Файл: Методические рекомендации для педагогов по составлению социальнопедагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К этим способам относят следующие: снижение объема материала, увеличение сроков на выполнение заданий, поэтапное предъявление инструкций, ориентировка на практическую значимость, увеличение и разнообразие наглядного материала, оценивание результатов по этапам и с учетом затрат усилий ребенка, даже при условии неверных ответов и др.
3. Общая характеристика личности ребенка
Необходимо отметить внешний вид ребенка (опрятность, неряшливость, аккуратность), уровень культурно-гигиенических навыков, формы общения со сверстниками, особенности поведения, так как эти характеристики способствуют более полному пониманию причин трудностей в обучении и адаптации в детском коллективе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют общие и специфические особенности в развитии. При составлении характеристики необходимо не только обобщить материал, отметить закономерности в обучении и поведении, но и определить специфические трудности в обучении и понять их причины.
С целью эффективной организации педагогической работы по составлению характеристики предлагается примерный план наблюдений, который включает типологические характеристики поведения, общения и учебной деятельности детей.
В связи с этим предлагается памятка для использования при составлении характеристик на детей с ОВЗ:
- общительный или замкнутый, легко идет на контакт, отказывается от совместной работы, адекватно (неадекватно) воспринимает учебную ситуацию, взаимодействие затруднено, не понимает смысл задания, испытывает затруднения в общении и др.;
- активный, подвижный, вялый, инертный, пассивный, медлительный, легко возбудимый, неуравновешенный, спокойный, заторможенный, плаксивый, др.;
- быстро (медленно) реагирует на замечания, принимает помощь, не переключается в новые условия задачи и др.;
- преобладает настроение жизнерадостное, подавленное, угрюмое, реагирует без особых эмоций, отмечаются частые колебания настроения без видимых причин, др.;
- проявляет настойчивость в преодолении трудностей или отказывается от выполнения заданий, преобладает пассивность в действиях, др.;
- обращается за помощью, использует ее или помощь неэффективна;
- отношение к сверстникам дружелюбное, негативное, проявляет агрессивность без видимых причин, проявляет уважение к взрослым или грубость, нецензурные выражения и др.;
- проявляет организаторские способности в трудовых или иных действиях, отказывается от поручений, не подчиняется правилам в игровой деятельности и др.;
- откликается на поощрения, принимает замечания, старается их исправить или наоборот;
- принимает помощь детей, нуждается в постоянном контроле за поведением (учебной деятельностью), др.;
- активность речевого общения снижена, избегает речевого контакта, взгляда в глаза, не реагирует на речевые замечания, не умеет дать словесный отчет о проделанной учебной работе, др.;
- внешний вид неряшливый, в том числе учебники, тетради, культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно и др.;
- преобладает слуховое, зрительное, тактильное запоминание с показом наглядного материала, преобладает механический тип запоминания (нуждается в многократном повторении), объем кратковременной памяти достаточный (недостаточный), нуждается в многократном и поэтапном повторении инструкций с показом образца (алгоритм действий), быстро забывает, воспроизводит материал с пропусками, искажениями, придумывает, фантазирует и др.;
- внимание неустойчивое, не умеет сосредоточиться на вопросе, не дослушивает до конца инструкцию, действует хаотично, спонтанно, с трудом переключается в новые условия, отвлекается на посторонние шумы, прислушивается к ним, не умеет самостоятельно контролировать свои действия и др.
- с трудом или не умеет самостоятельно сравнивать понятия, классифицировать, систематизировать их, не умеет определять причинно-следственные закономерности и др.;
- в интеллектуальной деятельности преобладают действия с опорой на конкретные ситуации, с трудом понимает логические связи, нуждается в дополнительном разъяснении с привлечением наглядного материала и др.;
- имеет представления о сенсорных эталонах (величина, форма, цвет) или фрагментарные знания;
- понимает закономерности временных отношений (смена времен года, дней недели, частей суток);
- ориентируется (не ориентируется) в пространственных отношениях, в том числе на листе бумаги, на доске, др.;
- в учебной деятельности преобладают игровые действия, темп работы быстрый, действует спонтанно, не дослушивает инструкцию, или медленно включается в работу, быстро устает, отказывается завершать задание, не заинтересован в результате, нуждается в дополнительных паузах для отдыха, жалуется на плохое самочувствие (головная боль, сонливость и др.).
Список использованных источников
1. Введение в психодиагностику /К.М. Гуревич, Е.М. Борисова.- М. 2000.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития /под ред. С.Г. Шевченко.- М.: Арктика, 2001.
3. Диагностика и коррекция умственного развития /А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. - Петрозаводск, 1992.
4. Дифференциальная диагностика детей с нарушениями развития. Методическое пособие /сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.
5. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). - М. В.Секачев, 2007.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
7. Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссии //Дефектология.- 1988. - №1.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия». 2003.- 384 с.
9. Методические рекомендации. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях /сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2005.
10. Методические рекомендации. Компенсирующее обучение в общеобразовательных учреждениях/ Сост. Картухина Г.Н. - Южно-Сахалинск, изд-во СОИПиПКК, 2007. 29 с.
11. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы). - Боровичи, 2002.
12. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы/ Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 2001.
14. Усанова О.Н. Комплект практических материалов «Лилия» для профилактики, диагностики и коррекции психического развития детей. - М., 1994.
15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд-во центр ВЛАДОС, 2001.- 136 с. - Коррекционная педагогика.
16. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997.
17. Сатарова Л.А., 2009. Компетентность в области инклюзии как одно из условий успешной модернизации образования (http://www.edit.muh.ru/content)/.
18. Http://cor
-edu.irsot.ru