Файл: Экз. Методическая разработка для проведения проведения занятия на учебном сборе (кроме фармацевтического факультета) Тема 18 Работа санитарного инструктора роты (стрелкасанитара) на поле боя Обсуждена на заседании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА
Военная кафедра
УТВЕРЖДАЮ
НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ КазНМУ
полковник м/с Ж. Исабаев
«_______»___________________2018 года
Экз. №_____
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения проведения занятия на учебном сборе
(кроме фармацевтического факультета)
Тема № 18: « Работа санитарного инструктора роты (стрелка-санитара) на поле боя»
Обсуждена на заседании
учебно-методической комиссии
военной кафедры
Протокол №____
от «____»_________2018 г.
г. Алматы 2018 г.
Работа санитарного инструктора роты (стрелка-санитара) на поле боя.
Учебные вопросы и расчет времени
-
Розыск раненых -
Приблежение к раненым и оказание им первой медицинской помощи
-
Оттаскивание раненых в укрытие Обозначение мест укрытия раненых -
Извлечение раненых из боевой техники -
Вынос (вывоз) раненых с поля боя в наступательном и оборонительном бою -
Подготовка эволизационного транспорта и погрузка на него раненых и больных
Учебные и воспитательные цели. Дать практику студентам в организации и проведении розыска,приближения, оказания первой медицинской помощи, обозночения мест укрытия раненных, извлечение раненых из танков и боевых машин пехоты, сбора и выноса раненых из поля боя, погрузка их на санитарный, общевойсковой и авиационный транспорт. Привитие курсантам чувства самоотвержености ради спасения раненых. Время: 4 часа-1 этап
Место: учебно-тактическое поле (территория военной кафедры)
Учебно-материальное обеспечение:
Литература:
-
Учебник для санитарных инструкторов М-1973 г. Воениздат. -
Руководство для санитаров и санитаров-носильщиков М-1956 г. Воениздат. -
Учебник «военно-медицинская подготовка» «Медицина» 1984 г. г. Москва Ф.И. Комаров. -
Боевой устав Сухопутных войск (рота, батальон) стр. 288. -
Учебник ОТМС А.М. Шелепов, Л.М. Костенко, О.В. Бобенко,
г. Санкт-Петербург. Формат 2005.
Наглядные пособия:
Плакаты «Размещение раненых на разного рода автомобилях, самолетах и вертолетах»
Технические средства обучения:
-
Учебный танк -
Боевая машина пехоты -
Боевая медицинская машина, санитарный автомобиль АС-66 -
Бронированный санитарный транспортер на базе МТ-ЛВБ, Санитарный автомобиль УАЗ-39621 -
Автомобиль ГАЗ-66 -
Учебный самолет АН-2 -
Учебный вертолет -
Набор подручных средств для оказания первой медицинской помощи -
Набор подручных средств для обозначения места нахождения раненых -
Противогазы -
Сумка медицинская войсковая -
Аптечки индивидуальные -
Индивидуальные перевязочные пакеты -
Индивидуальные противохимические пакеты -
Лямки санитарные -
Специальная лямка Щ-4 -
Шлем для раненых в голову -
Иммитационные талоны
Организационно-методические по проведению занятия:
-
Тема изучается на одном занятии, продолжительностью 8 часов. Занятие является тактико-строевым. -
Исходя из цели занятия необходимо добиваться, чтобы каждый обучаемый отработал практически все элементы техники выполнение приемов предусмотренных учебными вопросами.
На последних двух часах занятия обучаемые должны практически отработать все приемы в их комплексе укладываясь во время, установленное нормативами. Поэтому накануне занятия во время самоподготовки курсанты должны изучить не только теоретические положения, касающихся предстоящего занятия, но и существующие нормативы оказания первой медицинской помощи, извлечение раненых из танков и боевых машин пехоты, загрузки (выгрузки) раненых в санитарный транспорт и транспорт общего назначения.
-
Накануне дня занятия в часы самоподготовки курсанты изучют рекомендованную литературу по предстоящим учебным вопросам. В это время преподаватель готовит себе ассистентов по одному на отделение (как правило, ассистентом должен быть командир отделения).
Ассистентов необходимо обучить практически выполнять все приемы действий санитарного инструктора, санитара-стрелка предусмотренных учебными вопросами предстоящего занятия, имея в виду, что они под общим руководством преподавателя будут обучать этим приемам студентов всего отделения.
Для практического обучения ассистентов необходимо привлечь хорошо подготовленных, грамотных фельдшеров и санитарных инструкторов войсковой части.
-
К началу занятий на учебно-методическом поле должны быть сосредоточены (раставлены, разложены) все предметы материально-технического оснащения в порядке последовательности отработки учебных вопросов данного занятия. -
В основе методики проведения занятия должны быть утвердившиеся в воисках принципы обучения войск:
А) краткий, устный рассказ
Б) детальный, в совершенстве выполненный показ
В) тренировка обучаемых до автоматизма
В начале занятия:
-
Организация занятия. Взвод выстраивается на учебно-методическом поле. Перекличка-проверка готовности курсантов к занятию (внешний вид, экипировка), устранение отмеченных недостатков. Доведение до личного состава цели занятия и места его проведения. -
Обязанности и оснащение санинструктора (санитара). Принципы работы санинструктора на поле боя. Опросом 2-3 курсантов выяснить знание ими: - какие обязаности возложены на санитарного инструктора и санитара–стрелка, какие средства относятся к табельному оснащению санитарного инструктора и санитара-стрелка – работа санитарного инструктора и санитара-стрелка в различных видах боя.
-
Розыск раненых на поле боя личного состава в способах розыска раненых на поле боя
Розыск раненых состоит в обследовании района боевых действий (очага массовых санитарных потерь) с целью обнаружения оставшихся не выведенными (не вынесенными) раненых. В зависимости от вида боя, характера местности, времени суток и погоды способы розыска раненых могут быть различными:
1) розыск раненых методом наблюдения за полем боя применяется при ведении наступательного боя в пешем строю на хорошо просматриваемой местности и при невозможности применения механизированных средств сбора (сильное огневое воздействие противника, труднопроходимая местность и т. д.). Суть его состоит в просмотре участка местности, где идут боевые действия и запоминания местонахождения раненых путем привязки их к местным ориентирам. Для этого каждому санитару устанавливается полоса наблюдения за боевыми порядками взвода и при обнаружении раненого приближается к нему. Следует иметь в виду, что здоровый солдат при перебежках всегда падает головой вперед, сразу оползает в сторону и как правило, окапывается. Раненый же падает в неопределенном положении (иногда навзничь), роняет оружие, не отползает и не перебегает;
2) розыск раненых методом поисковых групп применяется при ведении боевых действий в населенных пунктах, укрепленных районах, на сильно пересеченной местности, т. е. там, где местность непроходима для транспорта и плохо просматривается. Поисковые группы создаются за счет медицинского состава и солдат, выделяемых командованием. Группа разбивается на звенья по 2-3 человека, возглавляемые санитарным инструктором или секторе тщательно осматривает завалы, разрушенные здания и оборонительные сооружения, пожарища, чердаки, подвалы, погреба, колодцы подземных коммуникаций, пещеры и т. д. Для облегчения поиска в разрушенных зданиях, темных подвалах и оборонительных сооружениях разыскивающие должны иметь фонари, а для извлечения раненых из труднодоступных мест – специальные лямки (типа Щ-4);
3) розыск раненых методом «санитарных грабель» применяется в лесу, кустарниковых зарослях, на местности с высокой травой, кроме того ночью, в туман, пургу и т. д., т. е. там, где видимость ограничена. Участвующие в розыске выстраиваются в направлении поиска. При обнаружении раненых им оказывают первую медицинскую помощь и выносят в укрытие, которое обозначают. На сильно пересеченной местности с густой растительностью район поиска следует «прочесывать» дважды, по взаимно перпендикулярным направлениям;
4) розыск раненых методом «санитарных патрулей» применяется при медицинском обеспечении войск, форсирующих водные преграды. Патруль, состоящий из 2-3 человек, в пределах назначенного ему участка ведет наблюдение за местностью. При обнаружении раненых им оказывают первую медицинскую помощь и доставляют к месту сбора (укрытия).
-
Способы приближения к раненым
В зависимости от характера боя, плотности огня противника, рельефа местности и метеорологических условий санитары могут использовать различные способы приближения к раненым: 1) короткую перебежку; 2) движение пригнувшись; 3) пере ползание: а) по-пластунски; б) на боку; в) на полу четвереньках.
Передвижение к раненому короткой перебежкой применяется для быстрого преодоления открытых участков местности, находящихся под огнем противника.
Выполнение приема: готовясь к перебежке, принять положение «лежа ничком», затем, подтянуть правую (левую) ногу у груди и опираясь на кисти, быстро вскочить, стремительно перебежать к заранее намеченному ориентиру (или отползти) в сторону от места падения на 3-4 м для избежания прицельного огня противника.
В среднем перебежка занимает с 5-15 с, за которые пробегаются 20-40 м.
Передвижение к раненому пригнувшись, применяется при передвижении вне зоны прицельного огня противника с использованием складок местности или других укрытий. Выполняется бегом или ускоренным шагом с наклоненным вперед корпусом.
Переползание по-пластунски.Выполнение приема: лечь на землю, плотно прижаться к ней; правой рукой взять оружие за ремень и положить его на предплечье правой руки; подтянуть правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку возможно дальше вперед; отталкиваясь согнутой ногой, передвинуть тело вперед; подтянуть другую ногу, вытянуть другую руку и продолжать передвигаться в том же порядке; не поднимать высоко голову.
Переползание на боку. Выполнение приема: лечь на левый бок, подтянуть вперед правую ногу, согнутую в колене; опереться на предплечье левой руки, упереться каблуком сапога согнутой правой ноги в землю возможно ближе к себе; разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги; продолжать передвижение в том же порядке. Оружие держать правой рукой, положив его на бедро согнутой левой ноги.
Переползание на полу четвереньках. Выполнение приема: встать на колени и опереться на предплечье; оружие держать так же, как и при пере ползании по-пластунски; согнуть правую ногу и подтянуть ее к груди, одновременно согнуть и подтянуть под себя левую; выставив вперед другую руку, продолжать передвигаться в том же порядке.
Методические рекомендации по изучению первого учебного вопроса. Для отработки способов приближения к раненым личный состав отделения выстраивается в одну шеренгу и размыкается по фронту на 5 шагов так, чтобы обучаемые не мешали друг другу при выполнении приемов.
Руководителем занятия указывается рубеж нахождения «раненых» куда необходимо приблизиться санитарам. После показа способа приближения к раненому руководитель подает команды, по которым обучаемые приближаются к рубежу указанным способом.
Первая медицинская помощь включает в себя:
1. При поражении обычными видами оружия:
– временную останову наружного кровотечения с помощью давящей повязки, жгута, закрутки;
– наложение асептической повязки на рану или ожоговую поверхность при помощи пакета перевязочного индивидуального;
– иммобилизацию поврежденного участка при помощи проволочных шин и подручных средств;
– наложение герметической повязки на рану грудной клетки при открытом пневмотораксе;
-
тушение горящей одежды; -
инъекцию обезболивающими средствами из аптечки индивидуальной; -
искусственное дыхание по показаниям.
2. При поражении ядерным оружием:
– мероприятия, проводимые при обычных ранениях и ожогах;
– тушение горящей одежды;
– предупреждение попадания радиоактивных веществ в органы дыхания, пищеварения, в раны путем надевания респираторов, противогазов или наложение ватно-марлевых повязок;
– быстрейшее удаление пораженных за пределы участка заражения радиоактивными веществами;
– частичная санитарная обработка.
3. При поражении отравляющими веществами:
– надевание противогаза;
– введение антидотов;
– обработка зараженных открытых участков кожных покровов и обмундирования содержимым индивидуального противохимического пакета;
– вынос пораженного из очага поражения;
– искусственное дыхание.
4. При поражении бактериальными средствами:
– надевание индивидуальных средств защиты (противогаза, респиратора) органов дыхания;
– частичная специальная обработка