Файл: Строительная отрасль является одной из отраслей материального производства, особенно динамично развивающейся в последние годы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статьей 745 ГК РФ установлена обязанность подрядчика по обеспечению строительными материалами, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

Рассмотрим возможные варианты обеспечения строительства материалами. Наиболее традиционным является способ, когда строительные работы выполняются из материалов подрядчика. В этом случае материалы приходуются на баланс подрядчика и участвуют в формировании себестоимости строительных работ:

Д-т 101 «Сырье и материалы» К-т 60 -180000 руб.- оприходованы полученный кирпич полуторный от поставщика без НДС,

Д-т 19 К-т 60 - 32400 руб. - принят к учету НДС по приобретенным материалам;

Д-т 10тзр К-т 60 – 3750 руб. – услуги по доставке кирпича поставщиком без НДС;

Д-т 19 К-т 60 - 675 руб. - принят к учету НДС по транспортным услугам.

Д-т 101 К-т 60 – 30508 руб. – оприходован раствор М-100 без НДС;

Д-т 19 К-т 60 – 5492 руб. – принят к учету НДС по полученным материалам;

Д-т 10тзр К-т 76 – 1200 руб. – услуги по доставке раствора сторонней организацией.

Оприходование материалов осуществляется на основании поступивших от поставщиков сопроводительных документов (счет-фактур, товарных накладных, товарно-транспортных накладных и др.) путем составления приходного ордера (форма № М-4). При приемке материалов, поступивших без документов, или при обнаружении несоответствия количества и качества материалов сопроводительным документам составляется акт о приемке материалов (форма №М-7), который может служить основанием для предъявления претензий поставщику.

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка осуществляется в соответствии с п. 16 ПБУ 5/01 одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы запасов;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);

- по себестоимости последних по времени приобретения (способ ЛИФО).

Учетной политикой ООО «Исток» установлено, что стоимость материалов, расходуемых на производство СМР, в бухгалтерском и налоговом учете определяется по средней стоимости их приобретения в текущем месяце.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду запасов путем деления общей себестоимости вида запасов на их количество, включая остатки на начало месяца.


Рассмотрим порядок определения стоимости материалов, отпущенных на выполнение СМР в ООО «Исток». Исходные данные для расчета представлены в Приложении 1.

Определим среднюю стоимость единицы кирпича полуторного одинарного: (15000+180000):(2500+36000)=5,06 руб./шт.

Стоимость списанного на производство СМР кирпича полуторного одинарного составит 187220 руб. (37000 шт. * 5,06 руб./шт.)

Поскольку в течение месяца кирпич силикатный одинарный не приобретался, то средняя себестоимость единицы при отпуске его в производство будет такой же, как и на начало месяца, т.е. 7,5 руб./шт. Значит, стоимость списанного кирпича составит 48375 руб. (6450 шт. * 7,5 руб./шт.).

Стоимость списанного раствора составит 30508 руб.

Д-т 20 К-т 101 – 266103 руб. - списаны материалы в производство СМР.

Кроме того, следует списать транспортно-заготовительные расходы.

Расчет стоимости ТЗР, подлежащих списанию на производство, приведен в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1. Распределение ТЗР между расходами на производство и остатками материалов на складе

Наименование показателя

Средняя стоимость материала, руб.

Сумма ТЗР, руб.

1. Остаток на начало месяца

63375

2750

2. Поступило за отчетный месяц

210508

4950

3. Итого

273883

7700

4. Процент ТЗР (гр.3:гр.2*100%)

2,811%

5. Списано за отчетный месяц

266103

7480

6. Остаток на конец месяца

7780

220


Д-т 20 К-т 10тзр – 7480 руб. – на производство СМР списаны транспортно-заготовительные расходы.

Для оформления отпуска материалов в производство используется лимитно - заборная карта (форма №М-8) при использовании нормативов расхода материалов. Во всех остальных случаях для оформления отпуска используется требование-накладная (форма №М-11).

Для списания основных материалов на затраты по выполнению работ материально ответственное лицо составляет отчет начальника строительного участка (производителя) работ о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (форма М-29), материальный отчет (форма № М-19) по материально ответственному лицу — производителю работ, начальнику строительного участка (отсутствует в унифицированных формах учетной первичной документации).



Отчет по форме М-29 служит основание для списания материалов на себестоимость и сопоставления фактического расхода материалов на выполнение работы с расходом, определенным по производственным нормам. Перечень основных материалов, по которым производится сопоставление, устанавливается организацией.

Отчет по форме М-29 составляется на основании:

- данных о выполненных объемах СМР в натуральном выражении, взятых из форм первичного учета по капитальному строительству (журнал учета выполненных работ по форме КС-6а, акта о приемке выполненных работ по форме КС-2);

Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме № КС-3.

Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.

Акт приемки выполненных работ по форме № КС-2 применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика)).

На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), которая применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Справка составляется в необходимом количестве экземпляров. Один экземпляр - для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика). В адрес финансирующего банка и инвестора Справка представляется только по их требованию.

Выполненные работы и затраты в Справке отражаются исходя из договорной стоимости.

Справка по форме № КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).


- утвержденных производственных норм расхода материалов на единицу измерения объема конструктивного элемента или вида работ;

- первичных документов по учету материалов (лимитно-заборных карт, требований и т.п.).

Поскольку формы М–29, М-19 не включены в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ организация должна разработать форму такого документа самостоятельно. В ней нужно обязательно указать следующие реквизиты в соответствии с п.2 ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете»: наименование документа, дату его составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи [49].

Отчет ежемесячно предоставляется в производственно-технический отдел (ПТО) и бухгалтерию в установленные сроки. В ООО «Исток» данный отчет предоставляется прорабом не позднее 7 числа каждого месяца. ПТО заполняет нормативные потребности в основных материалах. Если в отчетном месяце допущен перерасход материалов, то вместе с отчетом в ПТО должна быть предоставлена объяснительная записка о причинах перерасхода по установленной форме.

Оприходование и списание материалов у подрядчика осуществляется в общеустановленном порядке.

Расчеты между заказчиком и подрядчиком при таком способе обеспечения материалами могут производиться зачетом встречных однородных требований.

Д-т 60 К-т 62 – отражен зачет встречных однородных требований между заказчиком и подрядчиком. Рекомендуется двусторонний акт зачета встречных требований с указанием отдельной строкой НДС, относящегося к сумме зачета, или заключить договор зачета взаимных требований.

На основании ст. 745 ГК РФ обеспечивать строительство материалами и оборудованием может заказчик. В этом случае к договору строительного подряда оформляется спецификация материалов, поставляемых заказчиком [39]. В процессе строительства материалы остаются собственностью заказчика, подрядчик использует их как давальческое сырье и учитывает на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». С этого счета материалы списываются после подписания акта переработки. Отчет (акт) об использовании материалов заказчика составляется ежемесячно. В акте переработки материалов заказчика при выполнении подрядных работ должен содержать перечень переданных материалов, их количество по накладным, дата и номер акта № КС-2 о расходе материалов, подписи представителей заказчика и подрядчика [44].


Бухгалтерский учет у подрядчика при данном варианте обеспечения материалами следующий:

Д-т 003 – учтена стоимость принятых от заказчика стройматериалов;

Д-т 62 К-т 90-1 – сданы заказчику выполненные объемы СМР (без учета стоимости давальческих материалов);

Д-т 90-3 К-т 68 – начислен НДС в бюджет;

К-т 003 – списаны давальческие материалы, использованные при производстве СМР, принятых заказчиком;

Важным моментом в строительной деятельности является учет приобретения и монтажа технологического и прочего производственного оборудования. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета к оборудованию, требующему монтажа, относиться оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений.

Согласно Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке и заготовительно-складских расходов.

Стоимость работ по монтажу оборудования включается подрядчиком в акт о приемке выполненных работ (форма №КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и отражается в учете следующими записями.

У подрядчика полученное для монтажа оборудование учитывается на забалансовом счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа», в ценах, указанных в сопроводительных документах. При сдаче монтажных работ заказчику стоимость оборудования списывается подрядчиком с забалансового счета.

В случае если оборудование приобретается подрядчиком, то он при монтаже стоимость оборудования списывается на затраты производства. По окончании монтажных работ к оплате заказчику предъявляется полная стоимость смонтированного оборудования.

Бухгалтерские записи у подрядчика:

Д-т 10,19 К-т 60 – оприходовано оборудование;

Д-т 20 К-т 10 – стоимость оборудования списана на затраты подрядной организации;

Д-т 62 К-т 90-1 – выставлен счет заказчику на смонтированное оборудование;

Д-т 90-3 К-т 68 – начислен НДС в бюджет;

Д-т 90-2 К-т 20 – списана себестоимость монтажных работ, включая стоимость оборудования [9, с. 70].

Таким образом, в зависимости от способа обеспечения материалами, определенного договором строительного подряда, заключенного между заказчиком и подрядной организацией зависит отражение поступление строительных материалов на счетах бухгалтерского учета. Поступление материалов и их списание на производство строительно-монтажных работ оформляется соответствующими первичными документами, составляемые в установленном порядке.