Файл: Курсовая работа по специальности 44. 02. 01 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №8»
КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
на тему
Создание развивающей предметно-пространственной среды при реализации принципов ФГОС ДО


Выполнена:

обучающимся 31 группы

очно-заочного отделения

Кириченко Анастасией Алексеевной
Руководитель работы:

Каменева Елена Юрьевна
Оценка выполнения и защиты

курсовой работы ____________

Санкт-Петербург

2022 год

Содержание
Введение……………………………………………………......................… 3

1. Понятие развивающей предметно-пространственной среды………… 7

2. Требования ФГОС ДОО к развивающей предметно-пространственной

среде………………………………………………………………………….

3. Компоненты и принципы организации развивающей предметно-пространственной

среды в ДОУ………………………………………………………………… 14

4. Особенности организации предметно-пространственной среды в

разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО……….......…..... 17

5. Проблемы в организации развивающей предметно-пространственной

среды в ДОУ…………………………………………………………………... 21


Заключение……………………………………………………….................... 29

Список литературы…………………………..........…………………............ 31

Приложение ………………………………………...…….....…..................... 33
Введение

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.

Е.И. Тихеева
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Большую часть времени с двух до семи лет большинство детей проводит в детском саду. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.


Одним из важнейших условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-пространственной среды.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

К теории

Требования к развивающей предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах деятельности. Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включившие в себя следующие аспекты:

  • предметно-пространственную развивающую образовательную среду;

  • характер взаимодействия со взрослыми;

  • характер взаимодействия с другими детьми;

  • систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Согласно стандарта, создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованием:

  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

  • гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • создавать условия для развивающего образования;

  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.

Проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно созданная предметно–пространственная среда обладает большим потенциалом для гармоничного и здорового развития ребенка и его творческих способностей. Развивающая предметно - пространственная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.



Требования ФГОС ДО исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально–коммуникативного, познавательного, речевого, художественно–эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

К теории

Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.

Поэтому на сегодняшний день особо актуально стоит вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольного учреждения.

Цель исследования: изучение современных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Объект исследования: процесс создания РППС в ДОУ в соответствии с принципами ФГОС ДО.

Предмет исследования: развивающая предметно-пространственная среда ДОУ.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Определить требования ФГОС ДОО к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ,

  3. Рассмотреть компоненты и основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.

  4. Выявить особенности организации предметно-пространственной среды в разных возрастных группах.

  5. Рассмотреть проблемы при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.


1. Понятие развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.


В соответствии с ФГОС ДО, развивающая среда в ДОУ должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка [19,с.127].

В самом широком контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, психологический контекст понятия « развивающая среда» —это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [11,c.36].

В большинстве источников под развивающей средой понимается предметно-развивающая среда, в т.ч. и в ФГОС дошкольного образования. Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия. Развивающая среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонентов. Развивающая предметно-пространственная среда детства - система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда– предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда– система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.


Среда– система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А.Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда– совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда– это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка.

Предметно - пространственная среда - это совокупность педагогических и психологических условий для успешного протекания педагогического процесса. Среда должна быть рационально организованной в пространстве, актуальной по времени, насыщенной, разнообразной. В грамотно организованной среде ребенок активно развивается. В процессе познания и творчества задействуются его любознательность, воображение, коммуникативные навыки. Личность такого дошкольника развивается более гармонично.

Предметно-пространственная среда в детском саду помогает проявлять у детей различные способности, развивает самостоятельность и инициативу. Идет развитие разнообразных видов деятельности. «Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю». Однако, основным видом следует считать все-таки игру. Именно игры строят фундамент для дальнейшего накопления знаний и умений. Игровая деятельность помогает подготовить ребенка к школе, сформировать личностные качества, необходимые каждому субъекту.