ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Обширное строительство во Владимиро-Суздальской земле началось в середине XII века, в период княжения Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.), построившего ряд укрепленных городов на ее юго-западной и южной границах - Дмитров, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский и др.
2. Во владимиро-суздальском зодчества белый известняк стал господствующим строительным материалом и совершенно вытеснил кирпич. Владимиро-суздальские здания выложены целиком из белого камня с внутренним заполнением.
Особенности зодчества:
Храмы были белокаменными
Отличительной чертой самых древних храмов 12 века было почти полное отсутсвие декора ( арочный поясок украшал апсиды, а стены по середине горизонтально пересекала полочка – отлив, выше нее стену делали тоньше)
Немногочисленные узкие окна
Толстые крестообразные в плане столпы несли своды
Особенностью более поздних храмов 12-15 века стала белокаменная резьба.
Яркие примеры Влад.Суз. княжества:
Храм Бориса и Глеба в Кидекше. Крестово-купольное, 3х апсидное, шестиглавая
Успенский собор во Владимире 1158-1185.
Княжеская Резеденция в Боголюбова. Сохранился храм Рождества Богородицы(центр Боголюбово) крестово-купольный, 4х стопный. Одноглавый.
Покрова на Нерли
Согласно житию Андрея Боголюбского, Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году в честь победы над булгарами, одержанной годом ранее. Белый камень для строительства храма был привезен князем именно из Волжской Булгарии. Тот же источник сообщает, что этот храм является мемориалом, поставленным в память о погибшем сыне князя Андрея— Изяславе, скончавшемся в том же 1165 году. Церковь Покрова на Нерли стала первым храмом на Руси, возведенным в честь праздника Покрова Богородицы, который сам Андрей Боголюбский установил в середине XII века. Он был построен на искусственном холме, вариант крестово-купольного одноглавого четырех стопного типа храма. От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около 10×10 м без учёта апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами
и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности» интерьера. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, что создаёт очень ясный конструктивный «рисунок» храма.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. В оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Дмитриевский собор. Одноглавый 4хстопый. Одноглавый
Георгевский собор Крестово купольный 4х стопный одноглавый
Все соборы Владимиро-Суздальского княжества были расписаны фресками и украшены иконами. Киевско-византийская традиция постепенно перерабатывается в, Владимире. Искусство становится все самобытнее:
- Сильнее сказывается влияние церкви, которая ведет борьбу с пережитками язычества: образы святых становятся более суровыми и аскетичными, усиливается линейность и плоскостность изображения.
- С другой стороны в искусство все интенсивнее проникают влияния народной, древнеславянской культуры.
Икона Владимирской Богоматери. Иконографический тип знамения – непорочность зачатия девы марии. Была написана Византийским мастером для Юрия Долгорукого находилась во Владимирском успенском соборе.
Спас Содержитель
Фрагменты фресок из Дмитриевского собора. Они принадлежат композиции страшный суд. Сохранились 12 аппостолов судей на престолах и ангелы позади них, в малом своде под хорами сцены рая, трубящие ангелы, апостл Петр, ведущий в рай святых жен, Богоматерь на престоле.
Икона Дмитрий солунский. Предполажительно связана с Всеволодом 3, Патроном которого считался дмитрий солунский. Символ власти.
Дальнейшее развитие Влад.Суз живописи можно представить по Ярославским памятникам. Ярославль стал большим художественным центром.
Знамение Богоматерь Великая Панагинея.
Богоматерь в тёмно-синем хитоне, поверх которого надет коричнево-красный пурпурный мафорий, стоит на овальном орнаментированном красном ковре, поднявши руки с раскрытыми ладонями до уровня плеч. На ее груди — медальон с поясным изображением Христа в пурпурном хитоне с оранженево-красным гиматием, широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах иконы расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов Михаила и Гавриила в крещатых омофорах, с зерцалами в руках с изображением креста[2][7]. В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.
На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.
Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви
В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.
Следует упомянуть замечательные браслеты с позолотой из Владимирского клада (12 -- 13 вв.), где орнаментальные мотивы заключены в рамки, воспроизводящие архитектурные формы. Тончайшим мастерством отличается шлем Ярослава Всеволодовича, найденный на поле битвы 1216 г. Его украшения -- фигуры архангела Михаила и святого Феодора, растительные узоры и изображения грифонов -- выполнены рельефной чеканкой. Суздальские мастера прикладного искусства создали в 20-30-х гг. 13 в. уникальный памятник - великолепные двери суздальского собора.
Обитые снаружи медными листами, они несут на себе 56 клейм с различными изображениями, выполненными оригинальным способом огневого золочения (Медные листы, прикрепленные к дверям, сначала покрывали черным лаком, потом острым инструментом прочерчивали рисунок, который травили кислотой. Затем листы покрывали ртутью и золотом и нагревали. В результате золото накрепко соединялось с медью листа. Техника огневого золочения получила широкое распространение на Руси. Ею были выполнены, например, интереснейшие композиции Васильевских дверей новгородского Софийского собора (1336 г., в настоящее время находятся в г. Александрове).). Южные двери посвящены «деяниям ангелов», которые издавна были «покровителями» князей. Западные украшены сценами из Нового завета.