Файл: Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия

Педагогическое взаимодействие осуществляется не только с отдельными учащимися, но и с целым классом, являющимся той общностью, в которой происходит непосредственное об­щение, порождающее систему межличностных отношений. Именно эти отношения образуют личностно-развивающую среду. Функции учителя, реализуемые в процессе педагогиче­ского взаимодействия, иные, чем функции учащихся. Для него они прежде всего организаторские, направленные на управление развитием класса и каждого ученика в нем. В задачи учи­теля входит трансформация социальных норм и правил в лич­ные требования, которые должны стать нормами поведения учащихся. Поэтому так важно установить доброжелательные, приязненные, теплые взаимоотношения с учащимися. Без это­го учитель не сможет выполнить свою миссию транслятора социальных ценностей.

Однако взаимоотношения, складывающиеся в процессе пе­дагогического взаимодействия, не должны быть стихийными и самостановящимися. Положительные, заботливые, добро­желательные, чуткие, доверительные взаимоотношения между учителями и учениками сказываются на успешности педаго­гической деятельности, психологической атмосфере, автори­тете учителя, а также на самооценке учащихся, их удовлетво­ренности вхождением в школьный и классный коллективы.

Характер отношений учителя к детям во многом определя­ет и систему взаимоотношений среди детей. Причем это отно­сится не только к детям раннего возраста, но и к подросткам, и к старшим школьникам. В педагогической практике наибо­лее часто встречаются следующие виды взаимоотношений педагогов с учащимися:

- устойчиво-положительные;

- неустойчиво-положительные;

- пассивно-положительные;

- пассивно-отрицательные;

- негативные.

Устойчиво-положительное отношение характеризуется по­стоянным вниманием к работе всего класса и отдельных уча­щихся, наличием деловых контактов, принятием всех учащих­ся, спокойной и положительной эмоциональной тонально­стью. Учителя с таким отношением реализуют в процессе пе­дагогического взаимодействия свою положительную направ­ленность, характеризующуюся такими личностными парамет­рами, как заинтересованность успехами учебной деятельности учащихся, стремление авансировать детей, поощрить их дос­тижения, ориентация на продвижение учащихся, умение под­черкнуть их уникальные особенности и др.


Неустойчиво-положительное отношение проявляется то­гда, когда имеют место элементы и положительного, и отри­цательного отношения, но с преобладанием положительно­го. Чаще всего это ситуативные отношения, обусловленные сменой настроения, результатами деятельности, поведением учащихся. При этом в поведении учителя могут быть замк­нутость, сухость, категоричность, педантизм, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, непоследовательность, чередование требовательности и либерализма, дружелюбия и враждебности.

Пассивно-положительное отношение - это индифферентное отношение. Оно обнаруживается тогда, когда положительное отношение скрыто или трудно определяется. При этом возни­кают дистанция между учителем и учащимися, безразличие, отсутствие взаимной тяги и стремления к взаимодействию.

Открыто-отрицательное отношение возникает тогда, ко­гда учитель или ученики демонстративно подчеркивают не­приязнь, неприятие друг друга, раздражительность, несовмес­тимость. Такое отношение встречается реже и, как правило, проявляется в ситуациях конфликта и взаимной агрессии. Его характеризует явная эмоционально-негативная направлен­ность - резкость, акцентирование внимания на недостатках, повторяющиеся замечания и наказания.

Пассивно-отрицательное отношение характеризуется неде­монстративным отрицанием детей, эмоциональной вялостью, безучастностью, скрытой неприязнью, сухостью, отчужденно­стью в общении с учениками, равнодушием к их успехам и неудачам, формализмом в работе.

Усвоение опыта негативных отношений порождает такие черты характера, как неуживчивость, крикливость, нетерпи­мость к чужому мнению или оценке другого, фрустрированность, агрессивность, склочность, злобивость и др.

Учитель с устойчиво-положительным отношением к уча­щимся быстрее завоевывает авторитет, вызывает симпатию и даже любовь со стороны учеников, желание подражать ему, считать его эталоном.

Ученики уже в начальных классах могут уловить и осоз­нать отношение учителя к ним. Подростки умеют опреде­лять, кого учителя любят больше других и за что, кто из учеников больше любит учителя и почему, могут дать обобщенные ответы на такие вопросы, как «нравится ли те­бе учитель», «как учитель относится к тебе лично» и др. По­лучить данные о взаимоотношениях учителя и учащихся можно не только в процессе наблюдения за учащимися на уроках, но и на переменах, на внеклассных мероприятиях, во время игр и индивидуальных бесед с детьми.



Отношение учителя к учащимся проявляется в той общей оценке, которую он дает классу, а также в дифференциро­ванных оценках отдельных учащихся. Учителя с устойчиво-положительным отношением дают наиболее высокую оцен­ку как классу, так и отдельным ученикам. Такие учителя подчеркивают достоинства каждого ученика, замечают ин­дивидуальные успехи, личностный рост, видят перспективы развития, не применяют крайних мер, любят индивидуаль­ные формы работы с детьми, однако остаются требователь­ными и принципиальными как к себе, так и к другим.

Учителя с неустойчиво-положительным или ситуативным отношением не имеют однозначных взглядов на личность уче­ника и возможности его развития. Характеристики, даваемые такими учителями, противоречивы, а оценка класса - неопреде­ленна. Учителя с открыто-отрицательным отношением дают отрицательную оценку классному коллективу или основной части учащихся, не могут найти подхода к ученикам, не же­лают работать с трудными, слабо подготовленными или ленивыми. Эмоциональное благополучие или самочувствие учащихся и учителей зависит от того, насколько симпатии и стремление к общению являются взаимными.

Пути улучшения межличностных отношений. Улучшению межличностных отношений способствуют следующие условия:

- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

- создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;

-введение в жизнь детей положительных факторов, рас­ширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливаю­щих уважение к общечеловеческим ценностям;

- использование учителем информации о структуре кол­лектива, о личных качествах учеников, занимающих различ­ное положение в классе;

- организация совместной деятельности, усиливающей кон­такты детей и создающей общие эмоциональные переживания;

- оказание помощи ученику при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение ко всем учащимся и объективная оценка независимо от уже сложив­шихся межличностных отношений, оценка успехов не только в учебной деятельности, но и в других ее видах;

- организация коллективных игр и других мероприятий, позволяющих ученику проявить себя позитивно, с незнако­мой стороны;


- учет специфики группировки, в которую входит ученик, ее установок, стремлений, интересов, ценностных ориентации.

Похвала любимого учителя, высказанное им положи­тельное отношение могут значительно повысить самооценку учащихся, пробудить стремление к новым достижениям, по­радовать его. Такая же похвала, высказанная учителем, который не принимается учащимися, может оказаться непри­ятной ученику и даже воспринята как порицание. Это случа­ется, когда педагог не признается не только этим учеником, но и всем классом.

При оценке успехов учащихся особенно важна требова­тельность учителя. У нетребовательного учителя ученики расхолаживаются, их активность снижается. Если же ученик воспринимает требования учителя как слишком высокие, то связанные с этим неудачи могут вызвать эмоциональный конфликт. Сможет ли ученик правильно воспринять требо­вания или нет, зависит от того, насколько в педагогической стратегии учителя учтены уровень притязаний учащихся, планируемые перспективы его жизнедеятельности, сложив­шаяся самооценка, статус в классе, т.е. вся мотивационная сфера личности, без учета которой нельзя осуществить про­дуктивное взаимодействие.

Исследования показывают, что в старших классах по­взрослевшие учащиеся характеризуют учителей, как пра­вило, позитивно, принимая во внимание не столько харак­тер, отношения учителя, сколько профессиональные каче­ства. Однако в числе «любимых» после окончания школы обычно называют не самых умных или профессионально развитых учителей, а тех, с которыми сложились довери­тельные и добрые взаимоотношения, тех, для кого эти уче­ники тоже были «любимчиками», т.е. приняты, избраны, высоко оценены.

Исследованиями установлено, что учителя чаще обра­щают внимание на тех школьников, которые вызывают у них то или иное эмоциональное отношение - симпатию, озабоченность, неприязнь. В то же самое время безразлич­ные им ученики не привлекают их внимания. Оказалось, что учитель склонен лучше относиться к «интеллекту­альным», дисциплинированным и исполнительным учени­кам. На втором месте стоят пассивно-зависимые и спокой­ные. На третьем - ученики, поддающиеся влиянию, но пло­хо управляемые. Самые нелюбимые - независимые, актив­ные, самоуверенные ученики.

Выделены признаки, по которым «опознается» стереотип­ная негативная установка учителя 
(А.А.Леонтьев):

- учитель дает «плохому» ученику меньше времени на от­вет, чем «хорошему», т. е. не дает ему времени подумать;

- если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ,

- он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ, но в то же время чаще ругает «плохого» ученика за такой же ответ и соответственно реже хвалит за правильный ответ;

- учитель стремится не реагировать на ответ «плохого» ученика, вызывает другого, не замечая поднятой руки, ино­гда вообще не работает с ним на уроке, реже улыбается ему, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».

Приведенный пример «дифференцированного» отношения к ученику в процессе педагогического взаимодействия пока­зывает, что даже очень продуктивная идея индивидуального подхода может быть искажена. Учитель должен быть адек­ватным и гибким в своих оценках.