Файл: Олимпиада по функциональной грамотности Глобальные компетенции Вариант Изменение климата при чем тут метан Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 6 / 7
Команда школьников победила в национальной экологической олимпиаде. Как и другие национальные команды - победители, она получила право участвовать в международном исследовании «Глобальное изменение климата». При встрече онлайн команды должны были распределить направления деятельности. Кураторы исследования заранее распределили проблемы для команд из разных стран. Они решили предложить африканским командам изучить роль метана в изменении климата. Их решение было связано с особенностями географического положения и социально-экономического развития государств этого региона.
На какие факты, связанные с особенностями географического положения и социально-экономического развития государств, могли опираться кураторы исследования, выбирая направление деятельности для команд из Африки? (Все факты, приведенные в таблице, подлинные).
Отметьте все верные ответы.
| Факты | |
1 | Специалисты из Эдинбургского университета пришли к выводу, что одна треть глобального увеличения выбросов метана выделяется в атмосферу из обширных заболоченных территорий Южного Судана | |
2 | Источником выбросов метана в морях и океанах являются донные отложения | |
3 | Развитие сельского хозяйства, увеличение поголовья скота – доминирующая причина увеличения выбросов метана там, где эта отрасль преобладает в экономике | |
4 | Лидером продолжительности проведения наблюдений за атмосферной концентрацией метана стала обсерватория Мауна Лоа на Гавайях | |
5 | Проводится множество измерений концентрации метана в атмосфере, как наземных, так и спутниковых | |
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Ответ принимается полностью: отмечены ответы 1, 3 и никакие другие |
1 | Ответ принимается частично: отмечен ответ 1 ИЛИ ответ 3. Неверные ответы не выбраны. |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задание 7 /7
Несколько команд из Африки не согласились с предложением кураторов и выразили желание изучать другую проблему. Проблема метана заинтересовала команду из Северной Европы.
Как Вы думаете, какие утверждения, приведенные в таблице, описывают возможные причины отказа команд из Африки от предложения кураторов? Отметьте «да» или «нет» для каждого варианта ответа.
| Утверждения | «Да» | «Нет» |
1 | У африканских участников проекта не было индивидуальных предпочтений при определении направления своей деятельности | | |
2 | Организаторы не учитывали личный опыт и интересы участников | | |
3 | Проблема метана не имеет значения в глобальном изменении климата | | |
4 | Организаторы считали, что их мнение будет принято без возражений | | |
5 | В отказе принять предложения организаторов проявилось нежелание школьников участвовать в проекте | | |
6 | За последние годы в Северной Европе наблюдается максимальный мировой рост выбросов метана | | |
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Ответ принимается полностью: верно заполнены все 6 строк: нет – да – нет – да – нет – нет в соответствующей последовательности |
1 | Ответ принимается частично: верно заполнены любые 5 строк. Неверных ответов нет. |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Вариант 2. Коммуникация и информация – движущие силы прогресса
Введение
Международнаяпрограммаразвитиякоммуникации
Еще в 1980 г. ЮНЕСКО была создана Международная программа развития коммуникации (МПРК). Ее цель – поддержка развивающихся странам в становлении собственных независимых СМИ для преодоления информационного неравенства.
ВМПРК говорилось: «Коммуникация, информация и знания – движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития. Однако страны, наименее развитые в социально-экономическом отношении, не имеют полноценного доступа к информации. Это препятствует их устойчивому развитию.
Укреплению потенциала средств коммуникации на основе свободного доступа к информации в развивающихся странах содействует Международная программа развития коммуникации ЮНЕСКО».
Источник информации: http://www.unesco.org/new/ru/communication-and-information/
Задание 1 /7
Работая над проектом о роли информации и коммуникации в современном мире, школьники изучали «Международную программу развития коммуникации». Они искали ответ на вопросы о том, почему отсутствие полноценного доступа к информации сказывается на углублении экономического неравенства между странами.
Какие из представленных ниже суждений объясняют связь междуполноценным доступом к информации и повышением уровня жизни населения?Отметьте все верные ответы.
| Суждения | |
1 | Новые технологии здравоохранения вносят свой вклад в увеличении средней продолжительности жизни населения страны | |
2 | Во многих странах мира существует неравенство социальных групп в распределении доходов | |
3 | Киберпреступники постоянно пытаются взламывать устройства удаленного наблюдения, базы данных с информацией, системы защиты финансовых организаций | |
4 | Общее социально-экономическое положение в наименее развитых странах внушает опасения, что они вряд ли реализуют цели, задачи и показатели, предусмотренные Международной программой развития коммуникаций | |
5 | Дистанционное обучение дает возможность получить современное качественное образование, не покидая место жительства | |
6 | Для иностранных инвестиций в экономику важен доступ всех субъектов рынка к актуальной информации | |
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Ответ принимается полностью: отмечены ответы 1, 5, 6 и никакие другие |
1 | Ответ принимается частично: отмечены любые два верные ответа. Неверные ответы не выбраны. |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задание 2/7
Для ответа на вопрос воспользуйтесь текстом ««Базовый пакет» в стране Х – благо или зло?»
Школьники изучали возможность доступа к интернет-ресурсам в разных странах. Один из них предложил включить в проект материал о дискуссии вокруг «базового пакета» доступа к интернету. Различные иностранные компании предлагают «базовый пакет» жителям экономически слаборазвитых стран, в которых интернет развит плохо. Ребята удивились: оказывается, предложение «базового пакета» вызвало противоречивые мнения у потенциальных потребителей.
«Базовыйпакет»встранеХ–благоилизло?
Х–многонациональная страна с низким уровнем социально-экономического развития. Одна из мировых социальных сетей предложила стране X бесплатный пакет базовых услуг для доступа в Интернет. В «базовый пакет» был включен доступ к ограниченному количеству определенных сайтов. Правительство страны Х не подержало эту инициативу. Представитель правительства заявил, что более бедным клиентам предлагают неполноценный интернет, и это нарушает принципы сетевого нейтралитета и равенства условий для всех пользователей. В развитых странах соблюдение сетевого нейтралитета, т.е. равных условий для всех пользователей, установлено законом. Социальную сеть обвинили в насаждении «цифрового колониализма».
В стране Х развернулась дискуссия по поводу такого решения правительства. Были высказаны разные точки зрения. Однако многие говорили о том, что для формирования своей точки зрения по данному вопросу им не достаточно информации.
Ответы на какие из перечисленных ниже вопросов помогут определить точку зрения жителей страны Х на предоставление социальной сетью «базового пакета» для доступа в Интернет? Отметьте «Поможет» или «НЕ поможет» для каждого вопроса.
| Вопрос | Да, поможет | Нет, не поможет |
1 | Доступны ли устройства для выхода в интернет для каждого жителя страны Х? | | |
2 | Доступ к какой именно информации получат предполагаемые пользователи? | | |
3 | Какие модели смартфонов и других устройств для доступа в Интернет рекламируют СМИ страныX? | | |
4 | Сколько в среднем времени проводят в Интернете жители страны, которые уже пользуются платными услугами Интернет-провайдеров? | | |
5 | Насколько могут вырасти в стране Х продажи устройств для выхода в Интернет с введением бесплатного доступа в сеть? | | |
6 | Повлияет ли использование Интернета на безопасность личных данных пользователей? | | |
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
2 | Ответ принимается полностью: верно заполнены все 6 строк: «да- да –нет- нет- нет- да» в соответствующей последовательности |
1 | Ответ принимается частично: верно заполнены любые 5 строк. Неверных ответов нет. |
0 | Ответ не принимается – все другие варианты ответа.ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задание 3 / 7
Школьники прочитали о том, что на получение равного доступа к информации может повлиятьмногонациональный состав населениястраны.
Выскажите предположение: почему многонациональный состав населения страны может стать проблемой для равного доступа к информации?
Ответ:
|
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ принимается полностью. Дается ответ, связанный с необходимостью перевода ресурсов на все языки, на которых говорит население страны, ИЛИ связанный с высокой стоимостью перевода ресурсов на все или многие языки ИЛИ любое другое верное предположение |
0 | Ответ не принимается. Приведенные аргументы не соответствуют ситуации и / или требованию задания. ИЛИ Ответ отсутствует. |
Задание 4 / 7
Школьники прочитали о том, что на получение равного доступа к информации может повлиять многонациональный состав населения страны.
Почему может быть неверным высказанное Вами при выполнении задания №3предположение о том, что многонациональный состав населения страны может стать проблемой для равного доступа к информации?
Ответ:
|
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Ответ принимается полностью – ответ связан с предположением, высказанным в задании 3. В ответе говорится о возможности использования официальных языков страны ИЛИ о наличии технических средств перевода (при условии бесплатного доступа) ИЛИ любой другой верный ответ |
0 | Ответ не принимается. Приведенные аргументы не соответствуют ситуации и / или требованию задания. ИЛИ Ответ отсутствует. |