Файл: Юридическая жизнь в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 449

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9. Правовая жизнь есть как сфера осуществления энергии права, его потенциала, творческой роли, так и совокупность многообразных форм правовой и противоправной активности участников правоотношений. В праве ведь субъекты живут в различном качестве: истцов и ответчиков, адвокатов и прокуроров, судей и экспертов, наследодателей и наследников, потерпевших и подсудимых, следователей и подозреваемых, свидетелей и обвиняемых, депутатов и избирателей, законопослушных граждан и рецидивистов.

10. Правовая жизнь содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие. Если к первым следует отнести само право (отражающее права человека, идеи справедливости, гуманизма, свободы и т.п.); правовую систему в целом; механизм правового регулирования; законные правовые акты (правомерные действия, их результаты, юридические документы); юридические поступки (как разновидность правомерного действия–юридического факта) и события как юридический факт; правовые режимы и составляющие их первичные юридические средства (льготы, поощрения, дозволения, запреты, наказания, обязанности и т.п.); правоотношения и юридическая практика; правосознание и правовая культура; законность и правопорядок; юридическая наука и образование (и их структуры) и т.д.; то ко вторымв основном негативные, противоправные явления (преступления и иные правонарушения; их субъекты и криминальные структуры; коррупция, злоупотребления, деформации правосознания, выражающиеся, в частности, в правовом нигилизме, идеализме, популизме; ошибки в праве и иные, препятствующие положительной юридической деятельности, факторы).
2.2 Правовое творчество и его роль в юридической жизни современного общества

Современное общество — сложная динамическая социальная система, развивающаяся по промежуточному сценарию (своего рода среднее состояние системы между порядком и хаосом), что обусловливается многочисленными факторами объективного и субъективного порядка, синергетический эффект действия которых довольно сложно предсказать и спланировать. По этой причине попытки разработки и принятия различных программ, концепций, проектов, направленных на развитие и совершенствование социально-правовой жизни, порой ставятся под сомнение.

Вместе с тем роль разумного организующего начала всегда была велика. Именно на его основе преимущественно фатальный путь к неустранимому хаосу и беспорядку меняет траекторию в сторону относительной упорядоченности жизни общества, его стабильного и поступательного развития, существования условий для личностного роста человека и т. п. Выражением разумного начала в жизни людей с давних пор выступает право, которое (если оно совершенно) нередко сравнивают с писаным разумом.


Процесс создания права — во многом творческий процесс. Право есть результат правового творчества. Сегодня важно ответить на вопросы о том, что же такое правовое творчество, каковы его природа и роль в юридической (правовой) жизни современного общества.

Правотворчество — это деятельность главным образом государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Невозможно с полной уверенностью положить этот термин в «корзину» позитивного права (догматического плана), так как авторы дают понять, что это деятельность прежде всего органов государства, а значит, косвенно (через представительные формы и институты), и деятельность всего общества, отдельных его объединений и даже лиц, отношениями (межсубъектным взаимодействием) которых собственно формируется само правовое содержание, закрепляемое благодаря государственной правотворческой деятельности в юридические формы (что тяготеет по своей смысловой направленности к социологическому правовому позитивизму, где создаваемая норма права рассматривается как формализованное выражение познанных социальных правовых источников, интересов, социально-правовых притязаний и пр.).

Описывая юридическое строение общества, известный русский правовед и преподаватель государственного права Б.Н. Чичерин отмечал: «Во всяком обществе господствует известный юридический порядок.

Первоначально он устанавливается самим обществом, силою обычая и фактических отношений, которые признаются всеми и получают принудительную силу решением общественных властей. На высших ступенях учреждение юридического порядка становится делом государства, которое, возвышаясь над обществом, как целое, владычествующее над частями, дает ему закон. Но, устанавливая общие нормы права, государство, как сказано, ограничивается чисто формальною стороной, общею для всех; самое же содержание этих общих норм, то есть определение юридической сферы того или другого лица, таких прав, которые оно имеет, и таких требований, которые оно может предъявлять другим, предоставляется взаимодействию самих этих лиц».

Другое избираемое нами понятие правотворчества также выражает и объективную социальную (правообразование), но вместе с тем сознательную природу данного юридического процесса как планомерно-рационального способа создания права. «Правотворческий процесс как планомерно-рациональный способ правообразования представляет собой систему организационнопроцессуальных действий уполномоченных органов (главным образом законодательных) государства, направленных на установление, изменение или отмену норм права». Здесь мы можем утверждать, что правотворчество является планомерным (соответствующим определенному плану, строению) и рациональным (от лат. rationalis — рассудочный и рассудительный, разумный; дельное заключение, правильный вывод, основанный на опытах и на разуме, то есть соответствующим разумному началу, им оперирующим, преобразующим объективное социальное право посредством мышления (в нашем случае — юридического) в необходимые правовые (законодательные) формы. В таком подходе к правотворчеству также можно увидеть (возможно, более отчетливо) синтез социального и юридического опыта, поскольку второй основывается (должен основываться) на первом.



Правовое творчество «связует» и одновременно «связывает» общество и государство в положительном смысле данного слова. Общество задает сигнал для вступления в действие правотворческого механизма, государство преобразует этот сигнал в правовые формы и с их помощью воздействует на сами общественные отношения. Развитие правотворчества обуславливается степенью разумности общества, и наоборот.

Разумность, право и правотворчество — тесно связанные явления. Первое представляет собой свойство человека, основу его деятельного начала, служит критерием и мерилом определения человека. Другое начало человека — деятельность, продуктом которой является и такой социальный регулятор поведения, как право. Юридические нормы — результат продуктивного разума, окультуренного, если можно так сказать, юридическими знаниями, продуцирующими через процесс правового творчества культуру права в общественную жизнь.

Культура — это продукт разума человека, но наиболее правильно сказать — человечества, нации, страны. «Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.

Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных нормативноправовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность (в ошибку), а именно — недооценить роль законодательства в формировании культуры».

Культура — это «продукт» длительной разумной деятельности человека, накапливающийся порой сотнями и тысячами лет. Такова и культура самого правового творчества. Взаимодействуя, они создают ту самую присущую только отдельному государству, народу, нации, общую культуру в целом и правовую культуру в частности.

Культура правотворчества — во многом производная величина от культуры общества в целом, правотворческой культуры участников собственно правотворческого процесса, роль которого чем выше, тем более проблемными становятся реалии современной социально-правовой жизни, сложнее вопросы государственноправового развития. Решение таковых — задача современного правотворчества, его субъектов, которые по определению должны быть высококультурными и образованными личностями, наделенными необходимыми компетенциями и выступающими носителями особой правотворческой культуры.


Таким образом, правотворчество — это социально обусловленная рациональная, творческая деятельность прежде всего компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение и отмену норм права посредством строго определенной процедуры. Правотворчество устанавливает некий баланс между государством и обществом, при помощи (в его рамках) правового творчества (сотворчества) они призваны влиять друг на друга. Заметим, что правовое творчество — прежде всего рациональная, а в определенных аспектах — сверхрациональная (метарациональная) творческая деятельность, цель которой не просто принятие нормативного правового акта (закона), регулирующего определенный род общественных и государственных отношений, а создание норм права, отвечающих всем экономическим, социокультурным, экологическим и другим критериям современного развивающегося общества. Посредством правотворчества общество не просто формально закрепляет, используя государственно-правовые институты, определенные правила поведения (нормы), но и отображает и закладывает в них свой культурный и исторический опыт, который должен работать на благо и развитие общества и государства. Чем выше будет культура правотворчества, тем органичнее и естественнее (качественнее) будут принимаемые в формате такового законы (акты правотворчества), эффективнее станет роль правового творчества в юридической жизни современного общества

Заключение

Юридическая жизнь общества - это форма социальной жизни, представляющая собой совокупность правовой деятельности множества субъектов и возникающих при этом различных юридических актов, выражающаяся преимущественно в правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов.

Позитивные и негативные проявления юридической жизни различаются по направленности и природе. Правовая жизнь включает разные полюсы жизненных процессов, многообразную юридическую реальность. Правовая жизнь позволяет взглянуть на правовую действительность.

В юридической жизни общества можно выделить несколько направлений развития: связанное с организацией социальных связей и дезорганизацией таких связей. В правовой жизни просматривается, как некая гармония между её отдельными элементами, так и некоторая рассогласованность, разлад и нарушение равновесия.


В результате проделанной работы были проанализирована и показана возрастающая роль и место профессии юриста в современном обществе, разобрана общая юридической жизни, определено значение и формирование правосознания и правовой культуры в совершенствовании индивидуальных и общественных уровней юридической жизни.

Список использованных источников и литературы



Нормативно–правовые и другие официальные документы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. – Справочная система гарант.

2. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ

3. Федеральный закон "О полиции" (ред от 07.02.2011) N 3-ФЗ 


4. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 01.06.2005). – Справочная система гарант.
5. Комментарии к Конституции Российской Федерации под редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: ИНФРА-М, 2009.
Литература
6. Валуйсков Н. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти / Н.В. Валуйсков // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 435-437.
7. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. М.: Книга по Требованию, 2018. –226 c.
8. Дроздова А.М. Признаки и принципы правового государства: их соотношение / А.М. Дроздова // Юридический вестник ДГУ. — Т. 26. — 2018. — № 2. – С. 25-30.
9. Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе / И.А. Егоров // Молодой ученый. — 2016. — №3.— С. 688-690.
10. Малько А.В. Теория государства и права – Москва: КНОРУС, 2012. —400с.
11. Медушевский А.Н. Государственные органы Российской Федерации // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2008.
12. Мусаилов Г.Р. Теоретико – правовые принципы взаимодействия органов государственной власти / Г.Р. Мусаилов // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» — 2019. — №3(30). – С. 1-4/
13. Чеботарев Г.Н. Принципы юридической жизни в современном обществе. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2008.

14. Чернова Э.Р. Юриспруденция и методы ее осуществления / Э.Р. Чернова // Стерлитамакский филиал БашГУ Россия, г. Стерлитамак. – 2017. – С. 1-8.
15. Шамшурин В. И. Общая характеристика юридической жизни (политология и политическая социология) // Социос.