Файл: Практическая работа к теме Страна патриотизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»

  1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям «Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).

Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Одна из основных ценностей: патриотизм — любовь к Родине.

Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина. Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

В сфере патриотического воспитания занятия в рамках программы «Разговоры о важном» направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных результатов: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

  1. Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма.

3-4 классы: «Наша страна - Россия».
3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.

Классный час в 3 – в классе.
Тема занятия: «Наша страна -Россия»

Класс: 3

Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности патриотизма

Патриотизм, любовь к Родине, самореализация, развитие.

Опорный конспект разговора о ценности «Патриотизм»

Часть 1. Мотивационная (4-5 минут).

Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня понедельник, и мы продолжаем разговоры о важном. А о чем же пойдет речь?

II. Основная часть.

1.     Сообщение темы занятия. Мотивационная часть.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим об очень важной теме для каждого человека. Чтобы вы быстрее догадались, о чем речь, я загадаю вам загадку:

Где белоствольные берёзки

Растут  везде под небом синим?

Они милы и так неброски,

Берёзки родом из (России).

И так тема нашего классного часа- разговора звучит так: «Наша страна - Россия».

2. А сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик.

(Просмотр видеоролика https://razgovor.edsoo.ru/video/369/ Учитель:  Ребята, вам понравился ролик?

Какие кадры из этого ролика вам запомнились больше всего? Какая же она наша Россия? Какие ассоциации у Вас возникают при этом слове?

Р-

О-

С-

С-

И-

Я-

Часть 2. Основная: беседа о том, что любовь к Родине передается от поколения поколению (18-20 минут).

Учитель: Давайте сегодня вместе еще раз поразмышляем о том, что значит любить свою Родину, и о том, как этому научиться. Для этого нам важно ответить на вопрос «Что мы Родиной зовём?». Это и простой, и очень сложный вопрос. Конечно, Родина для нас — это наша страна Россия. А что ещё? Хотелось бы услышать ваши ответы.

Примерные ответы детей: «Родина – это и люди, которые живут в нашей стране, и наша семья, и то место, где мы родились, и культура страны».

Учитель: Давайте послушаем текст песни «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Совпадут ли наши ответы?

Учитель: А как мы открываем для себя свою Родину? Как учимся ее любить?

Примерные ответы детей: «Сначала мы открываем для себя очень маленькую частичку Родины – свою семью, потом то место, где мы живем. Постепенно мы понимаем, что Родина – это наша страна Россия, что это люди страны. Мы начинаем сначала любить маму, семью, людей, родной край, а потом именно и страну».



Учитель: Мне было очень интересно выслушать ваши мнения. Соглашусь с вами, что человек открывает для себя Родину постепенно. Для малыша Родина – это его семья, потом он понимает, что это и то место, где он живет, его город, село, деревня, посёлок, станица. А потом он узнает, что живет в стране, которая называется Россия, что Родина – это страна с ее историей, культурой, великие и самые обычные люди этой страны. Именно поэтому любовь к Родине начинается с любви к маме, к семье, к людям, к природе родного края, к литературе и живописи, к прошлому и настоящему.

А у кого мы можем научиться любви к нашей Родине? И как этому учиться?

Примерные ответы детей: Мы можем поучиться у своих родителей, бабушек, дедушек. А еще мы можем, наверное, поучиться любви к Родине у тех, кто очень давно жил.

Учитель: Мы с вами знаем, что мудрость народа отражена в пословицах

и поговорках. Давайте вспомним пословицы о Родине и о любви к ней.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Много разных стран, а Родина одна.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родину-мать ничем не заменишь.

Всякому мила своя Родина.

Счастье Родины дороже жизни.

Постоим горой за свой край родной.

За Родину-мать не страшно умирать.

Родину любить — Родине служить.
Учитель: А в каких из этих пословиц отражена мысль, что любовь к Родине это не только умение восхищаться ее красотой, но и готовность постоять за свою Родину, работать, чтобы Родина стала еще краше и богаче?

Примерные ответы детей:

«Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Счастье Родины дороже жизни.

Постоим горой за свой край родной.

За Родину-мать не страшно умирать.

Родину любить — Родине служить».
Учитель: Предлагаю вам выполнить задание в парах: посоветуйтесь друг

с другом и подготовьте объяснение, как вы понимаете пословицу «Родину любить — Родине служить».

Даю вам небольшую подсказку: на доске записаны некоторые значения

слова «служить».

Служить:

– исполнять воинские обязанности, быть на военной службе.

– работать, трудиться во имя чего-либо, на благо чего-либо, кого-либо.

Учитель: Мы можем с вами сделать вывод, что любовь к Родине с давних

времен наши предки понимали и как преклонение перед красотой родной природы, и как готовность к делам на пользу Родине. А кроме пословиц и поговорок, как еще мы можем узнать, как раньше люди понимали любовь к Родине?


Примерные ответы детей: «Можно узнать из легенд, из художественных произведений».

Учитель: Предлагаю вам прочитать перевод на современный русский язык текста, который был написан почти восемьсот лет назад на древнерусском языке.

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская...!

(Цитируется по книге «Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М.: Художественная литература 1981.)

Учитель: Какие чувства испытывает человек, который пишет эти строки? Какие чувства вызывают эти строки у читателей?

Примерные ответы детей: «Автор передает свое восхищение страной,

чувство гордости. Читатели испытывают чувство восхищения и гордости».

Учитель: Автор восхищается красотой природы, городов и храмов, прославляет своих соотечественников, пишет о богатстве страны: «Всем ты преисполнена, земля Русская...!». Как вы думаете, а от кого зависит сохранение всего этого? Согласитесь ли вы с тем, что из чувства гордости за страну, из любви к ней вырастает и забота о стране?

Примерные ответы детей: «Зависит от людей. Любить – это значит и

заботиться».

Учитель: А теперь предлагаю послушать текст Константина Дмитриевича Ушинского, написанный сто пятьдесят лет назад.

Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и Родина.

Учитель: Поработаем в парах. Прочитайте этот текст еще раз и найдите

в нем ответы на вопросы:

Как К.Д. Ушинский объясняет, почему люди свою страну называют

Родиной?


Почему Родину называют матушкой, матерью?

Почему для любви к Родине важна связь с отцами и дедами?

Учитель: Вы обсудили в парах, а теперь давайте обсудим эти вопросы

вместе. Кто готов начать?

Примерные ответы детей: «Родина, потому что это та страна, где человек родился, где родились его родные. Родину называют матерью или ласково матушкой, потому что как мама дает человеку все самое необходимое, так и Родина дает всё самое необходимое, Родина, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Родина – это то место, где жили и прадеды, и деды, и родители, любовь к Родине передается от поколения к поколению».

Учитель: А теперь давайте прочитаем текст, написанный Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым в 1994 году.

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю, увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое

чувство…

Учитель: Попробуем определить, на какие два очень важных вопроса отвечает Дмитрий Сергеевич Лихачев в этом фрагменте книги «Письма о добром и прекрасном». Поработайте в группах. Постарайтесь определить вопрос для каждого абзаца. А потом мы обсудим мнения групп.

Примерные ответы детей: «Первый вопрос: «Что для человека является

главной целью жизни?»

Второй вопрос: «Как человек учится любви к Родине?»

Учитель: А теперь попробуем определить, как связаны эти вопросы и

ответы на них. Какой вывод мы можем сделать?

Примерные ответы детей: «Любовь к самым близким людям, к школе, к

месту, где живешь, и ко всей стране проявляется в том, чтобы делать всем

добро, совершать добрые поступки. Это могут быть и небольшие добрые

дела, и какие-то очень важные добрые дела. И еще он говорит, что учиться

этому нужно именно с детства».

Часть 3. Заключительная (5-6 минут)