбросов метана за последние годы наблюдается в Африке и на Ближнем Востоке, в Южной Азии и Океании. Некоторые специалисты считают, что c метановыми выбросами бороться не следует.

При подготовке к национальной экологической олимпиаде команда школьников изучала влияние метана на глобальное потепление.
Задание 1/7

Команда школьников – участников экологической олимпиады использовала при подготовке информацию Интернета. Ребята изучили инфографику «Наш воздух и наш климат» и таблицу «Глобальные выбросы метана и возможности их снижения».
Г
лобальные выбросы метана и возможности их снижения



Источники

Возможности сбора и переработки метана

Нефтяная и газовая отрасли промышленности

Выбросы во время обычных работ или непредвиденных ситуаций

Модернизация технологий и оборудования.

Улучшение практики проведения работ с применением технологий сокращения выбросов.

Свалки

Выделение метана в процессе разложения органических отходов в условиях воздействия анаэробных бактерий, для которых свалки являются обычной средой обитания

Добыча метана с применением ряда скважин и вакуумных систем, доставляющих собранный газ к местам его применения (т.е., производство электроэнергии).

Угольные шахты

Метан выделяется из действующих и заброшенных подземных угольных шахт и открытых карьеров при добыче угля

Дегазация, проводимая путем бурения скважин и сбора метана при эксплуатации шахт.

Снижение количества метана в вентиляционных установках, при этом метан подвергается окислению и используется в различных процессах и (или) для производства электроэнергии.

Сельское хозяйство


Метан выделяется при разложении навоза (животноводство) и помета (птицеводство), хранящегося или обрабатываемого в анаэробной среде (т.е. при отстое в заливах, прудах, емкостях или ямах).

В закрытых анаэробных заливах проводят сбор выделяемого биогаза, который доставляется в определенный пункт для доставки в какой-либо работающий на газе аппарат (например, в двигатель).

Переработка органических отходов в специальных системах со сбором и дальнейшим применением метана



Ниже представлены факты и суждения. С некоторыми из них школьники познакомились, работая с инфографикой и таблицей, некоторые были новыми для них.

Какое из представленных ниже суждений школьники могли найти одновременно в двух источниках информации – и в инфографике, и в таблице? Отметьте один ответ.





Суждения




1

На современном этапе не существует технологий, которые приведут к снижению выбросов метана




2

Люди добывают метан, работая в угольных шахтах и карьерах




3

Свалки, которые возникают при утилизации отходов, являются источником метановых выбросов




4

Метан может оставаться в атмосфере до 12 лет





Система оценивания

Код

Содержание критерия

1

Ответ принимается полностью: отмечен ответ 3и никакие другие

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует.


Задание 2 / 7

Работая с докладом «Роль метана в изменении климата», школьники познакомились с мнениями представителей Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Группа исследователей обратила внимание на то, что метан исчезает из атмосферы в течение 12 лет, вступая в химические реакциис природными веществами. На этом основании был сделан вывод: борьба с современными выбросами метана теряет смысл.

Источник информации: http://www.vernadsky.ru/files/Publishing/rol_metana_v_izmenenii_klimata.pdf
Школьники решили оспорить мнение экспертов. Они опирались на изученные источники – инфографику «Наш воздух и наш климат» и таблицу «Глобальные выбросы метана и возможности их снижения».

Запишите вывод, противоположный по смыслу мнению экспертов, и два аргумента, которые могли бы привести школьники для его обоснования.

Ответ:





Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Ответ принимается полностью.

Записан противоположный по смыслу вывод (в любой формулировке), сущность которого – «борьба с современными выбросами метана имеет смысл», и приведены любые два аргумента, которые соотносятся с требованием задания и с описанной ситуацией, допустим:

1) использована фактическая информация из источников 1 и 2 или любая другая верная информация, которая раскрывает необходимость борьбы с выбросами метана, например:

- информация о вреде, который причиняют выбросы метана природной среде, здоровью и жизни людей;

- информация о кумулятивном (накопительном эффекте), который связан с различными видами выбросов и пр.

2) использовано логическое опровержение высказывания, например:

- «расходование» метана вовсе не означает его отсутствия в атмосфере и / или отсутствие его воздействия на климат в течение 9-12 лет.

Могут быть приведены иные аргументы.

1

Ответ принимается частично.

Записан вывод и приведен один любой аргумент.

0

Ответ не принимается.

Записан только вывод. Приведенные аргументы не соответствуют ситуации и / или требованию задания. ИЛИ Ответ отсутствует.



Задание 3 / 7

Некоторые члены команды увлеклись проблемой метановых выбросов. Они нашли информацию о метановом топливе и поняли, что переход автомобильного транспорта на метановое топливо может способствовать решению экологических проблем.

Познакомьтесь с текстом «Внедряем метановое топливо» и выполните задание.
Внедряем метановое топливо

Правительства многих стран прибегают к различным способам стимулирования перехода автомобильного транспорта на метановое топливо. В эпоху высоких цен на традиционное топливо природный газ (метан) становится наиболее реальной альтернативой привычному бензину и дизелю. Дело в том, что его октановое число составляет 105 единиц, он прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя и практически не снижает КПД мотора.

Кроме того, метан экологичен и безопасен. Так, выбросы углекислого газа у автомобиля на метане почти в три раза меньше, чем у бензинового, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными машинами. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в девять раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха.

Что касается безопасности использования метана, то достаточно знать лишь пару важных цифр. Например, нижний предел температуры самовоспламенения метана составляет 650 градусов по Цельсию, в то время как у дизеля она достигает 320, а у бензина— 250 градусов.

Но самое большое преимущество природного газа—это его стоимость. Цена метана—одна из самых низких по сравнению с другими видами топлива для двигателей внутреннего сгорания. Стоимость 1 куб. м. газа в среднем по России составляет 16 рублей. Причем кубометр метана эквивалентен по расходу одному литру бензина.

Источник информации: https://www.autonews.ru/news/5cd29ee59a7947406e8a1f7a
Какие факты из представленных ниже служат объяснением того, что переход на данный вид топлива благоприятен для состояния окружающей среды? Отметьте все верные ответы.




Факты




1

Метановое топливо является одним из самых дешевых видов топлива для двигателей внутреннего сгорания




2

Объем выбросов углекислого газа значительно больше у двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине, чем у метановых




3

Температура самовоспламенения метана выше, чем бензинового и дизельного топлива




4

Дизельное топливо возгорается при 3200 С, бензиновое топливо - при 2500 С




5

Метановые выбросы почти не содержат соединений серы




6

Метановое топливо становится альтернативой привычному бензиновому и дизельному






Система оценивания

Код

Содержание критерия

1

Ответ принимается полностью: отмечены ответы 2, 5 и никакие другие

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует.



Задание 4 / 7

Ребята узнали, что в разных странах используются различные способы поощрения перехода автотранспорта к использованию метанового топлива. Введение одних мер приносит результаты практически сразу (краткосрочные меры) и эффект от них проявится в ближайшее время. Результатов от введения других мер придется ждать довольно долго (долгосрочные меры).

Какие из мер, представленных в таблице, являютсякраткосрочными, а какие - долгосрочными? Обратите внимание: некоторые меры вообще не предназначены для достижения поставленной цели (пометьте их в соответствующей графе).





Мера

Краткосрочная

Долгосрочная


Не предназначена для достижения цели

1

Беспошлинный ввоз импортного оборудования для автозаправочных станций










2

Освобождение владельцев автотранспорта на метановом топливе от платежей за парковку летом 2019 г.










3

Запрет на строительство новых заправочных станций без блока заправки метаном










4

Выдача автомобильных прав нового образца










5

Рекламная акция «Купи автомобиль на метановом топливе в июне по сниженной цене»










6

Льготная программа по обслуживанию автомобилей на метановом топливе на 2020 – 2035 гг.











Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Ответ принимается полностью: верно заполнены все 6 строк - «не предназначены» «краткосрочное»» «долгосрочное» «не предназначены» «краткосрочное» «долгосрочное»

1

Ответ принимается частично: верно заполнены любые 4 или 5 строк. Неверных ответов нет.

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует.



Задание 5/7

Работая в интернете, школьники познакомились не только с высказываниями ученыхо глобальном потеплении. Они прочитали мнения пользователей социальных сетей по этойпроблеме – комментарии, оставленные ими к научным статьям или к обсуждениям на форумах.

Установите соответствие между высказываниями ученых и мнениями пользователей по проблеме глобального потепления. К каждому высказыванию ученого из первого столбца подберитемнение пользователя из второго столбца, котороеэтому высказыванию соответствует. Обратите внимание, что не всем приведенным высказываниям ученых соответствуют мнения пользователей, и что некоторые мнения пользователей могут не совпадать с ни с одним из приведенных высказываний ученых.



Высказывания ученых

Мнение пользователя

А) Причинами глобального потепления среди прочих являются выбросы метана в атмосферу

1) «Глобальное потепление/похолодание–это природа, астрономический цикл».

Б) На изменения климата влияют естественные причины.

2) «Больше всего от глобального потепления пострадает сельское хозяйство».

В) Глобального потепления не происходит.

3) «Хватит врать! У нас как было летом + 30°С, а зимой - 20°С в среднем, так и есть».

Г) Деятельность человека способствует глобальному изменению климатических условий





Укажите под каждой буквой, обозначающей высказывание ученых, цифру соответствующегоему мнения пользователей. Если соответствующего мнения нет, поставьте под буквой цифру 0.

А

Б

В

Г

0

1

3

0


Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Ответ принимается полностью: указано 0, 1, 3, 0

1

Ответ принимается частично: верно указаны любые 3 соответствия. Неверных ответов нет.

0

Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует.