Файл: Управление корпоративными инновационными программами (Содержание инновационного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговая прибыль от акции Прибыль во время акции ± прибыль/убытки в 1-й месяц после акции + Прибыль во 2-й месяц х Срок действия акции — Затраты на акцию.

Срок окупаемости промо-акции складывается из продолжи­тельности акции и срока окупаемости после акции.

Срок окупаемости после акции = (Прибыль/убытки от акции во вре­мя акции – прибыль/убытки в 1-й месяц после акции) / прибыль во 2-й месяц [2].

Также можно привести в пример основные группы эффектов, получаемых в результате проведения программ продвижения для удобства их оценки (табл.1 и табл. 2).

Таблица 1-Показатели оценки экономического эффекта стимулирования

Цель проведения мероприятий по стимулированию

Показатели эффективности

Единицы измерения

Ознакомление потребителей с товаром, услугой, фирмой

Прирост уровня спонтанной известности бренда

Процент потенциальных потребителей, припомнивших или узнавших название бренда

Рост положительного отношения к фирме, товару, услуге

Прирост уровня положительного отношения

Процент потенциальных потребителей, положительно относящихся к фирме, товару, услуге

Углубление знаний о фирме, товаре, услуге

Прирост уровня знания свойств и характеристик фирмы, товара, услуги (в том числе адреса торговой точки)

Процент потенциальных потребителей, знающих характеристики фирмы, товара, услуги

Увеличения знания рекламного образа и лозунга

Прирост уровня знаний рекламного образа и лозунга

Процент потенциальных потребителей, знающих рекламный образ и лозунг

Увеличение числа посетителей торговых точек, сайта, количества телефонных звонков

Прирост числа посетителей

Число посетителей (чел.), количество посещений

Увеличение числа посетителей

Снижения отношения «покупатели/посетители» в магазине

Доля покупателей в процентах от общего числа посетителей

Увеличение числа покупателей, впервые совершивших покупку

Увеличения числа первичных покупателей и объема сделанных ими покупок

Число покупателей, число покупок, стоимость

Увеличение числа покупателей, повторно совершивших покупку (постоянных покупателей)

Увеличения числа постоянных покупателей и объема сделанных ими покупок

Число покупателей, число покупок, стоимость

Увеличение частотности покупок

Увеличение числа покупателей за определенный период в расчете на одного покупателя

Число покупок, приходящихся на одного покупателя за определенный период


Таблица 2 - Показатели оценки коммуникационного эффекта стимулирования

Таким образом, расчет итоговой эффективности затрат, должен проводится по обоим направлениям: с точки зрения экономичес­кой и коммуникационной эффективности.

Ниже представлены формулы расчета мероприятий по стиму­лированию продаж (рис. 1).

Рассмотрим для примера туристическую отрасль и, в частнос­ти, туристическую компанию «Олимпия».

На сегодняшний день туристическая отрасль в стране — наибо­лее активно развивающаяся. Ростуризмом выдано около 30 тыс. лицензий на туроператорскую и агентскую деятельность. Самые популярные направления — Турция и Египет, хорошо продвига­ются на российском рынке другие азиатские страны за счет уп­рощения визовых процедур. Популярность туров в Европу растет медленнее, здесь основными привлекательными моментами явля­ются экскурсионные и деловые программы. Очень сильный толчок получили такие направления, как выставки, семинары, дело­вые поездки и другие подобные мероприятия. Развивается рынок корпоративного отдыха. В России отдыхать выезжают уже целыми холдингами.

В 2005 г. суммарный оборот 50 крупнейших туристических фирм России вырос на 67%, достигнув отметки в 1899 млрд долл. Количество выездов за рубеж в России неуклонно растет с 1998 г. В 2004 г. количество поездок достигло 24,5 млн.

Главным направлением деятельности компании «Олимпия» (Германия) является разработка и продажа поездок граждан Гер­мании в Россию.

Санкт-Петербургское представительство компании выполняет следую­щие функции:

1. Въездной туризм (прибыль — результат деятельности герман­ского офиса):

  • организация приема туристов из Германии;
  • решение финансовых вопросов;
  • оформление регистрации для граждан Германии;

2. Выездной туризм (прибыль — результат деятельности санкт-петербургского офиса):

Туры в Германию:

• продажа экскурсионных туров. Присоединение туристов к группам, комплектуемым германским оператором — компа­нией «Альфа»;

• продажа индивидуальных и групповых деловых туров; бро­нирование отелей и наземного обслуживания согласно за­просу клиента, заказ осуществляется через германский офис «Олимпии» «Райзен»;

• оформление визы в Германию.

Авиабилеты: бронирование и продажа авиабилетов на российские и международные авиакомпании. Дополнительные услуги:

• оформление медицинской страховки;


• бронирование туров в другие страны на основании агентских договоров;

• содействие в оформлении загранпаспорта.

Анализ результатов продаж туров санкт-петербургским офисом за пери­од март—декабрь 2006 г. показал, что наблюдается существенный спад продаж на экскурсионные туры в Германию по сравнению с ситуацией за тот же период в 2005 г.

До августа 2005 г. компания практически не давала никакой рекламы в СМИ.

В буклете избыток ненужной информации и отсутствие необ­ходимой.

Недостаточно рекламной продукции (буклеты отелей, карты).

Сайт в Интернете — скорее антиреклама компании: информа­ция не структурирована, недостаточна, не обновляется.

Компания предприняла попытку продвижения на рынке в сег­менте «деловой туризм».

Для стимулирования продаж в деловой сезон провели акцию по стимулированию, направленную на «деловых туристов». В сред­нем без стимулирования компания направляла 20 человек в ме­сяц. С учетом программы стимулирования было запланировано поднять продажи до 40 человек в месяц. Программу было решено проводить в течение 2 месяцев.

Механика программы: при заключении договора на деловую по­ездку в Германию с 1 февраля по 1 апреля компания предоставляет 1 день проживания в выбранном отеле (не более 5 звезд) бесплатно, либо перелет в одну сторону бесплатно (на выбор клиента).

При поездке от компании более трех человек менеджер по про­дажам за каждого клиента получал бонус в размере 50 долл.

Затраты на акцию: оплата проживания в гостинице составляет в среднем 200 долл. в день на человека.

Перелет в одну сторону также в среднем равен 200 долл.

Сделана почтовая и электронная рассылка по базе 5000 клиен­тов. Затраты составили 50 000 руб. с учетом листовки.

Около офиса размещена наружная реклама (штендер) с указа­нием акции и вдоль проспекта штендер, за 1 км до офиса. Затраты составили 30 000 руб.

Поездки от компании более трех человек спланированы в коли­честве не более 12 человек.

Итоги акции: компания за 2 месяца привлекла 85 клиентов с по­мощью проведенной акции. Общий оборот составил 212 500 долл. До акции оборот за два месяца составлял 120 000 долл.

Маржинальный доход компании составляет 42% общего оборота.

Показатель (пример)

Значение показателя

Объем продаж (выручка) без стимулирования, долл.

120 000

Затраты (себестоимость продукции) 58%, долл.

120 000 x 0,58 = 69 600

Маржинальный доход без стимулирования 42%, долл.

120 000 x 0,42 = 50 400

Объем продаж (выручка) при стимулировании, долл.

212 500

Маржинальный доход с учетом стимулирования, долл.

212 500 x 0,58 = 89 250

Объем продаж от стимулирования, долл.

212 500 - 120 000 = 92 500

Маржинальный доход от стимулирования, долл.

89 250 - 50 400 = 38 850

Коммуникационные затраты на стимулирование (бонус), долл.

20 800

Маржинальный доход при стимулировании с уче­том затрат, долл.

38 850 - 20 800 = 18 050

Экономический эффект от стимулирования:

определение доли затрат в дополнительном товарообороте,%

(Затраты / Дополнительные продажи) x100

20 800/92 500 = 0.2248

0.2248 x 100 =22.5%

Определение доли затрат (коммуникационных) в дополнительном маржинальном доходе, %

20 800/18 050 = 1.152

1.152 x 100 = 115%


Таким образом можно рассчитывать эффективность всех ме­роприятий по стимулированию сбыта и промо-акций.

Критерии оценки реализации программы, периодичность и формы контроля

По ходу выполнения плана и использования имеющихся ресур­сов, как финансовых, так и временных, необходимо оценивать, на­сколько ситуация, которую прогнозировали, соответствует реальной. В связи с этим необходимо определить периодичность контроля.

Далее, представлены основные показатели, которые можно включить в контрольный список критериев оценки выполнения плана.

Традиционные показатели плана маркетинга

1. Доля рынка, занимаемая предприятием, и ее динамика, %

2. Объем продаж, руб.

3. Маржинальная прибыль, руб.

Маржинальная прибыль = Объем продаж — Прямые издержки

(на производство).

4. Маржинальная прибыль по новым продуктам.

5. Маркетинговый доход предприятия.

Обычно измеряется как разница в объеме продаж:, обусловленная маркетинговыми усилиями предприятия в течение анализируемого периода (динамика объема продаж:).

6. Маркетинговая прибыль предприятия.

Маркетинговая прибыль = Маркетинговый доход — Освоенный бюд­жет маркетинга.

7. «Знание, потребление, лояльность».

8. Количество новых клиентов.

9. Показатели эффективности использования финансовых средств, выделяемых на маркетинг:

  • число торговых сделок относительно числа проведенных коммерческих переговоров;
  • доля административных расходов на маркетинг в объеме продаж и др.

Очень часто маркетологи рассматривают маркетинговый план как план расходов, но конечная цель деятельности компании — прибыль. Соответственно, любые маркетинговые затраты необхо­димо рассматривать как инвестиции, которые в конечном счете, должны привести к увеличению дохода и прибыли компании.

Периодичность контроля программы продвижения — не реже одного раза в квартал по представленным выше показателям.

Для того чтобы определить наиболее важные показатели оцен­ки, рекомендуется воспользоваться следующим алгоритмом:

1. Определить стратегию, цели организации.

2. Сгенерировать длинный список индикаторов.

3. Сократить длинный список до оптимального количества.

4. Определить частоту оценки.

5. Выделить бюджет на проведение оценки коммуникационной эффективности.

6. Запланировать мероприятия по сбору информации, измене­ния в информационных системах.


7. Привязать индикаторы к системе мотивации.

8. Сформировать приборную доску для СЕО.

9. Периодически пересматривать.

Обобщая сказанное, подведем итог: разработка и реализация программы маркетинга позволяет скоординировать деятельность подразделений и оптимизировать затраты по выполнению постав­ленных целей в рамках инновационного проекта. Но самое глав­ное — получен не просто набор методик, а маркетинговая техно­логия, которая позволяет достичь высоких результатов.

6. Прогнозирование и расчет оценки эффективности мероприятий по стимулированию на примере нового продукта сокосодержащих напитков «B0TANIQ»

Для стимулирования продаж разработана кампания для диле­ров: за покупку увеличенного на 25% объема продукции (нако­пительно за месяц) относительно прошлого месяца предлагается бонус в виде свободного продукта в размере 3% от закупленной партии в натуральном выражении того же ассортимента.

Допустим, компания закупила в прошлом месяце 100 000 ко­робок сокосодержащих напитков. Если ее закупки составят не менее 125 000 коробок, то бонус составит 3750 коробок. Базовая цена 1 коробки сокосодержащих напитков для дилеров составляет 200 руб. Прогноз по росту объема продаж составлен на основании имеющейся статистики и оценивается как 2 500 000 коробок. Без акции оборот в месяц составлял 1 800 000 коробок у 20 дилеров, которые принимают участие в акции. Об акции сообщалось диле­рам посредством рассылки. Общие коммуникационные затраты на проведение акции (свободный продукт) по прогнозам составят: 75 000 коробок или 15 000 000 руб. По результатам проведения акции оборот вырос до 2 770 000 коробок.

Показатель (пример)

Значение показателя

1. Объем продаж (выручка) без стимулирования, руб.

1 800 000 x 200 360 000 000

2. Затраты (себестоимость продукции) 167%, руб.

360 000 000 x 0,67 241 200 000

3. Маржинальный доход без стимулирования 33%, руб.

360 000 000 x 33% = 118 800 000

4. Объем продаж (выручка) при стимулировании (прогноз), руб.

200 x 2 500 000 - 500 000 000

5. Маржинальный доход при стимулировании, руб.

500 000 000 - (500 000 000 x 67%) =

= 165 000 000

6. Дополнительный объем продаж от стимулирования, руб.

500 000 000 - 360 000 000 = 140 000 000

7. Дополнительный маржинальный доход от стимулирования, руб.

165 000 000 - 118 800 000 = 46 200 000

8. Коммуникационные затраты на стимулирование (реклама мероприятия), руб.

15 000 000

9. Маржинальный доход при стимулировании с учетом коммуникационных затрат, руб.

46 200 000 - 15 000 000 = 31 200 000

10. Экономический эффект от стимулирования (прогнозируемый):

определение доли затрат в дополнительном товарообороте,%

(затраты доп. продажи) x 100

15 000 000 /140 000 000 = 0.107

0.107 x 100 = 10.7

11. Определение доли коммуникационных затрат в дополнительном маржинальном доходе (прогноз), %

15 000 000 / 46 200 000 = 0.3246

0.325 x 100 = 32,5%

маржинального дохода — затраты на стимулирование

12. Экономический эффект от стимулирования (итоговый):

определение доли затрат в дополнительном товарообороте,%

200 x (2 770 000 x 0,03) / (200 x

x 2 770 000) - 360 000 000 x 100 = 8,6%