Файл: Методические рекомендации для педагогов по составлению социальнопедагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(взято с сайта opmpk.68edu.ru)

Содержание:

  1. Аннотация с. 3

  2. Сокращения, обозначения, определения с. 4-5

  3. Общие требования к составлению педагогических с. 6-7

характеристик на детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Рекомендации к структуре и содержанию педагогических с.8- 12

характеристик

  1. Список использованных источников с. 13-14



Аннотация

Роль взрослых, организующих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, часто является определяющей в их дальнейшей судьбе. Именно от качества педагогического воздействия зависит вероятность компенсации нарушений в развитии либо усугубление трудностей обучения, поведения, в целом формирование негативного отношения к учебной деятельности.

Поскольку становление психики детей происходит под влиянием обучения и воспитания необходимо учитывать в оценке особенностей их развития информацию педагогов (учителей, воспитателей), представленную в педагогических характеристиках.

Поэтому для объективной интерпретации полученных результатов при обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК значительную роль играет качество педагогических характеристик.

Целью данных методических рекомендаций (далее – рекомендации) является определение подходов, основных параметров при составлении педагогических характеристик на детей, направленных в ПМПК, которые имеют стойкие трудности в обучении, адаптации и поведении.

В рекомендациях представлены общие требования, рассмотрены вопросы о структуре, содержании характеристик, предложен список определений, сокращений, перечень аннотированных документов, которые необходимо знать педагогам.

Методические рекомендации адресованы, прежде всего, педагогам (учителям и воспитателям), но могут быть полезны и руководителям общеобразовательных учреждений, специалистам (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги), которые несут совместную ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.


Сокращения, обозначения, определения

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья;

ПМПК — психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк — психолого-медико-педагогический консилиум ОО;

ДЦП — детский церебральный паралич;

МКБ-10 — Международная классификация болезней десятого пересмотра;

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения;

ВОС — Всероссийское общество слепых;

ВОГ — Всероссийское общество глухих;

РДА — ранний детский аутизм;

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;

ОНР — общее недоразвитие речи;

ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ИКТ — информационно-коммуникативные технологии;

СКОУ VIII вида — специальное (коррекционное) образовательное учреждение (для детей с нарушениями интеллектуальной сферы);

ЛФК — лечебная физическая культура;

ЗПР — задержки психического развития (термин специальной педагогики, медицинский диагноз устарел);

ЗУН — знания, умения, навыки;

ОС — образовательные стандарты.

Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам:

I вид — для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);

II вид — для детей слабослышащих;

III вид — для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);

IV вид — для детей слабовидящих;

V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид — для детей с расстройствами отдельных учебных навыков или учебной деятельности в целом (в соответствии с МКБ-10, дети с задержками психического развития рассматривались в устаревшей классификации болезней, МКБ-9);

VIII вид — для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).

Компенсирующее обучение — предусматривает организацию психолого-педагогической помощи детям в условиях общеобразовательного учреждения, которые не охвачены системой специального образования, не имеют стойких нарушений в развитии, но могут находиться в трудных жизненных ситуациях.

Коррекционное обучение — организация специального обучения о путях, способах и средствах преодоления нарушений в развитии, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения — формирование механизмов компенсации нарушенных функций на учебном материале.



Коррекционное развитие — преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующих учебно-воспитательному процессу, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные стандарты.

Интегрированное образование — совместное обучение в общеобразовательных учреждениях здоровых детей и детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование — качественный уровень интегрированного обучения, при котором в ОО должны быть созданы специальные условия для коррекционного образования, развивающей и доступной среды. Инклюзивное образование предполагает наличие специального оборудования, дидактического материала, специального учебно-методического комплекса, наличие учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, других специалистов в соответствии с образовательными потребностями детей с ОВЗ и рекомендациями ПМПК.

Общие требования к составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с современным законодательством обращение в ПМПК родителей (законных представителей) является добровольным и зависит от организационной работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций, в которых обучаются (воспитываются) дети, имеющие трудности в обучении и (или) нарушения в поведении.

Для направления детей в ПМПК необходимы достаточные основания. Согласно педагогической психологии обучение и воспитание определяется как двуединый процесс. С одной стороны, рассматриваются реакции ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны, педагогическая деятельность учителя (воспитателя), направленная на организацию, стимуляцию и управление развитием ребенка.

Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности, они рассматриваются как совместная деятельность воспитателя и воспитуемого, обучающего и обучающегося, так как представляют собой ситуацию организованного общения.

Поэтому педагогические характеристики на детей, направленных в ПМПК, могут быть полезными при условии, что они соответствуют следующим требованиям
:

1.Характеристика должна содержать обобщенные результаты наблюдения за обучающимся (воспитанником).

2. Временные рамки наблюдения за ребенком должны соотноситься с учебным годом, меньшие сроки могут допускаться при выраженных нарушениях в развитии детей и необходимостью своевременного вмешательства в коррекцию организации учебно-воспитательного процесса.

3. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов, опираясь на наблюдения, зафиксированные в педагогической карте на ученика или описание в дневнике наблюдений.

4. Факты, описанные в характеристике, должны быть характерными для поведения данного ребенка и изложены последовательно.

5. В характеристике следует избегать поверхностных оценочных суждений, указаний на личностные «недостатки». Например, ссылки на плохое поведение, нарушения дисциплины, несфомированность учебных навыков должны быть обоснованы педагогическими мерами, направленными на организацию помощи ребенку с обязательным указанием ее результативности на протяжении всего периода обучения.

6. В характеристике на ребенка с ОВЗ обязательно необходимо указывать положительные стороны его личности, интересы и способности.

7. Педагогу не следует использовать специальные термины, обозначающие диагнозы, болезни и другие специфические особенности развития психики детей, так как это является компетенцией специалистов. Необходимо лишь указать причины пропусков (по состоянию здоровья, наблюдение или лечение у определенного врача и др.).

8. Содержание характеристики должно быть согласовано со специалистами школы (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог). Согласование характеристики с руководителем общеобразовательного учреждения не должно носить формальный характер, так как администрация общеобразовательных учреждений несет ответственность за создание условий для организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.

9. С характеристиками на детей, направленных школами или детскими садами в ПМПК, обязательно должны быть ознакомлены родители (законные представители). Информация об этом должна быть на листе характеристики.

10. Структура и содержание характеристики должны соответствовать современным требованиям ведения педагогической документации: последовательность, четкость и краткость изложения, отсутствие противоречий в формулировках, обоснованность поставленной проблемы, наличие предложений по организации психолого-педагогической помощи ребенку в процессе дальнейшего обучения.

Рекомендации к структуре и содержанию педагогической характеристики

К структуре характеристики нет определенных требований, однако обязательно должны быть включены следующие разделы:

1.Общие сведения о ребенке

На обучающегося ребенка в школе необходимо указать общий год обучения, в каком классе оставался на повторное обучение. Например, ученик 3 класса может обучаться пятый год, так как повторно был оставлен во 2 и 3 классах, обязательно необходимо указать вид общеобразовательной программы.

Если ребенок прибыл из другой школы, необходимо указать все сведения о предыдущем периоде: год поступления, причины перевода, обеспечить характеристику с предыдущего места обучения.

Кроме этого, в данном разделе необходимо отметить наличие длительных пропусков занятий и их причины. При наличии нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата необходимо указать степень нарушений, если такие сведения имеются в школьной карте или со слов родителей (законных представителей).

Для специалистов ПМПК имеет значение информация о семье ребенка. Поэтому необходимо дать сведения о составе семьи, наличии других детей (их возраст, особенности развития и обучения), об уровне образования родителей, их участии в воспитании детей, отношении к проблемам обучения данного ребенка, др.

2. Характеристика уровня сформированности знаний, умений и навыков:

Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы: что освоил ребенок, как относится к своим неудачам, какие виды помощи применялись педагогом для преодоления трудностей учащегося, какие результаты достигнуты.

При условии осуществления коррекционно-развивающей помощи (обучение по общеобразовательной специальной (коррекционной) программе VII вида или другим программам), необходимо описать формы ее организации, суть коррекционного компонента учебного плана, виды индивидуальных заданий, формы аттестации и результаты этой помощи.

В данном разделе необходимо обратить внимание на особенности работоспособности ребенка: скорость принятия и выполнения учебной задачи, реакции на требования педагога, возможность контроля своей деятельности и коррекции ошибок, наличие утомляемости или возбудимости, этапы снижения работоспособности и способы компенсации нарушений учебной деятельности ребенка.