Файл: Курсовая работа по специальности 44. 02. 01 Дошкольное образование.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие развивающей предметно-пространственной среды………… 7
2. Требования ФГОС ДОО к развивающей предметно-пространственной
среде………………………………………………………………………….
3. Компоненты и принципы организации развивающей предметно-пространственной
среды в ДОУ………………………………………………………………… 14
4. Особенности организации предметно-пространственной среды в
разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО……….......…..... 17
5. Проблемы в организации развивающей предметно-пространственной
Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
4. Особенности организации предметно-пространственной среды в
разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО
Для детей младшего возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Центры развития в младшей группе: Центр познавательного развития, центр безопасности, центр правил дорожного движения «Светофор. «Центр песка и воды». «Лаборатория» или «Центр познавательно-исследовательской деятельности». «Уголок природы». «Юный конструктор», Центр здоровья и физического развития «Смелые, сильные, ловкие». «Будь здоров», центр игры, «центр театра». «Центр книги» или «Центр речевого развития». Центр художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!»). «Центр музыки», «Центр изо-деятельности» или «Центр художественно-эстетического развития». Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»), «Центр занимательной математики» или «Игротека».
РПП среда в среднем дошкольном возрасте: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Центры развития в средней группе: «Центр познавательного развития», «Мини-музей» или «уголок краеведения». Патриотический уголок «Наша родина – Россия». «Центр безопасности», Центр ПДД «Светофор. «Центр песка и воды», «Лаборатория» или «Центр познавательно-исследовательской деятельности». «Уголок природы», «Юный конструктор». Центр здоровья и физического развития «Смелые, сильные, ловкие». «Будь здоров» центр игры, «центр театра». «Центр книги» или «Центр речевого развития». Центр художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!»). «Центр музыки», «Центр изо-деятельности» или «Центр художественно-эстетического развития». Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»), «Центр занимательной математики» или «Игротека».
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Центры развития в старшей группе: «Центр познавательного развития», «Мини-музей» или «уголок краеведения». Патриотический уголок «Наша родина – Россия». «Центр безопасности» Центр ПДД «Светофор». «Лаборатория» или «Центр познавательно-исследовательской деятельности». «Уголок природы», «Юный конструктор». Центр здоровья и физического развития «Смелые, сильные, ловкие», «Будь здоров» центр игры, центр театра. «Центр книги» или «Центр речевого развития». Центр художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!») «Центр музыки», «Центр изо деятельности» или «Центр художественно-эстетического развития», Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»), «Центр занимательной математики» или «Игротека», «Центр дежурства».
Подготовительная группа: «Центр познавательного развития», «Мини-музей» или «уголок краеведения». Патриотический уголок «Наша родина – Россия». «Центр безопасности», Центр ПДД «Светофор». «Лаборатория» или «Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Уголок природы», «Юный конструктор». Центр здоровья и физического развития «Смелые, сильные, ловкие», «Будь здоров» центр игры, центр театра. «Центр книги» или «Центр речевого развития». Центр художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!»), «Центр музыки». «Центр изо деятельности» или «Центр художественно-эстетического развития». Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»), «Центр занимательной математики» или «Игротека», «Центр дежурства».
Требования к организации центров развития:
- центры должны быть разграничены между собой (мебель, столы, мольберты и т. д., но 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей;
- мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей;
- «тихие» и «шумные» центры разнесены, чтобы дети не мешали друг другу;
- материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей, должны быть включены во все центры;
- материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность должны быть представлены в достаточном количестве;
- центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения ОД и допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в группы;
- для чтения, прослушивания музыки, отдыха должно быть достаточно «посадочных мест»;
- в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними;
- РППС в группе организована так, чтобы воспитатель мог одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
- все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
- у каждого ребенка должно быть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
5. Проблемы в организации развивающей предметно-пространственной среды в ФГОС ДОО
На основе анализа современных разработок и исследований, выделим ряд проблем, которые присутствуют при организации предметно-развивающей среды в ДОУ:
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.
Заключение
ФГОС дошкольного образования подчеркивает важность учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, и создания особых условий для получения им образования.
Создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования конкретизировало подходы к обучению детей.
Хочется отметить, что в Стандарте прописаны определенные условия для создания предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.