Файл: Экз. Методическая разработка для проведения проведения занятия на учебном сборе (кроме фармацевтического факультета) Тема 18 Работа санитарного инструктора роты (стрелкасанитара) на поле боя Обсуждена на заседании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. С.Д. АСФЕНДИЯРОВА

Военная кафедра

УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ КазНМУ

полковник м/с Ж. Исабаев

«_______»___________________2018 года
Экз. №_____
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения проведения занятия на учебном сборе

(кроме фармацевтического факультета)

Тема № 18: « Работа санитарного инструктора роты (стрелка-санитара) на поле боя»

Обсуждена на заседании

учебно-методической комиссии

военной кафедры

Протокол №____

от «____»_________2018 г.

г. Алматы 2018 г.

Работа санитарного инструктора роты (стрелка-санитара) на поле боя.

Учебные вопросы и расчет времени

  1. Розыск раненых

  2. Приблежение к раненым и оказание им первой медицинской помощи



  1. Оттаскивание раненых в укрытие Обозначение мест укрытия раненых

  2. Извлечение раненых из боевой техники

  3. Вынос (вывоз) раненых с поля боя в наступательном и оборонительном бою

  4. Подготовка эволизационного транспорта и погрузка на него раненых и больных

Учебные и воспитательные цели. Дать практику студентам в организации и проведении розыска,приближения, оказания первой медицинской помощи, обозночения мест укрытия раненных, извлечение раненых из танков и боевых машин пехоты, сбора и выноса раненых из поля боя, погрузка их на санитарный, общевойсковой и авиационный транспорт. Привитие курсантам чувства самоотвержености ради спасения раненых. Время: 4 часа-1 этап

Место: учебно-тактическое поле (территория военной кафедры)

Учебно-материальное обеспечение:
Литература:

  1. Учебник для санитарных инструкторов М-1973 г. Воениздат.

  2. Руководство для санитаров и санитаров-носильщиков М-1956 г. Воениздат.

  3. Учебник «военно-медицинская подготовка» «Медицина» 1984 г. г. Москва Ф.И. Комаров.

  4. Боевой устав Сухопутных войск (рота, батальон) стр. 288.

  5. Учебник ОТМС А.М. Шелепов, Л.М. Костенко, О.В. Бобенко,

г. Санкт-Петербург. Формат 2005.

Наглядные пособия:

Плакаты «Размещение раненых на разного рода автомобилях, самолетах и вертолетах»

Технические средства обучения:

  1. Учебный танк

  2. Боевая машина пехоты

  3. Боевая медицинская машина, санитарный автомобиль АС-66

  4. Бронированный санитарный транспортер на базе МТ-ЛВБ, Санитарный автомобиль УАЗ-39621

  5. Автомобиль ГАЗ-66

  6. Учебный самолет АН-2

  7. Учебный вертолет

  8. Набор подручных средств для оказания первой медицинской помощи

  9. Набор подручных средств для обозначения места нахождения раненых

  10. Противогазы

  11. Сумка медицинская войсковая

  12. Аптечки индивидуальные

  13. Индивидуальные перевязочные пакеты

  14. Индивидуальные противохимические пакеты

  15. Лямки санитарные

  16. Специальная лямка Щ-4

  17. Шлем для раненых в голову

  18. Иммитационные талоны



Организационно-методические по проведению занятия:

  1. Тема изучается на одном занятии, продолжительностью 8 часов. Занятие является тактико-строевым.

  2. Исходя из цели занятия необходимо добиваться, чтобы каждый обучаемый отработал практически все элементы техники выполнение приемов предусмотренных учебными вопросами.

На последних двух часах занятия обучаемые должны практически отработать все приемы в их комплексе укладываясь во время, установленное нормативами. Поэтому накануне занятия во время самоподготовки курсанты должны изучить не только теоретические положения, касающихся предстоящего занятия, но и существующие нормативы оказания первой медицинской помощи, извлечение раненых из танков и боевых машин пехоты, загрузки (выгрузки) раненых в санитарный транспорт и транспорт общего назначения.

  1. Накануне дня занятия в часы самоподготовки курсанты изучют рекомендованную литературу по предстоящим учебным вопросам. В это время преподаватель готовит себе ассистентов по одному на отделение (как правило, ассистентом должен быть командир отделения).

Ассистентов необходимо обучить практически выполнять все приемы действий санитарного инструктора, санитара-стрелка предусмотренных учебными вопросами предстоящего занятия, имея в виду, что они под общим руководством преподавателя будут обучать этим приемам студентов всего отделения.

Для практического обучения ассистентов необходимо привлечь хорошо подготовленных, грамотных фельдшеров и санитарных инструкторов войсковой части.

  1. К началу занятий на учебно-методическом поле должны быть сосредоточены (раставлены, разложены) все предметы материально-технического оснащения в порядке последовательности отработки учебных вопросов данного занятия.

  2. В основе методики проведения занятия должны быть утвердившиеся в воисках принципы обучения войск:

А) краткий, устный рассказ

Б) детальный, в совершенстве выполненный показ

В) тренировка обучаемых до автоматизма

В начале занятия:

  1. Организация занятия. Взвод выстраивается на учебно-методическом поле. Перекличка-проверка готовности курсантов к занятию (внешний вид, экипировка), устранение отмеченных недостатков. Доведение до личного состава цели занятия и места его проведения.

  2. Обязанности и оснащение санинструктора (санитара). Принципы работы санинструктора на поле боя. Опросом 2-3 курсантов выяснить знание ими: - какие обязаности возложены на санитарного инструктора и санитара–стрелка, какие средства относятся к табельному оснащению санитарного инструктора и санитара-стрелка – работа санитарного инструктора и санитара-стрелка в различных видах боя.





  1. Розыск раненых на поле боя личного состава в способах розыска раненых на поле боя

Розыск раненых состоит в обследовании района боевых действий (очага массовых санитарных потерь) с целью обнаружения оставшихся не выведенными (не вынесенными) раненых. В зависимости от вида боя, характера местности, времени суток и погоды способы розыска раненых могут быть различными:

1) розыск раненых методом наблюдения за полем боя применяется при ведении наступательного боя в пешем строю на хорошо просматриваемой местности и при невозможности применения механизированных средств сбора (сильное огневое воздействие противника, труднопроходимая местность и т. д.). Суть его состоит в просмотре участка местности, где идут боевые действия и запоминания местонахождения раненых путем привязки их к местным ориентирам. Для этого каждому санитару устанавливается полоса наблюдения за боевыми порядками взвода и при обнаружении раненого приближается к нему. Следует иметь в виду, что здоровый солдат при перебежках всегда падает головой вперед, сразу оползает в сторону и как правило, окапывается. Раненый же падает в неопределенном положении (иногда навзничь), роняет оружие, не отползает и не перебегает;

2) розыск раненых методом поисковых групп применяется при ведении боевых действий в населенных пунктах, укрепленных районах, на сильно пересеченной местности, т. е. там, где местность непроходима для транспорта и плохо просматривается. Поисковые группы создаются за счет медицинского состава и солдат, выделяемых командованием. Группа разбивается на звенья по 2-3 человека, возглавляемые санитарным инструктором или секторе тщательно осматривает завалы, разрушенные здания и оборонительные сооружения, пожарища, чердаки, подвалы, погреба, колодцы подземных коммуникаций, пещеры и т. д. Для облегчения поиска в разрушенных зданиях, темных подвалах и оборонительных сооружениях разыскивающие должны иметь фонари, а для извлечения раненых из труднодоступных мест – специальные лямки (типа Щ-4);

3) розыск раненых методом «санитарных грабель» применяется в лесу, кустарниковых зарослях, на местности с высокой травой, кроме того ночью, в туман, пургу и т. д., т. е. там, где видимость ограничена. Участвующие в розыске выстраиваются в направлении поиска. При обнаружении раненых им оказывают первую медицинскую помощь и выносят в укрытие, которое обозначают. На сильно пересеченной местности с густой растительностью район поиска следует «прочесывать» дважды, по взаимно перпендикулярным направлениям;


4) розыск раненых методом «санитарных патрулей» применяется при медицинском обеспечении войск, форсирующих водные преграды. Патруль, состоящий из 2-3 человек, в пределах назначенного ему участка ведет наблюдение за местностью. При обнаружении раненых им оказывают первую медицинскую помощь и доставляют к месту сбора (укрытия).

  1. Способы приближения к раненым

В зависимости от характера боя, плотности огня противника, рельефа местности и метеорологических условий санитары могут использовать различные способы приближения к раненым: 1) короткую перебежку; 2) движение пригнувшись; 3) пере ползание: а) по-пластунски; б) на боку; в) на полу четвереньках.

Передвижение к раненому короткой перебежкой применяется для быстрого преодоления открытых участков местности, находящихся под огнем противника.

Выполнение приема: готовясь к перебежке, принять положение «лежа ничком», затем, подтянуть правую (левую) ногу у груди и опираясь на кисти, быстро вскочить, стремительно перебежать к заранее намеченному ориентиру (или отползти) в сторону от места падения на 3-4 м для избежания прицельного огня противника.

В среднем перебежка занимает с 5-15 с, за которые пробегаются 20-40 м.

Передвижение к раненому пригнувшись, применяется при передвижении вне зоны прицельного огня противника с использованием складок местности или других укрытий. Выполняется бегом или ускоренным шагом с наклоненным вперед корпусом.

Переползание по-пластунски.Выполнение приема: лечь на землю, плотно прижаться к ней; правой рукой взять оружие за ремень и положить его на предплечье правой руки; подтянуть правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку возможно дальше вперед; отталкиваясь согнутой ногой, передвинуть тело вперед; подтянуть другую ногу, вытянуть другую руку и продолжать передвигаться в том же порядке; не поднимать высоко голову.

Переползание на боку. Выполнение приема: лечь на левый бок, подтянуть вперед правую ногу, согнутую в колене; опереться на предплечье левой руки, упереться каблуком сапога согнутой правой ноги в землю возможно ближе к себе; разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги; продолжать передвижение в том же порядке. Оружие держать правой рукой, положив его на бедро согнутой левой ноги.


Переползание на полу четвереньках. Выполнение приема: встать на колени и опереться на предплечье; оружие держать так же, как и при пере ползании по-пластунски; согнуть правую ногу и подтянуть ее к груди, одновременно согнуть и подтянуть под себя левую; выставив вперед другую руку, продолжать передвигаться в том же порядке.

Методические рекомендации по изучению первого учебного вопроса. Для отработки способов приближения к раненым личный состав отделения выстраивается в одну шеренгу и размыкается по фронту на 5 шагов так, чтобы обучаемые не мешали друг другу при выполнении приемов.

Руководителем занятия указывается рубеж нахождения «раненых» куда необходимо приблизиться санитарам. После показа способа приближения к раненому руководитель подает команды, по которым обучаемые приближаются к рубежу указанным способом.

Первая медицинская помощь включает в себя:

1. При поражении обычными видами оружия:

­– временную останову наружного кровотечения с помощью давящей повязки, жгута, закрутки;

– наложение асептической повязки на рану или ожоговую поверхность при помощи пакета перевязочного индивидуального;

– иммобилизацию поврежденного участка при помощи проволочных шин и подручных средств;

– наложение герметической повязки на рану грудной клетки при открытом пневмотораксе;

  • тушение горящей одежды;

  • инъекцию обезболивающими средствами из аптечки индивидуальной;

  • искусственное дыхание по показаниям.

2. При поражении ядерным оружием:

­– мероприятия, проводимые при обычных ранениях и ожогах;

– тушение горящей одежды;

– предупреждение попадания радиоактивных веществ в органы дыхания, пищеварения, в раны путем надевания респираторов, противогазов или наложение ватно-марлевых повязок;

– быстрейшее удаление пораженных за пределы участка заражения радиоактивными веществами;

– частичная санитарная обработка.

3. При поражении отравляющими веществами:

­– надевание противогаза;

– введение антидотов;

– обработка зараженных открытых участков кожных покровов и обмундирования содержимым индивидуального противохимического пакета;

– вынос пораженного из очага поражения;

– искусственное дыхание.

4. При поражении бактериальными средствами:

­– надевание индивидуальных средств защиты (противогаза, респиратора) органов дыхания;

– частичная специальная обработка