Файл: Определение понятий готовность к школьному обучению, школьная зрелость, психологическая готовность к школьному обучению Определение понятия готовность к школьному обучению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение понятий: «готовность к школьному обучению», «школьная зрелость», «психологическая готовность к школьному обучению»

Определение понятия «готовность к школьному обучению»

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.

Основные виды готовности к школьному обучению:

- физическая готовность – состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

- специальная готовность - приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам;

- психологическая готовность.

Психологическая готовность к школе, школьная зрелость, готовность к школьному обучению – эти выражения включают в себя функциональное созревание психики ребенка.

Определение понятия «школьная зрелость»

Школьная зрелость - это такой уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма), при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
Традиционно выделяются 3 аспекта школьной зрелости:

Интеллектуальный, эмоциональный, социальный.Об интеллектуальной зрелости судят по :

-дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающая выделение фигуры из фона;
-концентрация внимания; - аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
-логическое запоминание,-сенсгомоторная координация; умение воспроизводить образец; - развитие тонких движений руки:
Такая интеллектуальная зрелость отражает в существенной мере функциональное созревание структур головного мозга.
Об эмоциональной зрелости говорят: уменьшение импульсивных реакций:- возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствует:
-потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп; - способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Проработкой проблемы готовности к школьному обучению занимались такие ученые как: Выготский,Божович, Эльконин, САЛМИНА, кравцова,Нижегородцева, ШАДРИКОВА.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Определение понятия «психологическая готовность к школьному обучению»

Психологическая готовность к школе ( синоним : школьная зрелость ) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. 

 Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно : в играх ; в труде ; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности 

Составляющие психологической готовности

Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами ( учебными мотивами ).

Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности.



Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками