Файл: Методические рекомендации для педагогов по составлению социальнопедагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(взято с сайта opmpk.68edu.ru)
Содержание:
-
Аннотация с. 3 -
Сокращения, обозначения, определения с. 4-5 -
Общие требования к составлению педагогических с. 6-7
характеристик на детей с ограниченными возможностями здоровья
-
Рекомендации к структуре и содержанию педагогических с.8- 12
характеристик
-
Список использованных источников с. 13-14
Аннотация
Роль взрослых, организующих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, часто является определяющей в их дальнейшей судьбе. Именно от качества педагогического воздействия зависит вероятность компенсации нарушений в развитии либо усугубление трудностей обучения, поведения, в целом формирование негативного отношения к учебной деятельности.
Поскольку становление психики детей происходит под влиянием обучения и воспитания необходимо учитывать в оценке особенностей их развития информацию педагогов (учителей, воспитателей), представленную в педагогических характеристиках.
Поэтому для объективной интерпретации полученных результатов при обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК значительную роль играет качество педагогических характеристик.
Целью данных методических рекомендаций (далее – рекомендации) является определение подходов, основных параметров при составлении педагогических характеристик на детей, направленных в ПМПК, которые имеют стойкие трудности в обучении, адаптации и поведении.
В рекомендациях представлены общие требования, рассмотрены вопросы о структуре, содержании характеристик, предложен список определений, сокращений, перечень аннотированных документов, которые необходимо знать педагогам.
Методические рекомендации адресованы, прежде всего, педагогам (учителям и воспитателям), но могут быть полезны и руководителям общеобразовательных учреждений, специалистам (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги), которые несут совместную ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сокращения, обозначения, определения
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья;
ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия;
ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум ОО;
ДЦП — детский церебральный паралич;
МКБ-10 — Международная классификация болезней десятого пересмотра;
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения;
ВОС — Всероссийское общество слепых;
ВОГ — Всероссийское общество глухих;
РДА — ранний детский аутизм;
СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
ОНР — общее недоразвитие речи;
ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
ИКТ — информационно-коммуникативные технологии;
СКОУ VIII вида — специальное (коррекционное) образовательное учреждение (для детей с нарушениями интеллектуальной сферы);
ЛФК — лечебная физическая культура;
ЗПР — задержки психического развития (термин специальной педагогики, медицинский диагноз устарел);
ЗУН — знания, умения, навыки;
ОС — образовательные стандарты.
Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам:
I вид — для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);
II вид — для детей слабослышащих;
III вид — для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);
IV вид — для детей слабовидящих;
V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи;
VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид — для детей с расстройствами отдельных учебных навыков или учебной деятельности в целом (в соответствии с МКБ-10, дети с задержками психического развития рассматривались в устаревшей классификации болезней, МКБ-9);
VIII вид — для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).
Компенсирующее обучение — предусматривает организацию психолого-педагогической помощи детям в условиях общеобразовательного учреждения, которые не охвачены системой специального образования, не имеют стойких нарушений в развитии, но могут находиться в трудных жизненных ситуациях.
Коррекционное обучение — организация специального обучения о путях, способах и средствах преодоления нарушений в развитии, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения — формирование механизмов компенсации нарушенных функций на учебном материале.
Коррекционное развитие — преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующих учебно-воспитательному процессу, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные стандарты.
Интегрированное образование — совместное обучение в общеобразовательных учреждениях здоровых детей и детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование — качественный уровень интегрированного обучения, при котором в ОО должны быть созданы специальные условия для коррекционного образования, развивающей и доступной среды. Инклюзивное образование предполагает наличие специального оборудования, дидактического материала, специального учебно-методического комплекса, наличие учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, других специалистов в соответствии с образовательными потребностями детей с ОВЗ и рекомендациями ПМПК.
Общие требования к составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с современным законодательством обращение в ПМПК родителей (законных представителей) является добровольным и зависит от организационной работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций, в которых обучаются (воспитываются) дети, имеющие трудности в обучении и (или) нарушения в поведении.
Для направления детей в ПМПК необходимы достаточные основания. Согласно педагогической психологии обучение и воспитание определяется как двуединый процесс. С одной стороны, рассматриваются реакции ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны, педагогическая деятельность учителя (воспитателя), направленная на организацию, стимуляцию и управление развитием ребенка.
Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности, они рассматриваются как совместная деятельность воспитателя и воспитуемого, обучающего и обучающегося, так как представляют собой ситуацию организованного общения.
Поэтому педагогические характеристики на детей, направленных в ПМПК, могут быть полезными при условии, что они соответствуют следующим требованиям
:
1.Характеристика должна содержать обобщенные результаты наблюдения за обучающимся (воспитанником).
2. Временные рамки наблюдения за ребенком должны соотноситься с учебным годом, меньшие сроки могут допускаться при выраженных нарушениях в развитии детей и необходимостью своевременного вмешательства в коррекцию организации учебно-воспитательного процесса.
3. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов, опираясь на наблюдения, зафиксированные в педагогической карте на ученика или описание в дневнике наблюдений.
4. Факты, описанные в характеристике, должны быть характерными для поведения данного ребенка и изложены последовательно.
5. В характеристике следует избегать поверхностных оценочных суждений, указаний на личностные «недостатки». Например, ссылки на плохое поведение, нарушения дисциплины, несфомированность учебных навыков должны быть обоснованы педагогическими мерами, направленными на организацию помощи ребенку с обязательным указанием ее результативности на протяжении всего периода обучения.
6. В характеристике на ребенка с ОВЗ обязательно необходимо указывать положительные стороны его личности, интересы и способности.
7. Педагогу не следует использовать специальные термины, обозначающие диагнозы, болезни и другие специфические особенности развития психики детей, так как это является компетенцией специалистов. Необходимо лишь указать причины пропусков (по состоянию здоровья, наблюдение или лечение у определенного врача и др.).
8. Содержание характеристики должно быть согласовано со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Согласование характеристики с руководителем общеобразовательного учреждения не должно носить формальный характер, так как администрация общеобразовательных учреждений несет ответственность за создание условий для организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
9. С характеристиками на детей, направленных школами или детскими садами в ПМПК, обязательно должны быть ознакомлены родители (законные представители). Информация об этом должна быть на листе характеристики.
10. Структура и содержание характеристики должны соответствовать современным требованиям ведения педагогической документации: последовательность, четкость и краткость изложения, отсутствие противоречий в формулировках, обоснованность поставленной проблемы, наличие предложений по организации психолого-педагогической помощи ребенку в процессе дальнейшего обучения.
Рекомендации к структуре и содержанию педагогической характеристики
К структуре характеристики нет определенных требований, однако обязательно должны быть включены следующие разделы:
1.Общие сведения о ребенке
На обучающегося ребенка в школе необходимо указать общий год обучения, в каком классе оставался на повторное обучение. Например, ученик 3 класса может обучаться пятый год, так как повторно был оставлен во 2 и 3 классах, обязательно необходимо указать вид общеобразовательной программы.
Если ребенок прибыл из другой школы, необходимо указать все сведения о предыдущем периоде: год поступления, причины перевода, обеспечить характеристику с предыдущего места обучения.
Кроме этого, в данном разделе необходимо отметить наличие длительных пропусков занятий и их причины. При наличии нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата необходимо указать степень нарушений, если такие сведения имеются в школьной карте или со слов родителей (законных представителей).
Для специалистов ПМПК имеет значение информация о семье ребенка. Поэтому необходимо дать сведения о составе семьи, наличии других детей (их возраст, особенности развития и обучения), об уровне образования родителей, их участии в воспитании детей, отношении к проблемам обучения данного ребенка, др.
2. Характеристика уровня сформированности знаний, умений и навыков:
Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы: что освоил ребенок, как относится к своим неудачам, какие виды помощи применялись педагогом для преодоления трудностей учащегося, какие результаты достигнуты.
При условии осуществления коррекционно-развивающей помощи (обучение по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VII вида или другим программам), необходимо описать формы ее организации, суть коррекционного компонента учебного плана, виды индивидуальных заданий, формы аттестации и результаты этой помощи.
В данном разделе необходимо обратить внимание на особенности работоспособности ребенка: скорость принятия и выполнения учебной задачи, реакции на требования педагога, возможность контроля своей деятельности и коррекции ошибок, наличие утомляемости или возбудимости, этапы снижения работоспособности и способы компенсации нарушений учебной деятельности ребенка.