Файл: Понятие и значение страхового (трудового) стажа в праве социального обеспечения.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1679
Скачиваний: 32
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Страховой стаж как правовая категория.
1.1 Исторический аспект становления и развития страхового стажа как правовой категории в РФ.
1.2 Понятие страхового стажа как правовой категории в РФ.
Глава 2 Виды страхового стажа стажа и его значение в праве социального обеспечения.
2.1 Виды страхового (трудового) стажа (общей специальности).
Введение
На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуществление и поддержание его достоинства для свободного развития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.
Российская Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной ситуации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.
Понятие «страховой стаж» является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа – постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.
Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим – уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.
Страховой стаж, во всех его видах, играет большую роль в социальном обеспечении, так как он является основным фактором при определении права на пенсию по старости вообще, на досрочную пенсию и т.д.
Актуальность данной темы очевидна, так как страховой стаж - это одна из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения и социальной помощи самым уязвимым категориям граждан.
Глава 1 Страховой стаж как правовая категория.
1.1 Исторический аспект становления и развития страхового стажа как правовой категории в РФ.
В дореволюционной юридической литературе о трудовом стаже как самостоятельном институте права не упоминалось. О нем шла речь в нормативных актах лишь в связи с назначением отдельных видов пенсий. Поэтому становление и развитие этого института необходимо рассматривать в неразрывной связи с развитием систем социального обеспечения вообще.
Вплоть до XIX века забота о нетрудоспособных членах общества не считалась обязанностью государства и носила, скорее, благотворительный характер.
Суть благотворительности выражается в том, что расходы, необходимые на общественное призрение, по существу определяются не масштабами действительной нужды, а состоянием финансов. Подобно тому, как частное лицо уделяет на дела благотворительности лишь столько, сколько может, точно также и государство суживает и расширяет свои «пособия» не столько в зависимости от своей нужды, сколько в зависимости от своих бюджетных излишков. К началу XX века хотя Россия и оставалась преимущественно аграрной страной, в ней быстро развивался капитализм и промышленное производство, в связи с чем "... вопросы оказания рабочим бесплатной медицинской помощи и выплаты пенсий, пособий при заболеваниях и травмах на производстве стояли очень остро". В стране сформировался рабочий класс, который существовал за счет продажи собственной рабочей силы. Потеряв по тем или иным причинам (старость, нетрудоспособность, безработица и т.п.) возможность продать свою рабочую силу, пролетарий был обречен на голодную смерть.
В первые годы двадцатого столетия правительство было вынуждено предпринять в этой области определенные шаги. Так, в 1901 г. утверждаются «Временные правила о пенсиях рабочим казенных заводов и рудников, утратившим трудоспособность», а в 1903 г. - Закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев.
Закон 1903 г. не предусматривал социального обеспечения рабочих, а вводил особую ответственность отдельных предпринимателей за увечье на производстве. В целом такая ответственность была построена на гражданско-правовых началах. Вознаграждение за имущественный ущерб, вызванный понижением или утратой трудоспособности, называлось пенсией.
В 1912 г. царское правительство приняло законы «О страховании от несчастных случаев» и «О страховании на случай болезни».
Уже с принятием первых социальных законов пенсионное обеспечение в дореволюционной России предстало как часть государственного социального страхования, поскольку упомянутые законы предусматривали и иные выплаты (например, пособия по временной нетрудоспособности) потерпевшим от несчастных случаев на производстве. В числе первых мероприятий Советской власти было Правительственное сообщение 1917 г. «О социальном страховании». Были выдвинуты следующие лозунги: - распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую и сельскую бедноту; - распространение страхования на все виды потери трудоспособности, а именно: на случай болезни, увечья, инвалидности, старости и т.д.; - возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и др.
Сразу же после революции Советская власть образовала систему всестороннего социального обеспечения пролетариата в форме социального страхования, обеспечения военнослужащих. Социальное обеспечение крестьянства не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организаций крестьянской взаимопомощи. Ремесленники и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также не имели права на обеспечение за счет государственной системы.
В начальный период финансирование социального обеспечения строилось на принципах страхования (сами трудящиеся, кроме ремесленников и других лиц, работавших самостоятельно, взносы в фонд не делали). Однако Декрет СНК от 17 апреля 1919 г. установил порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения. Все ранее существовавшие фонды были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения.
4 сентября 1922 г. ЦК РКП (Коммунистической партии Советского Союза) утвердил Тезисы о социальном страховании. В них указывалось: «Если в минувший период социальное обеспечение осуществлялось исключительно за счет государства, то из современных отношений вытекает необходимость замены государственного социального обеспечения лиц, занятых наемным трудом, социальным страхованием их за счет предприятий, в которых они работают».
Создается система всестороннего социального обеспечения лиц наемного труда, бывших военнослужащих и их семей. Социальное обеспечение крестьян, которые не относились к указанной категории лиц, в основном осуществлялось за счет крестьянской взаимопомощи, поскольку государство не могло обеспечить их из своих средств.
Основные положения, касающиеся государственного социального страхования, были включены в главу XVII КЗоТ (Кодекс Законов о Труде) 1922 года. В статье говорилось, что социальное страхование охватывает не только оказание лечебной помощи, выдачу пособий при различных видах временной нетрудоспособности, по безработице, на кормление ребенка, приобретение предметов ухода за ребенком, погребение, но и на пособие по инвалидности, в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца.
1.2 Понятие страхового стажа как правовой категории в РФ.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы. Такое определение содержится в Федеральном Законе № 27 — ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г.
Из данного определения страхового стажа можно выделить следующие признаки:
- Во-первых, поскольку в страховой стаж включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой взносов, то неработающие лица не могут вносить взносы на обязательное пенсионное страхование.
- Во-вторых, если трудовая деятельность не осуществляется по объективным социально значимым причинам (безработица, болезнь, уход за ребенком с 1,5 до 3-х лет и т. д.), зачет этих периодов в страховой стаж производиться не должен.
Лица имеющие право на страховую пенсию:
- Граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- Нетрудоспособные члены семей указанных выше граждан имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца (ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»);
- Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Принципы персонифицированного учета:
- Единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования в РФ;
- Всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов ПФР и учет сведений о застрахованных лицах;
- Доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;
- Использование сведений застрахованных лиц исключительно для целей пенсионного обеспечения;
- Соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов;
- Осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования его для назначения пенсии.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных
и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 10 и 11 с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.