Файл: Экз. Методическая разработка для проведения проведения занятия на учебном сборе (кроме фармацевтического факультета) Тема 18 Работа санитарного инструктора роты (стрелкасанитара) на поле боя Обсуждена на заседании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Погрузка носилочных раненых в грузовой автомобиль производится пятью санитарами, двое из которых работают в кузове.

Последовательность погрузки следующая.

По команде «Звено, Стой! Ставь!» носилки опускают на землю у автомобиля головным концом к заднему борту.

По команде «На стороны, марш!» санитары становятся с левой и правой сторон носилок к головному концу, третий санитар – к торцу ножного конца носилок.

По команде «К погрузке! Поднимай!» санитары поднимают носилки, ставят, их передними ножками на платформу кузова и вдвигают с помощью санитаров, работающих в кузове, до передней штанги.

Санитары, находящиеся в кузове, становятся лицом друг к другу у головного концов носилок (первый-между передним бортом и передней штанги, второй-за задней штангой), нагибаются через штанги, берутся за рукоятки и начинают поднимать носилки с превышением их головного конца над ножным. Первый санитар поднимает головной конец носилок выше штанги и подает его на себя так, чтобы обеспечить второму санитару возможность вывести ножной конец носилок из-под задней штанги и затем поднять его. Затем оба санитара перемещают носилки к левому борту автомобиля, устанавливают и закрепляют их в кронштейнах. Вторые носилки устанавливают у правого борта, третьи – рядом с первыми.

Санитары помогают пройти двум легкораненым к переднему борту автомобиля и усаживают их на левую и правую скамейки. Затем устанавливают остальные носилки с ранеными на полу кузова в той же последовательности, что и на штанги.

Носилки, установленные на полу, крепят к специальным скобам (ГАЗ-66) или бортам (у остальных автомобилей) с помощью подручных средств.

Санитары проверяют правильность установки и надежность крепления носилок и размещают легкораненых в задней части автомобиля на правой и левой скамейках.

Водитель автомобиля и санитары поднимают и закрепляют задний борт автомобиля, опускают и закрепляют тент.

Выгрузка раненых и больных из автомобилей производится в обратной последовательности.

  1. Розыск раненых . Опросом 2-3 курсантов необходимо выяснить знание ими:

  • кто организует розыск раненых

  • обязанности командиров подразделений и должностных лиц медицинской службы бригады по организации розыска раненых и эвакуаций с поля боя

– содержание первой медицинской помощи раненым, оказыываемой на поле боя

–какие существуют способы (перечислить):

а) оттаскивание раненых в укрытие


б) переноска раненых

в) обозначение раненых на поле боя и средства их обозначения (вукрытиях, в укрупненных гнездах)

г) подачи сигналов, применяемых на поле боя
Прослушав и прокоментировав ответы курсантов, преподаватель дает команду ассистенту (санинструктор) показать способы приблежения к раненым. Ассистент перед строем, при полной экипировке демонстрирует способы приближения к раненому, совершая перебежки, передвигаясь пригнувшись, переползая по-пластунски, на боку, на четвереньках. После этого под общим руководством преподавателя, ассистенты, используя индивидуальное медицинское оснащение и подручные средства, показывают перед строем способы и приемы оказания первой медицинской помощи, наложение жгута, наложение повязок и тренируют курсантов в выполнении этих приемов. После этого в таком же плане изучаются способы оттаскивания раненых в укрытие и обозначения их места нахождения.


  1. Извлечение раненых из танков и боевых машин пехоты.

  2. Погрузка раненых и больных на санитарный и общевойсковой транспорт, самолеты, и вертолеты. Перед началом отработки учебного вопроса «Способы и правила извлечения раненого из танка» необходимо с помощью командира танка показать курсантам:

  • верхний и нижний люк танка, как надо пользоваться ключом для открытия снаружи;

  • порядок размещения экипажа внутри танка, где находится войсковая аптечка, её содержание;

  • в таком же плане, с помощью командира машины, следует ознакомиться с боевой машиной пехоты. После этого вне танка на «раненом» солдате сидящем в положении механика водителя, фельдшер (санинструктор) части, под наблюдением преподавателя показывает как следует используя лямку Ш4, извлекать раненых из танка. Далее необходимо 4-х курсантов усадить на место экипажа танка механику водителю вручить имитационный талон, закрыть люк изнутри и одному из курсантов дать «вводную»: «Внутри танка раненый, ваши действия?» его действия корректирует фельдшер (санинструктор) части, привлекаемый к проведению занятий. Их совместные действия комментирует преподаватель, обращая внимание всех курсантов на те или иные элементы. Примерно в таком же плане отрабатывается вопрос извлечения раненых из боевой машины пехоты.

В это же время отрабатывается оказание первой медицинской помощи раненым танкистам.

После этого переходим к отработке вопроса «Правила и способы погрузки раненых в санитарный и общевойсковой транспорт, самолеты и вертолеты»



Кратко со взводом уясняются контрольные вопросы:

  • санитарный транспорт, используемый для эвакуции раненых войсковой медицинской службы, мед.службы армии, мед.службы фронта. Эвакуационные возможности выше перечисленного санитарного транспорта.

  • Общевойсковой транспорт, используемый для эвакуации раненых. Средства и способы его переоборудования для перевозки раненых.

Далее следует команда: «командирам отделения приступить к обучению и тренировке приемов погрузки и выгрузки раненых» и указывает какому отделению с какого вида транспорта начинать занятия с последующим с каким расчетом, чтобы каждое отделение смогло потренироваться на всех видах транспорта. Руководитель занятия осуществляет общее руководство, контроль и консультации по ходу занятий.

Практическое выполнение всего комплекса мероприятии по розыску, оказанию первой медицинской помощи, сбору и выносу раненых с поля боя, извлечению раненых из танков, погрузке раненых в различного вида транспорта для дальнейшей эвакуации.

Учебный взвод в полной экспировке выстраивается в 150-200 метрах от рубежа (района) санитарных потерь.

Взвод делится на 2 одинаковые группы: группа А- «раненые и больные», группа Б-«обучаемые». Группа А с иммитационными талонами, под руководством одного из ассистентов выдвигается и размещается в районе санитарных потерь.

В течении 50 минут с группой «Б» проводятся занятия с практической комплексной отработкой всех учебных вопросов, изучаемых в первые 4 часа, целесообразно вносить элемент соревнования с поощрением лучших исполнителей.

В последующем группы меняются местами и отрабатывают эти же вопросы в течение последующих 50 минут.

Подведение итогов преподаватель делает краткий разбор знаний по всей теме, положительные стороны и недостатки. Объявляет индивидуальные оценки и итоги соревнования.

Преподаватель военной кафедры КазНМУ

подполковник м/с запаса Лесбаев А.Т.